ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХНЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ
21 июля 1997 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ), который определил правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Этот закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В Законе установлено новое понятие «опасный производственный объект» Оно охватывает предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. К категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Недропользование относится к видам человеческой деятельности, связанным с высоким уровнем производственного травматизма и аварийности. По данным Госгортехнадзора РФ в 1998 г. в горнорудной промышленности смертельный травматизм увеличился на 9 % по сравнению с 1997 г., а число аварий на 83 %. В угольной промышленности в 1998 г. произошло 54 аварии.
В статье 24 Закона РФ «О недрах» указано, что пользование недрами допускается только при выполнении требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников предприятий, связанных с пользованием недрами, и населения в зоне влияния этих работ.
Эти требования включают:
· допуск к выполнению работ лишь тех лиц, которые имеют специальную подготовку и квалификацию, а к руководству этими работами — только лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
· получение лицензий на соответствующий вид деятельности при проведении работ, связанных с повышенной опасностью при пользовании недрами, обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективно защиты;
· применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
· правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
· разработку и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих нормальный технологический цикл работ, охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от их вредного влияния при нормальном режиме проведения этих работ и возникновении аварийных ситуаций.
В этот комплекс мероприятий входят:
· проведение комплекса геологических, маркшейдерских и
иных работ с целью прогнозирования опасных ситуаций и предварительного нанесения на планы горных работ опасных зон;
· проведение систематического контроля за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей и запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствует требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
· осуществление специальных мероприятий по прогнозирование и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, проявлений горных ударов и управлению деформационными процессами в массиве горных пород.
Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, или иные уполномоченные на то должностные лица:
· несут непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий этих работ;
· обязаны немедленно приостановить работы при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий и обеспечить обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния этих работ.
Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности и безопасности лиц, занятых на работах, связанных с пользованием недрами, органы государственной власти совместно с пользователями недр обязаны:
· разрабатывать с учетом современных достижений науки и техники специальные мероприятия, предусматривающие улучшение состава шахтной (рудничной) атмосферы, совершенствование технологии недропользования и средств коллективной и индивидуальной защиты и направленные на предупреждение профессиональных заболеваний и производственного травматизма;
· систематически совершенствовать правила и нормы безопасности, санитарные правила и нормы;
· обеспечить выполнение правил и норм по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
На органы Государственного горного надзора возложены (в пределах их компетенции) обеспечение государственного нормативного регулирования вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, и выполнение контрольных функций. С этой целью Госгортехнадзор России (сейчас реорганизован в Ростехнадзор) 3 июля 1993 г. утвердил Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, которое устанавливает организационно-правовые основы лицензирования в системе Ростехнадзора. Лицензирование осуществляется с целью государственного регулирования в области обеспечения безопасности промышленных производств (объектов) и работ повышенной опасности, а также защиты промышленного персонала, населения и окружающей среды от воздействия опасных факторов производственной деятельности Лицензии являются официальным разрешительным документом, выдаваемым Госгортехнадзором России или его региональным органом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида деятельности и регламентирующим условия осуществления этой деятельности.
К компетенции Госгортехнадзора России (центрального аппарата) относится:
· выдача лицензии на проектирование горных производств и объектов, нефтегазодобывающих производств и объектов, а также других взрывопожароопасных производств и объектов;
· разработку и испытание промышленных взрывчатых материалов и упаковки для них, а также оборудования и приборов, пользуемых при взрывных работах, проектирование пунктов изготовления взрывчатых веществ;
· проведение экспертизы по организационной и технической готовности предприятий к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
· проведение экспертизы по программам, методикам контроля испытаний оборудования производств повышенной опасности;
· подготовку специалистов, имеющих право руководства взрывными работами, а также ответственного ведения горных бот в высших и средних специальных учебных заведениях и на специальных курсах.
К компетенции региональных органов (округов) Ростехнадзора относится выдача лицензий на все виды деятельности, за исключением отнесенных к компетенции центрального аппарата Ростехнадзора.
Лицензия выдается по заявлению заинтересованного предприятия (гражданина) Заявление представляется в соответствующий региональный орган (округ) Ростехнадзора (по месту государственной регистрации предприятия), а в случаях, когда вопросы выдачи лицензий отнесены к компетенции центрального аппарата, в Ростехнадзор в г. Москве. К заявлению прилагается комплект материалов, подтверждающих возможность и готовность предприятия-заявителя осуществлять лицензируемую деятельность Лицензии, выданные органами Ростехнадзора, действительны на всей территории РФ Органы Ростехнадзора осуществляют контроль за выполнением условий действия лицензий в процессе надзорной деятельности.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 10 марта 1999 г № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» утвердило Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте
В соответствии с этими Правилами основными задачами производственного контроля являются:
· обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации,
· анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз,
· разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде,
· контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами,
· координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий,
· контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений,
· контроль за соблюдением технологической дисциплины.
В соответствии с вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ Федеральному горному и промышленному надзору России, а также федеральным органам исполнительной власти поручено в пределах своих полномочий обеспечить контроль за проведением организациями, эксплуатирующим опасные производственные объекты, необходимых мероприятий по реализации Правил.