Список терминов

 

Автомагистраль – дорога, имеющая для каждого направления проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Аудит дорожной безопасности – проверка (инспектирование, экспертиза) существующей, строящейся или проектируемой дороги группой независимых квалифицированных специалистов для оценки вероятного риска ДТП для всех категорий дорожных пользователей, цель которой ˗ предупреждение возникновения аварийно–опасных ситуаций.

Методология аудита дорожной безопасности – определение вероятных ошибок участников дорожного движения на определенных дорожных участках и подготовка предложений для предупреждения ошибок и минимизации их последствий.

Аудит дорожной безопасности – новый инструмент обеспечения безопасности движения, дополняющий традиционно используемые – применение и соблюдение стандартов и норм, а также выявление и устранение участков концентрации ДТП. Впервые аудит дорожной безопасности начал применяться в Англии в 1980-х гг.

Безопасность дорожного движения – 1) состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий; 2) качество дорожного движения, определяемое уровнем его аварийности; 3) комплекс технических, организационных и правовых мероприятий, позволяющих участникам дорожного движения двигаться без ДТП.

Валовый внутренний продукт (ВВП) – часть национального (регионального) валового продукта, оставшаяся после отделения поступлений государства (региона) извне. Валовый внутренний продукт − измеритель общего поступления, полученного производителями за продукцию, произведенную внутри страны (региона).

Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ, WHO) – международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Создана в 1946 г.

Задачи ВОЗ: борьба с особо опасными болезнями, разработка международных санитарных правил, улучшение состояния окружающей среды, ведение международной статистики и т.д. Штаб–квартира ВОЗ находится в Женеве.

Гармонизация – процесс приведения к совместимости отдельных компонентов системы, их слияние в единое органическое целое, исключающее противоречия и несогласованность внутри системы (например, гармонизированное законодательство, правила международной торговли, гармонизированные стандарты, таможенные требования и т.д.).

Городская дорожно-транспортная инфраструктура включает в себя сооружения, системы и службы, связанные с обслуживанием транспортных операций в городе.

Динамический габарит транспортного средства – длина транспортного средства плюс дистанция безопасности, минимально необходимая для безопасной остановки этого транспортного средства, движущегося с заданной скоростью.

Дисконтирование затрат и результатов – приведение экономических показателей разных лет к сопоставимому во времени виду с помощью коэффициентов дисконтирования, основанных на формулах расчета сложных процентов. Например: при коэффициенте дисконтирования 5 % затраты (или результат) 100 руб. спустя 2 года будет иметь дисконтированную стоимость в текущем году 90,3 руб. Посредством дисконтирования осуществляется переоценка затрат и результатов, относящихся к разным периодам времени, которая приводит их в сопоставимый ряд с сегодняшними стоимостями. Только дисконтированные затраты могут быть сложены в целях получения единой цифры, выражающей существующую стоимость затрат проекта, та же операция выполняется с дисконтированием результатов для получения существующей стоимости результатов.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Дорожная сигнализация – предварительное информирование участников дорожного движения посредством световых или звуковых сигналов и графических символов с целью инструктирования, предупреждения и управления дорожным движением. Включает все виды дорожных знаков, разметки, регулирования для обеспечения плавного и безопасного движения.

Дорожное движение – 1) процесс движения по дорогам транспортных и пешеходных потоков, в котором действия его участников − водителей, пешеходов, пассажиров – определяются правилами дорожного движения; 2) совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие(ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожное ограждение – устройство на автомобильных дорогах для предотвращения съездов транспортных средств с дороги, наездов на препятствия, столкновений со встречными транспортными средствами, организации движения пешеходных потоков, предотвращения выхода на дорогу пешеходов и животных.

Европейская конференция министров транспорта(European Conference of Ministers of Transport – ECMT) – межправительственная организация, учрежденная в 1953 г. в целях развития международного сотрудничества на транспорте. В рамках этой организации министры транспорта европейских стран сотрудничают между собой в области транспортной политики, обсуждают текущие транспортные проблемы, согласовывают совместные действия по развитию европейских транспортных систем, имеющих международное значение. Совет Конференции представлен министрами транспорта 36 европейских государств. Россия вошла в их число с 1 июля 1997 г. Кроме европейских государств–членов в организации представлены пять ассоциированных государств: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, США.

Европейский союз – организация, состоящая из государств-членов, которые решили интегрироваться по широкому ряду областей деятельности (транспорт, энергетика, сельское хозяйство, отрасли производства, торговля, международная политика, системы образования, юстиции, банков и т.д.) в целях выравнивания и повышения жизненного уровня населения государств–членов.

В 1992 г. между странами Европейского Экономического Сообщества (Общего рынка) был подписан Маастрихтский договор, ратификация которого означает учреждение Европейского союза с ноября 1993 г. В настоящее время в Европейский союз входит 25 государств–членов. Высший законодательный орган Европейского союза − Совет, исполнительный орган – Комиссия Европейского союза, консультативный орган − Европейский парламент.

Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций(ЕЭК ООН, UN/ Economic Comission for Europe) – постоянный орган Экономического и Социального Совета ООН, созданный в 1947 г.;

рассматривает вопросы экономической активности в Европе, укрепления экономических отношений между европейскими странами, развития международной торговли и транспортных связей, укрепления экономических отношений европейских стран со странами других континентов.

Иерархия – расположение элементов системного объекта в порядке от высшего элемента к низшему.

Интеграция – объединение в целое каких-либо частей, элементов, процесс взаимного приспособления, расширения сотрудничества, объединения национальных хозяйств, форма интернационализации хозяйственной жизни. Интеграция – экономическая форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после Второй мировой войны, объективный процесс переплетения национального хозяйства и согласованной межгосударственной экономической политики. Интеграция включает в себя развитие производственного и научно–технического сотрудничества, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание зон свободной торговли, таможенных союзов и т.д. Только интегрированная транспортная система способна предоставлять возможность мультимодальных перевозок как наиболее экономичных и позволяющих грузоотправителю выбрать способы транспортировки на разных звеньях транспортной цепочки в зависимости от его требований относительно тарифов, сроков доставки, сохранности груза, безопасности движения и т.д.

Интенсивность движения – количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени. Для двухполосных дорог со встречным движением интенсивность движения обычно характеризуют суммарной величиной встречных потоков, так как условия движения и, в частности, возможность обгона определяется загрузкой обеих полос. Если дорога имеет разделительную полосу и встречные потоки изолированы друг от друга, суммарная интенсивность встречных направлений не определяет условий движения, а характеризует лишь суммарную работу дороги как сооружения. Для таких дорог интенсивность движения имеет самостоятельное значение в каждом направлении. При регистрации движения в городских условиях имеет значение интенсивность на полосах движения, или так называемая удельная интенсивность.

Интермодальный терминал– пункт, связывающий несколько видов транспорта и позволяющий осуществлять комбинированные транспортировки с меньшими затратами времени за счет быстрого перехода с одного вида транспорта на другой. Интермодальные терминалы подразделяют на грузовые и пассажирские. В случае грузовых перевозок терминал обеспечивает замену традиционных погрузочно–разгрузочных работ автоматизированной перегрузкой стандартных контейнеров с одного вида транспорта на другой, сопровождаемую быстрой обработкой сопутствующей документации. В случае пассажирских перевозок терминал обеспечивает увязку расписаний различных видов транспорта для сокращения потерь времени на ожидание. Мультимодальная поездка по маршруту между пунктами отправления и назначения может быть обеспечена единым маршрутным билетом. Составление мультимодальных маршрутов обеспечивается в логистических центрах.

Интерференция навыков – взаимное влияние связанных навыков вождения, когда один, более стойкий, приобретенный ранее навык мешает проявлению нового, менее стойкого, в результате чего возможны ошибки водителя.

Концепция – руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип.

Ландшафтное проектирование дорог – обеспечение плавности будущей дороги в пространстве, ее гармоничное сочетание с элементами окружающего естественного ландшафта или повышение привлекательности окружения дороги искусственными способами для избежания монотонности движения.

Либерализация – отмена или ослабление государственного контроля над разными видами экономической деятельности и экономическими параметрами (ценой, зарплатой, ставкой процента, обменными курсами валют).

Маршрутное ориентирование – система информационного обеспечения водителей, которая помогает водителям четко ориентироваться на сложных транспортных развязках, избегать ошибок в выборе направления движения, дает возможность смягчать транспортную ситуацию на перегруженных направлениях.

Международная дорожная федерация(МДФ, 1RF) – неправительственная международная организация, объединяющая организации отраслей, связанных с дорожным движением всех типов, создана в 1948 г. В составе МДФ свыше 500 членов, представляющих более 100 государств. Задача МДФ – развитие дорожной инфраструктуры путем обмена технологиями, продвижения международных проектов, организации международных конференций, семинаров и симпозиумов по дорожным темам, публикаций, ведения международной статистики и т.д. Штаб–квартиры МДФ находятся в Женеве и Вашингтоне.

Международная конвенция – один из видов международного договора, устанавливающий взаимные права и обязанности государств в какой–либо области.

Мобильность сообщества – подвижность населения, выражаемая индексом мобильности, который измеряется как среднее количество поездок в день, приходящееся на каждого жителя сообщества.

Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности.

Надежность – свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технологического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Является комплексным свойством, сочетающим безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость (например, для транспортного средства). В зависимости от вида объекта его надежность может определяться совокупностью или частью перечисленных свойств. Надежность оценивает качество объекта в процессе эксплуатации: закладывается при проектировании, обеспечивается при изготовлении, проявляется и поддерживается при эксплуатации.

Надежность водителя– способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных (штатных), так и в критических ситуациях в течение заданного промежутка времени.

Надежность автомобильной дороги– способность дороги как комплексного транспортного сооружения (дорожные одежды, земляное полотно, мосты) обеспечивать безопасное расчетное движение транспортного потока со средней скоростью, близкой к оптимальной, в течение нормативного или заданного срока службы дороги при достаточных значениях других показателей.

Недостаточная видимость – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерки.

Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.

Обстоятельства возникновения ДТП – действия (бездействия) участников дорожного движения, иных причастных лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения ДТП.

Объем дорожного движения – фактическое суммарное количество транспортных средств и пешеходов за продолжительный период времени.

Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с правилами.

Оптимизация – 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных;

2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние;

3) улучшение характеристик системы путем нахождения компромиссного решения, наилучшего по целевой функции.

Оптимальное состояние системы– состояние системы для обеспечения достижения целей при данных условиях и ресурсах с максимально возможным результатом при минимально возможных издержках.

Организация дорожного движения– комплекс организационно–правовых, организационно–технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах с целью обеспечения максимально возможной безопасной скорости дорожного движения и необходимого уровня его эффективности и безопасности.

Организация Объединенных Наций(ООН, UN) – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами, действует с 1945 г.

Остановка– преднамеренное прекращение движения на время до 5 мин или больше, если это не связано с посадкой или высадкой пассажиров, выгрузкой или загрузкой транспортного средства.

Остановочный путь транспортного средства– расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до момента полной остановки.

Пассажир– лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходный переход– участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. Пешеходный переход типа «зебра» – пересечение транспортного и пешеходного движения на проезжей части, размеченное чередующимися светлыми и темными полосами, где пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами. Пешеходный переход типа «пеликан» – пересечение транспортного и пешеходного движения, где пешеходы сами включают зеленую фазу светофора для перехода проезжей части.

Пиковый период – продолжительность наибольшей интенсивности движения, значительно превышающей среднее значение интенсивности движения.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Пошлина– платеж определенной величины за проезд транспортным средством расстояния между двумя точками инфраструктуры. Величина пошлины определяется расстоянием и категорией транспортного средства. Уровни пошлин должны увязываться с затратами на строительство, эксплуатацию и развитие инфраструктуры.

Преимущество (приоритет)– право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Причины возникновения ДТП– совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение ДТП.

Прогноз– мнение о будущем развитии событий на основании имеющегося опыта и определенных предположений о тех факторах, которые, предположительно, будут влиять на события.

Программа– содержание и план деятельности, работ.

Производительность– эффект от использования ресурсов всех видов, отношение количества единиц результата на выходе к количеству единиц ресурсов на входе перерабатывающей системы.

Пропускная способность дороги– максимально возможное число автомобилей, которое может пройти через сечение дороги за единицу времени при обеспечении заданной скорости движения и безопасности. В реальных условиях пропускная способность дороги определяется наименьшей пропускной способностью одного из ее элементов (моста, путепровода, кривой в плане, участка замедления скорости движения, зоны слияния потоков, регулируемого перекрестка и т.д.), а также составом транспортного потока.

Психика– совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.), специфических аспектов жизнедеятельности человека при его взаимодействии с окружающей средой. Психика человека находится в неразрывном единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется такими определениями, как: активность, целостность, соотнесенность с миром, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т.д.

Психика – объект изучения психологии.

Психология– наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека.

Психология труда– отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности: профориентация, переутомление, несчастные случаи. Психология профессии развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, техническим дизайном и др.

Психомоторика– психические процессы отражения движений человека в его сознании. Понятие психомоторики было введено физиологом И.М. Сеченовым.

Разделительная полоса– элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Система(от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) – упорядоченная совокупность материальных объектов (элементов), объединенных какими–либо связями (механическими, информационными и др.), предназначенных для достижения определенных целей. Изучение систем проводится в рамках системного подхода.

Системный подход– направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода находят применение во многих областях: техника, управление, экология, банковское дело, транспорт и т.д.

Сообщество– население, проживающее в административном образовании: муниципалитет, область, государство, союз государств.

Состав транспортного потока– соотношение транспортных средств различного рода в составе движущегося транспортного потока. Состав транспортного потока влияет на пропускную способность дороги из–за габарита транспортных средств, входящих в его состав.

Стандарт– 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов;

2) нормативно–технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждаемый компетентным органом;

3) техническая спецификация, утвержденная официальным органом стандартизации в целях повторяющегося и продолжающегося применения, соответствие которой является обязательным. Европейский стандарт – стандарт, утвержденный Европейским комитетом стандартизации или гармонизирующий документ, обобщающий национальные правила.

Стандартизация– 1) деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области; 2) процесс установления и применения стандартов.

Стоянка– остановка на время свыше 5 мин, когда это не связано с посадкой или высадкой пассажиров или погрузочно–разгрузочными работами.

Страны OECD – 29 стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development – OECD).

В состав стран OECD входят: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США.

Стратегия– общий, всесторонний план действий для достижения целей транспортной политики, состоящий из согласованных действий и решений, подготовленных высшим руководством соответствующего уровня. Главное назначение транспортной стратегии – формирование общего видения, роли и задач транспорта, а также единых принципов принятия решений по реформированию и регулированию развития транспорта.

На макроэкономическом уровне транспорт рассматривается как единый объект управления.

Таунскейп(от англ. townscape) – мероприятия, направленные на решение технической проблемы, с одновременным эффектом для повышения эстетики городской окружающей среды (например, уличные светильники, покрытие дороги, насаждения, планировочные решения и т.п.).

Телематика – интеграция средств телекоммуникации и информатики, система средств связи и передачи данных в соединении с автоматической обработкой этих данных, основа современной транспортной логистики. Телематика позволяет реализовать концепцию транспорта будущего – интеллектуальные транспортные системы (Intelligent Transport Systems – ITS), позволяющие обеспечивать обмен информацией между транспортным средством и транспортной инфраструктурой (системы управление транспортным движением, системы позиционирования и навигации). Цель транспортной телематики – организация движения транспортных потоков с учетом достижения эффекта повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры, безопасности дорожного движения, комфорта пассажиров.

Темное время суток– промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Тормозной путь– часть остановочного пути, т.е. расстояние, проходимое транспортным средством от начала до конца торможения.

Транспортная инфраструктура – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для поддержания деятельности всех видов транспорта. Если транспортная инфраструктура позволяет осуществлять транспортные перевозки между пунктами отправления и назначения, легко перемещаясь с одного вида транспорта на другой в соответствии с требованиями грузоотправителя, такая транспортная инфраструктура становится мультимодальной и позволяет осуществлять мультимодальные (комбинированные) перевозки.

Транспортная логистика– управление потоками грузов посредством планирования, организации, осуществления и контроля грузопотоков от заказа грузоотправителя, через распределение грузов и исполнение транспортного заказа, до конечного грузополучателя с удовлетворением требований рынка – минимально возможными издержками.

Транспортная политика– официальная декларация целей, принципов и генерального курса действий, определенная высшим руководством, принятая в качестве руководящего указания для всех видов транспорта.

Транспортная сеть– все транспортные связи, доступные для пользователей.

Транспортная система– отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспортная система охватывает наземный, водный, воздушный транспорт.

Транспортное средство– устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Транспортно–экономический баланс– основа для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта. При разработке транспортно–экономического баланса принимаются во внимание расчетные перспективные пропускные и провозные мощности различных видов транспорта и транспортных узлов, приоритетные направления территориального развития инфраструктуры, увязанные с долгосрочными перспективами развития, согласованность развития мощностей основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.

Транспортный поток– совокупность транспортных средств, движущихся по проезжей части дороги.

Тротуар– элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Унификация– приведение чего–либо к единой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимают приведение различных видов продукции к наименьшему числу марок, типов. Таким образом, унификация – один из методов стандартизации.

Управление активами(Asset Management) – систематический процесс эксплуатации, содержания и улучшения физических активов путем обеспечения окупаемости всех затрат. Управление активами объединяет технические принципы с практикой ведения бизнеса и экономической теорией, используя современные инструменты для обеспечения принятия рациональных решений. Управление активами создает основу, как для оперативного, так и для долгосрочного планирования.

Управление активами рассматривает дорожную сеть и все ее составляющие компоненты как единую систему, обеспечивая сбалансированное управление в рамках ограниченных ресурсов, что отличает управление активами от традиционной практики управления отдельными системами дорожной сети, например покрытиями, мостами, обустройством и т. п.

Управление активами рассматривает вопросы, связанные с дорожными активами при расширенном временном горизонте, как с точки зрения экономики, так и технических решений. Путем системного подхода при управлении активами дорожная администрация расширяет возможности улучшения качества дорожной инфраструктуры при помощи систематизированной информации, которая позволяет ускорить и улучшить качество принимаемых решений, что повышает отдачу от инвестиций и результативность программ и в итоге сокращает общие затраты дорожного сектора и дорожных пользователей.

Управление активами подразумевает поиск компромиссов с помощью экономической оценки между различными инвестиционными альтернативами, как на уровне отдельного проекта, так и уровне всей сети или системы. Результатом является принятие наиболее выгодных для сообщества инвестиционных решений. Управление активами нацелено на улучшение эксплуатационных качеств системы, предлагаемых пользователю через усовершенствование системы управления и инвестиционных стратегий.

Уровень автомобилизации– показатель, отражающий насыщенность общества автомобилями, измеряется как число зарегистрированных автомобилей на 1000 жителей.

Условия возникновения ДТП– совокупность характеристик дороги, транспортного средства, водителя и окружающей среды в момент совершения ДТП.

Устойчивость транспортного средства– способность транспортного средства противостоять заносу (скольжению) и опрокидыванию.

Участник дорожного движения– лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода или пассажира транспортного средства.

Фактор– причина, движущая сила какого–либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.

Целесообразность– соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (воздействием результата процесса на его исходный пункт).

Экология– наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и их физическим окружением.

Экологический кризис– нарушение взаимосвязей внутри экосистем или необратимые явления в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью и угрожающие существованию сообщества и самого человека как биологического вида.

Экосистема– единое природное сообщество, образованное взаимодействующими организмами и окружающей средой, в которой живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Экосистемами являются, например, океан, тундра, лес, степь, пустыня.

Эргономика– научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в целях оптимизации условий, орудий и процессов их применения. Основным объектом исследования эргономики является система человек – машина, методом исследования – системный подход.

Эффект– результат, следствие каких-либо причин, действий (например, эффект торможения).

Эффективность– мера полноты реализации целенаправленного действия. Внешняя эффективность (Effectiveness) измеряет достижение целей (результативность); например, эффективный закон, ю.

Участник дорожного движения– лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода или пассажира транспортного средства.

Фактор– причина, движущая сила какого–либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты.

Целесообразность– соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. Понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (воздействием результата процесса на его исходный пункт).

Экология– наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и их физическим окружением.

Экологический кризис– нарушение взаимосвязей внутри экосистем или необратимые явления в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью и угрожающие существованию сообщества и самого человека как биологического вида.

Экосистема– единое природное сообщество, образованное взаимодействующими организмами и окружающей средой, в которой живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Экосистемами являются, например, океан, тундра, лес, степь, пустыня.

Эргономика– научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в целях оптимизации условий, орудий и процессов их применения. Основным объектом исследования эргономики является система человек – машина, методом исследования – системный подход.

Эффект– результат, следствие каких-либо причин, действий (например, эффект торможения).

Эффективность– мера полноты реализации целенаправленного действия. Внешняя эффективность (Effectiveness) измеряет достижение целей (результативность); например, эффективный закон, т.е. введение закона позволило достичь желаемого результата. Внутренняя эффективность (Efficiency) – экономичность, измеряющая наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов (производительность); обычно характеризуется отношением эффекта к вызвавшим его затратам.

Эффект присутствия– метод организации дежурства инспекторов дорожной полиции на потенциально опасных участках дорог таким образом, чтобы периодическое, но непредсказуемое появление инспектора на таких участках поддерживало в сознании водителей их репутацию как участков высокой вероятности присутствия инспектора.

Продуманная система скользящих графиков дежурства инспекторов на таких участках позволяет поддерживать «эффект присутствия» на критических точках протяженной сети силами небольшой по численности патрульной службы.

 


[1] метод регулирования дорожного движения: когда с помощью светофоров или знаков по одной или нескольким полос движения дороги движение может быть организовано в ту или иную сторону. Этот метод регулирования позволяет эффективно использовать ширину проезжую часть.