В рекордные сроки построена Северо-Печорская железная дорога.

С началом Великой Отечественной войны Ярославская и Северная дороги развернули массовые перевозки по обеспечению обороны страны. Одновременно потребовалось обеспечить обратный поток эвакуируемых людей и грузов в тыл.

Еще в предвоенное время было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 километров в направлении до Воркуты. В конце 1940 года уже функционировала линия от Котласа до Кожвы. Окончательно сдать дорогу в эксплуатацию предполагалось в 1945 году.

Начавшаяся война потребовала ускорить темпы строительства стальных магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. 28 декабря 1941 года из Воркуты в Москву отправился первый "угольный маршрут".

Сооружение моста через Печору и строительство участка Коноша – Котлас - Кожва велось быстрыми темпами, и уже в конце 1942 года Северо-Печорская железная дорога вступила в строй. Строительство 1600 километров стальных путей завершилось на три года раньше срока. В Великую Отечественную войну железнодорожный транспорт Севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда, транспортировку грузов, доставляемых северными морскими конвоями, в глубь страны.