Законы риторики

Закон — это категория, отображающая существенные, необходи­мые и повторяющиеся связи между явлениями реальной действитель­ности. Законы, как правило, носят объективный характер. Любая це­ленаправленная деятельность людей опирается на знание и практическое использование законов и анализ условий и форм их проявления. Изучив характер и условия действия законов, люди могут использовать их в своих интересах. Любая область научного знания вырабатывает свои специфические законы, сила которых проявляется в определенной, более узкой, сфере действительности. В риторике как сфере гуманитарного знания сформулированы законы, отображающие связи между такими явлениями, как общество и речь, отношения в рамках понятий «говорящий — аудитория» («адресант — адресат»). Рассмотрим наи­более общие законы, отображающие взаимоотношения коммуникан­тов в процессе общения и самого общения в жизнедеятельности человека. Содержание и сущность риторики и ее основных категорий позволяет сформулировать следующие законы.

Необходимо всегда помнить о том, что речь, общение строится по закону диалога, когда все участники общения находятся в позиции взаимодействия, являются субъек­тами речевого общения, что обеспечивает совместные размышле­ния по поводу обсуждаемой проблемы, совместный поиск истины.

Интересным и продуктивным является подход к определению за-
конов современной риторики, предложенный А.К. Михальской[3]. Она
формулирует четыре закона риторики, главным из которых является
закон гармонизирующего диалога. Реализация этого закона предпо-
лагает:

—диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, что проявляется в стремлении «вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.» (М.М. Бахтин);

—установление с адресатом гармонических и двусторонних отно­шений.

Риторика выработала принципы речевого поведения, направлен­ные на диалогизацию речевого общения, чтобы получить живой и ак­тивный отклик слушателя (читателя) на речь говорящего (слово пи­шущего). Эти принципы будут раскрыты в соответствующих разделах пособия.

Второй закон современной риторики —- закон продвижения и ориентации адресата. Суть этого закона в том, что автор речи дол­жен помочь слушателю (читателю) сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с ее восприятием.

Для реализации этого закона необходимо:

—создавать у слушателя ощущение движения в пространстве речи;

—осведомлять адресата о характере «пути», о его неожиданностях и препятствиях;

—определять по мере движения по содержанию речи те позиции, которые уже достигнуты и которые в какой-то степени помогают подготовиться к следующему этапу на пути познания смысла речи.

Закон продвижения и ориентации адресата проявляется прежде всего в общей структуре речи, каждый компонент которой выполняет свою функцию в организации движения коммуникантов в простран­стве речи.

Структура должна быть ясной как для автора, так и для слушате­лей. Ясность структуры проявляется в композиции каждой части ре­чи, в умелых переходах от одной части речи к другой, в формулиро­вании промежуточных и итоговых выводов. Такими смы­словыми вехами в данном тексте являются: название, в котором обо­значено то, о чем пойдет речь в тексте; средства связи и логичного перехода от одной мысли к другой – когезия.

Большую роль в реализации этого закона играет исполнение (про­изнесение) речи: излишние паузы, неумение выделять голосом (пра­вильно интонировать) значимые смысловые блоки, регулировать темп речи — все это мешает движению, утомляет слушателя.

Третий закон современной риторики — закон эмоциональности речи. Чтобы понять суть этого закона, вдумайтесь в слова Н.Ф. Кошанского: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага»[4].

Обратим внимание на выражение «сила чувств». Н.Ф. Кошанский определяет это свойство как «красноречие сердца», которое проявля­ется в живом ощущении истины, в увлечении автором тем, о чем он рассуждает, в умении заразить своими чувствами партнеров по обще­нию, увлечь их за собой.

Убедительность речи Н.Ф. Кошанский понимает как красноречие ума, которое проявляется в силе, ясности и «приятности» убеждений и которое позволяет — даже «против воли и чаяний» — согласиться с мыслями автора.

«Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться», — утверждает Н.Ф. Кошанский. Чтобы добиться эмоциональности речи, нужно осознанно и целе-тправленно пользоваться экспрессивными (выразительными) средствами языка, риторическими тропами и фигурами (об этом подробно будет сказано в соответствующих разделах пособия).

Четвертый закон современной риторики А.К. Михальская формулирует как закон удовольствия.

Чтобы речь была действенной и эффективной, она должна достав­ить удовольствие слушателям (читателям). Удовольствие нужно по­нимать в широком смысле слова, как радость общения в любых, даже трагических ситуациях. Удовольствие в этом значении проявляется не только в ситуациях юмористического концерта, веселого застолья, чтения книг о забавных приключениях и т.п.

Таким образом, закон удовольствия означает, что говорящий ста­вит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение при­ятным. А что делает общение приятным? Какую речь слушать прият­но? Приятную речь слушаешь легко, с удовольствием. А для этого ее нужно сделать ясной, выразительной, нескучной. С этой целью нужно использовать такие приемы, как вовлечение слушателя «в игру», че­редование трудного и легкого в изложении материала, разнообразие речи (смена темпа речи, использование юмора в содержании даже са­мого серьезного сообщения, использование разнообразных интонаци­онных моделей и рисунков).

Сказанное означает, что автор речи должен уметь использовать такие фигуры, как парадокс, каламбур, загадка («игровые фигуры» речи), юмор в различных его проявлениях (анекдот, шутка, история, цитата, афоризм).

Законы удовольствия связаны с гедонистической функцией речи, которая проявляется в ее самоценности — именно речь как таковая служит источником получения удовольствия. Вспомните, что человек часто стремится пообщаться с кем-нибудь, потому что это доставит ему удовольствие (болтовня, разговор по душам, дружеская беседа, развлекательная беседа). Так и при подготовке речи нужно обдумать, как сделать ее легкой для восприятия, приятной для слушателей (чи­тателей), доставляющей радость и себе (как автору), и твоим партне­рам по общению[5].

Согласимся с М.Н. Михалкиным, что «законы риторики отображают связь речи с соци­альными культурологическими ценностями, требованиями, сформу­лированными в обществе, определяют условия создания эффектив­ной, действенной речи, способствующие гармонизации отношений между людьми»[6].

 

Безусловно, необходимым для целостного понимания риторики как учебного предмета будет знакомство с такой категорией риторики как риторический канон.