ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

 

В соответствии с законодательством сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в правонарушениях и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.[1]

Применение огнестрельного оружия в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150 - ФЗ «Об оружии», Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 - 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45 - ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и положениями иных нормативных правовых актов сотрудниками уголовно-исполнительной системы осуществляется как в пределах границ исправительных учреждений, территорий, на которых установлены режимные требования, и территорий охраняемых объектов, так и вне пределов указанных территорий.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оружии» оружие, в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется:

1) на гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

На основании ст. 1 Федерального закона «Об оружии» [2] оружие – это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.

Оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты называется гражданским. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

Гражданское оружие подразделяется (ст. 3 Федерального закона «Об оружии»):

1) на оружие самообороны;

2) спортивное оружие;

3) охотничье оружие;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации.

К служебному относится оружие, предназначенное для использования работниками государственных органов и работниками юридических организаций, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. В эту группу входит огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное длинноствольное оружие.[3]

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об оружии» к боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение.[4]

Применение огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы связано с их общеправовым статусом и специальным правовым статусом должностного лица уголовно-исполнительной системы.