Методы контроля

Наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, практическая работа.

Текущее наблюдение. Одним из основных методов контроля является проводимое учителем планомерное систематическое наблюдение за учебной работой уч-ся на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение уч-ся к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществлять индивидуальный подход к уч-ся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН.

В связи с тем, что итоги наблюдения за учениками нелегко удержать в памяти, учителя ведут специальные записи в личных тетрадях или дневниках, которые способствуют объективному определению динамики развития и подготовки уч-ся.

Устный контроль.

Главное достоинство устной проверки - контакт между преподавателем и учащимися, что дает возможность изучить их индивидуальные способности учащегося, корректировать их знания и т.д. В то же время преподаватель испытывает ряд методических затруднений:

1. отбор содержания и постановка вопроса;

2. потеря внимания группы при ответе одного учащегося;

3. нехватка времени для опроса всех.

Поэтому преподаватель должен тщательно готовиться. На уроках электротехники и спецтехнологии устная проверка знаний осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной.

Для формирования практических умений в исполнительский блок могут быть включены практические и лабораторные работы, упражнения и инструкционные карты.

Варианты построения контролирующего блока, представление методического блока.

При разработке содержания контролирующего блока для выявления уровня сформированности знаний и умений используются контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, контрольные работы, проверочные практические задания и специально сконструированные тесты.

Тесты состоят из задания и эталона выполнения задания. В модульном обучении используются тесты, которые можно классифицировать по трем уровням усвоения. Выделяют тесты I, II, III уровней. Тесты первого уровня подразделяются на тесты опознания, различения, соотнесения. Проверку усвоения знаний на II уровне можно производить с помощью конструктивных тестов, тестов-подстановок, типовых задач. Тестами III уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.

В настоящее время для оценки качества обучения учащихся все более широкое применение находят методы с элементами рейтинговой технологии. Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого рабочего. Вместе с тем, это действенное средство управления учебным процессом в учебном заведении, так как информация о результатах такого контроля используется для разработки управляющих воздействий на учебный процесс.

Процедуры оценки знаний, предусмотренные в рейтинговой системе, позволяют обеспечить ее соответствие требованиям, предъявляемым к контролю знаний и умений учащихся: систематичность, объективность, индивидуальность, валидность, всесторонность и т.п. При этом в ней возможно использовать наряду с традиционным педагогическим контролем (устные и письменные опросы, контрольные, лабораторные и производственные работы, устные и письменные экзамены и т.д.) и прогрессивные методы (например, тестовый). Достоинства рейтинговой системы перед традиционной технологией контроля достигаются за счет усиления оценочной и коррекционной функций. Такая технология ценна именно следствием: повышается активность учащегося и его самостоятельность, появляется возможность осмысленного корректирования своего уровня достижений.

При разработке рейтингового контроля учебной деятельности по дисциплине рекомендуется использовать принципы модульного обучения. Оценивание результатов деятельности учащегося осуществляется с помощью трех видов контроля: текущего - по контрольным позициям в пределах одного модуля, промежуточного - осуществляемого в рамках 3-4 модулей и итогового - подведение итоговых результатов обучения. Все без исключения результаты на каждом этапе контроля оцениваются в баллах и после их суммирования получают обобщенный итоговый показатель (суммарный рейтинг) учащегося по предмету.

Применение рейтинговой системы в образовательной практике многих учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования преследует следующие основные цели:

- мотивация систематической самостоятельной работы обучающихся; введение элемента состязательности ранжированием учащихся в процессе обучения в зависимости от их успехов;

- обеспечение надежности текущего контроля учебного процесса;

- увеличение информативности и достоверности обратной связи в системе управления качеством подготовки рабочих кадров; объективизация оценки знаний учащихся, получаемых по отдельным дисциплинам или циклам дисциплин;

- осуществление контроля качества подготовки выпускников;

- повышение качества педагогического проектирования учебного процесса и его реализации.

 

45 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТАМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫБРАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель – учащийся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, физическое явление, технологический процесс). С помощью посредников увеличивается объем преподаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений. Данные посредники являются средствами обучения.

 

Оснащая процесс обучения средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности профессий, содержания обучения, организации системы создания средств обучения и, с другой стороны, - выбор и создание таких средств, которые позволили бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п.

Кроме того, при выборе средств обучения необходимо учитывать предъявляемые к ним эргономические, гигиенические, экологические требования, а также требования безопасности использования в учебном процессе.

Учет этих фактов-критериев в комплексе определяет комплексность в оснащении учебного процесса средствами обучения, комплексное их использование, обеспечивающее эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Эффективность комплексного использования средств обучения во многом зависит от рациональной методики их применения. В реальном учебном процессе такая методика определяется преподавателями и мастерами производственного обучения, исходя из их опыта и педагогического мастерства, содержания учебного материала, состава учащихся, условий процесса обучения и др. Вместе с тем можно выделить некоторые общие условия использования наглядных пособий, технических и других средств обучения, реализация которых может обеспечить эффективное их применение в учебном процессе:

- четкое соблюдение рекомендаций и требований к подготовке учебно-материального оснащения урока:

а) наглядных пособий, раздаточного материала и других средств обучения, применяемых на уроке, должно быть столько, сколько требуется для четкого, полного и доходчивого изучения учебного материала. Перегружать урок учебными средствами вредно;

б) все, что будет использовано на уроке, должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения, «под рукой»;

в) действующие пособия и технические средства обучения перед использованием необходимо обязательно проверить в работе;

г) убедиться, что учебных пособий для индивидуального использования достаточно для полной загрузки учащихся.

- обеспечение хорошей видимости и слышимости: размеры наглядных пособий, место их демонстрации, четкость изображений и надписей, размеры экрана, световой поток, оптимально достаточное затемнение помещения, четкость и громкость звука и др.;

- четкое определение цели и места использования каждого намеченного к использованию на уроке средства обучения с учетом их основных дидактических функций и возможностей, а также содержания учебного материала;

- постоянное следование педагогическому правилу о том, что использование средств обучения - не самоцель, а педагогическое средство повышения эффективности познавательной деятельности учащихся;

- систематичность применения наглядных пособий и технических средств обучения, что способствует формированию у учащихся привычек и умений работы с ними;

- организация учебной работы учащихся на уроках таким образом, чтобы они не только наблюдали, получали необходимую информацию из наглядных пособий и ТСО, но и, по возможности, активно работали с ними;

- применение разнообразных форм и способов работы учащихся со средствами обучения: наблюдение; иллюстрирование ответов на вопросы преподавателя, мастера; разборка-сборка; снятие показаний; взаимоконтроль; программированное обучение; работа с техническими средствами в режиме репетитора, экзаменатора, консультанта, тренажера; поиск данных и выполнение расчетов;

- сочетание демонстрации наглядных пособий и применения ТСО с другими методами и видами учебной работы - объяснениями, упражнениями, самостоятельной работой учащихся и др.;

- вовлечение в процесс восприятия демонстрируемого возможно большего количества органов чувств (анализаторов) учащихся: зрения, слуха, осязания, а в необходимых случаях - вкуса и обоняния.

Как мы видим, технологии в профессиональном образовании как современные способы системной деятельности педагога и обучаемых проектируются на основе перспективных технических средств обучения и учебной предметной среды.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕН-НЫХ МАСТЕРСКИХ. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫБРАННЫМИ СИСТЕМОЙ И МЕТОДИКОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях производства предусматривается обязательная организация хорошо оборудованных учебных мастерских, участков, полигонов как в самих училищах, так и вцехах предприятий, на стройках. Здесь учащиеся приобретают навыки организации рабочего места, знакомятся с механизмами, инвентарем, инструментами, необходимыми для выполнения работ, овладевают трудовыми приемами выполнения операций и комплексов работ в технологической последовательности, осваивают производственную культуру, учатся рациональному использованию учебного времени, соблюдению требований безопасности труда, производственной и технологической дисциплины.

Учебные мастерские, участки и полигоны, позволяют организовать фронтальное обучение учащихся, рационально чередовать теоретические занятия с производственными, последовательно изучать учебный материал в соответствии с программами и квалификационными характеристиками.

Правильная организация учебных мастерских, участков, полигонов: планировка, оснащение, соответствие учебно-воспитательным задачам, формам и методам производственного обучения - способствует созданию благоприятных условий труда для мастера и учащихся, достижению максимальной эффективности учебно-воспитательной работы при минимальных затратах времени мастера и учащихся, дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства.

Мастерские как правило, размещают на первом этаже. Площадь под них отводится с учетом возможного расширения.

Освещение мастерских не только имеет важное гигиеническое значение, но и оказывает серьезное влияние на производительность труда. Поэтому оно должно быть равномерным, соответствующим установленным нормам. Лучшим освещением для учебных мастерских считаются лампы дневного света.

Температуру воздуха в мастерских необходимо поддерживать зимой не ниже 15-16, летом - не выше 20°С. Такая температура наиболее благоприятна для работы. Постоянный приток свежего воздуха, достаточный воздухообмен обеспечивает естественная или искусственная вентиляция.

Полы должны быть теплыми, удобными для уборки, стены иметь гладкую поверхность. Окраска стен в светлые тона, а потолков в белый цвет повышает освещенность помещения. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики.

Оборудование, производящее при работе шум, лучше располагать в отдельном крыле в отдалении от кабинетов, где проводится теоретическое обучение.

Общие требования к планировке учебных мастерских следующие:

учебные мастерские должны быть приспособлены для проведения занятий по определенной программе производственного обучения и в соответствии с принятой дидактической системой; мастерские должны быть рассчитаны на общегрупповое (фронтальное) обучение;

если мастерская предназначена для одновременного обучения нескольких групп, то участки следует отделять друг от друга, чтобы закрыть проход через рабочую зону учебной группы, что создает условия для проведения мастером занятий со всей группой;

в учебных мастерских необходимо выделить самостоятельные отделения с учетом специфики каждой профессии, а также инструментальные и материальные кладовые, отделение механика и т.д.;

отделения, связанные между собой технологическим процессом, следует размещать ближе друг к другу, например: слесарные мастерские рядом со станочными, токарные - с фрезерными и шлифовальными, столярные - с деревообрабатывающими и т.д.;

каждое отделение по площади и количеству оборудования рассчитывается на одновременное обучение одной группы (25-30 или 12-15 учащихся r зависимости от профессии);

шлифовальные, наждачные и заточные станки должны быть установлены в отдельных помещениях; если это требование выполнить нельзя, над такими станками делают вытяжную вентиляцию;

отделения, работа которых связана с выделением большого количества газов и пыли, сопряжена с большим шумом или опасностью травматизма (кузнечные, литейные, формовочные, деревообрабатывающие, силовые установки и др.), необходимо полностью изолировать;

мастерские должны быть оснащены необходимыми наглядными пособиями, ГОСТами, таблицами, квалификационными характеристиками, перечнями учебно-производственных работ, которые развешиваются или устанавливаются в период изучения определенной темы программы;

на одной из стен следует расположить доску показателей группы (состав группы, ее социалистические обязательства, план учебно-воспитательной работы, «молнии», фотографии или фамилии отличившихся учащихся и т.д.);

на видном месте необходимо, разместить аптечку с медикаментами для оказания первой помощи и бак с холодной кипяченой водой;

на каждом рабочем месте в комплект индивидуального инструмента учащихся должны входить щетки, специальные совки и крючки для удаления стружки;

в мастерской должны быть закрывающиеся ящики для сбора использованного обтирочного материала, стружек, опилок, совки-лопаты для уборки стружек и опилок, щетки для приведения в порядок мастерских;

в каждой мастерской обязательно должен быть необходимый противопожарный инвентарь.

Учебно-производственное оборудование учебных мастерских должно отвечать современному уровню техники и обеспечивать возможность изучения всех тем программ производственного обучения. Оснащаются учебные мастерские основным и вспомогательным учебно-производственным оборудованием индивидуального и общего пользования, необходимым для выполнения учащимися заданий в соответствии с требованиями программ безопасности труда.

Основным учебно-производственным оборудованием индивидуального пользования в мастерских для механической обработки являются соответствующие токарные, фрезерные или другие станки, в слесарных - верстаки со слесарными тисками и т.д. Вспомогательное учебно-производственное оборудование общего пользования – это сверлильные и заточные станки, разметочные и правильные плиты и т.п.

Тип и количество оборудования индивидуального и общего пользования определяют в соответствии с требованиями программ производственного обучения, а также в зависимости от характера выполняемых в мастерских учебно-производственных работ.

Количество основного оборудования индивидуального пользования устанавливают из расчета работы учащихся не более чем в две смены; для каждой профессии должны быть отдельные соответствующим образом оснащенные рабочие места. При чередовании производственного и теоретического обучения через день и односменной работе на одном рабочем месте могут обучаться двое учащихся, а при двухсменной - четверо. Среднее количество оборудования общего пользования должно составлять примерно 8 - 10% всего оборудования индивидуального пользования (станков, верстаков и др.), но при этом обязательно, чтобы было оборудование каждого наименования.

Оборудование в учебных мастерских должно быть размещено так, чтобы мастер со своего рабочего места мог проводить коллективный инструктаж группы. Кроме того, должны быть обеспечены наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся, удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе и ремонте, а также при транспортировании материалов, деталей, отходов. Ширина проходов между станками или верстаками, где перемешается только работающий, должна быть 0,5-0,8 м, проходов между рядами станков или верстаков - не менее 1,2 м, а проездов для тележек, электрокаров и другого транспорта - не менее 2 м. Все виды оборудования в опасных местах ограждают сетками, решетками, кожухами или барьерами.

При размещении станков в мастерской необходимо обеспечить соответствующие расстояния между ними, а также между станками и стенами, колоннами и т.п. Расстояние между станками средней группы при линейном расположении должно быть не менее 0,5 м, Фронтальном - не менее 0,9 м. Если при фронтальном расположении зона рабочего места учащегося сзади ограничена не линией станков, а колоннами или стеной, то это расстояние может быть уменьшено до 0,8 м.