Законы риторики
Закон — это категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реальной действительности. Законы, как правило, носят объективный характер. Любая целенаправленная деятельность людей опирается на знание и практическое использование законов и анализ условий и форм их проявления. Изучив характер и условия действия законов, люди могут использовать их в своих интересах. Любая область научного знания вырабатывает свои специфические законы, сила которых проявляется в определенной, более узкой, сфере действительности. В риторике как сфере гуманитарного знания сформулированы законы, отображающие связи между такими явлениями, как общество и речь, отношения в рамках понятий «говорящий — аудитория» («адресант — адресат»). Рассмотрим наиболее общие законы, отображающие взаимоотношения коммуникантов в процессе общения и самого общения в жизнедеятельности человека. Содержание и сущность риторики и ее основных категорий позволяет сформулировать следующие законы.
Необходимо всегда помнить о том, что речь, общение строится по закону диалога, когда все участники общения находятся в позиции взаимодействия, являются субъектами речевого общения, что обеспечивает совместные размышления по поводу обсуждаемой проблемы, совместный поиск истины.
Интересным и продуктивным является подход к определению за-
конов современной риторики, предложенный А.К. Михальской[3]. Она
формулирует четыре закона риторики, главным из которых является
закон гармонизирующего диалога. Реализация этого закона предпо-
лагает:
—диалогическое взаимодействие участников общения, вовлечение аудитории в диалог, что проявляется в стремлении «вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.» (М.М. Бахтин);
—установление с адресатом гармонических и двусторонних отношений.
Риторика выработала принципы речевого поведения, направленные на диалогизацию речевого общения, чтобы получить живой и активный отклик слушателя (читателя) на речь говорящего (слово пишущего). Эти принципы будут раскрыты в соответствующих разделах пособия.
Второй закон современной риторики —- закон продвижения и ориентации адресата. Суть этого закона в том, что автор речи должен помочь слушателю (читателю) сориентироваться в пространстве речи, преодолеть трудности, связанные с ее восприятием.
Для реализации этого закона необходимо:
—создавать у слушателя ощущение движения в пространстве речи;
—осведомлять адресата о характере «пути», о его неожиданностях и препятствиях;
—определять по мере движения по содержанию речи те позиции, которые уже достигнуты и которые в какой-то степени помогают подготовиться к следующему этапу на пути познания смысла речи.
Закон продвижения и ориентации адресата проявляется прежде всего в общей структуре речи, каждый компонент которой выполняет свою функцию в организации движения коммуникантов в пространстве речи.
Структура должна быть ясной как для автора, так и для слушателей. Ясность структуры проявляется в композиции каждой части речи, в умелых переходах от одной части речи к другой, в формулировании промежуточных и итоговых выводов. Такими смысловыми вехами в данном тексте являются: название, в котором обозначено то, о чем пойдет речь в тексте; средства связи и логичного перехода от одной мысли к другой – когезия.
Большую роль в реализации этого закона играет исполнение (произнесение) речи: излишние паузы, неумение выделять голосом (правильно интонировать) значимые смысловые блоки, регулировать темп речи — все это мешает движению, утомляет слушателя.
Третий закон современной риторики — закон эмоциональности речи. Чтобы понять суть этого закона, вдумайтесь в слова Н.Ф. Кошанского: «Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага»[4].
Обратим внимание на выражение «сила чувств». Н.Ф. Кошанский определяет это свойство как «красноречие сердца», которое проявляется в живом ощущении истины, в увлечении автором тем, о чем он рассуждает, в умении заразить своими чувствами партнеров по общению, увлечь их за собой.
Убедительность речи Н.Ф. Кошанский понимает как красноречие ума, которое проявляется в силе, ясности и «приятности» убеждений и которое позволяет — даже «против воли и чаяний» — согласиться с мыслями автора.
«Если красноречие ума соединяется с красноречием сердца, то нет почти сил им противиться», — утверждает Н.Ф. Кошанский. Чтобы добиться эмоциональности речи, нужно осознанно и целе-тправленно пользоваться экспрессивными (выразительными) средствами языка, риторическими тропами и фигурами (об этом подробно будет сказано в соответствующих разделах пособия).
Четвертый закон современной риторики А.К. Михальская формулирует как закон удовольствия.
Чтобы речь была действенной и эффективной, она должна доставить удовольствие слушателям (читателям). Удовольствие нужно понимать в широком смысле слова, как радость общения в любых, даже трагических ситуациях. Удовольствие в этом значении проявляется не только в ситуациях юмористического концерта, веселого застолья, чтения книг о забавных приключениях и т.п.
Таким образом, закон удовольствия означает, что говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. А что делает общение приятным? Какую речь слушать приятно? Приятную речь слушаешь легко, с удовольствием. А для этого ее нужно сделать ясной, выразительной, нескучной. С этой целью нужно использовать такие приемы, как вовлечение слушателя «в игру», чередование трудного и легкого в изложении материала, разнообразие речи (смена темпа речи, использование юмора в содержании даже самого серьезного сообщения, использование разнообразных интонационных моделей и рисунков).
Сказанное означает, что автор речи должен уметь использовать такие фигуры, как парадокс, каламбур, загадка («игровые фигуры» речи), юмор в различных его проявлениях (анекдот, шутка, история, цитата, афоризм).
Законы удовольствия связаны с гедонистической функцией речи, которая проявляется в ее самоценности — именно речь как таковая служит источником получения удовольствия. Вспомните, что человек часто стремится пообщаться с кем-нибудь, потому что это доставит ему удовольствие (болтовня, разговор по душам, дружеская беседа, развлекательная беседа). Так и при подготовке речи нужно обдумать, как сделать ее легкой для восприятия, приятной для слушателей (читателей), доставляющей радость и себе (как автору), и твоим партнерам по общению[5].
Согласимся с М.Н. Михалкиным, что «законы риторики отображают связь речи с социальными культурологическими ценностями, требованиями, сформулированными в обществе, определяют условия создания эффективной, действенной речи, способствующие гармонизации отношений между людьми»[6].
Безусловно, необходимым для целостного понимания риторики как учебного предмета будет знакомство с такой категорией риторики как риторический канон.