Глоссарий

А

Аванс (англ, advance, фр. avance) — 1) денежная сумма, выплаченная заказчиком в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы, услуги. А. обычно составляет 10-30% общей суммы всего платежа. Подлежит возврату при расторжении договора; 2) денежная сумма, выдаваемая для покрытия расходов по выполне­нию задания, например А. по командировке и т. п.; 3) денежные сред­ства, выдаваемые работнику за первую половину месяца в счет опла­ты труда (обычно до 40 % должностного оклада или тарифной ставки).

Аваль (англ, bill guarantee; фр. aval) — поручительство за лицо, име­ющее обязательство по векселю. А. дается в форме подписи на ли­цевой стороне векселя или на прикрепленном листе (аллонже). Лицо, давшее А., несет солидарную ответственность за платеж по векселю. А. увеличивает надежность векселя.

Акт(лат. actus — действие, actum — документ) — первичный бухгал­терский документ, составляемый лицами, ответственными за соверше­ние хозяйственных операций. А. имеют типовую форму и использу­ются в зависимости от назначения (например, акты приема-передачи основных средств; акты ликвидации основных средств и др.). А. про­веряются бухгалтерией и утверждаются руководителем предприятия (организации). Помимо А., используемых в бухгалтерском учете, применяются А. юридические, гражданского состояния, органов госу­дарственного управления и т. п.

Актив — часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении имущественное состояние предприятия (состав и размещение средств).

Активные счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для отражения имущественного состояния предприятия, т. е. наличия и из­менений в составе средств. В А. с. наличие и увеличение средств пока­зываются по дебету, уменьшение — по кредиту. Сальдо — дебетовое. Совокупность сальдо всех активных счетов на определенную дату от­ражается в активе баланса предприятия (организации).

Активы (оборотные)— активы, в отношении которых можно предпо­лагать, что они будут обращены в денежные средства или проданы, потреблены в течение одного года или обычного операционного цик­ла, если он более одного года. Например, сырье, материалы, денежные средства и др.

Активно-пассивные счета — счета бухгалтерского учета с функцио­нальными признаками активных и пассивных счетов (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). В части деби­торской задолженности сальдо этих счетов дебетовое, кредиторской задолженности — кредитовое. Аналитический учет ведется раздельно по каждому объекту дебиторской и кредиторской задолженности.

Акцепт (лат. acceptus — принятый) — согласие покупателя на оплату счета поставщика при безналичных расчетах. А. может быть предва­рительным и последующим. При предварительном А., который ис­пользуется в основном при иногородних расчетах, счета поставщиков считаются акцептованными, если плательщик не заявил банку отказ от А. в течение трех дней после поступления расчетных документов. При последующем А., который используется при одногородних или иногородних расчетах, когда товары приняты на месте у поставщика, расчетные документы оплачиваются банком немедленно. Организа­ция имеет право в течение трех рабочих дней заявить отказ от акцепта. Если он обоснован, то банк восстанавливает излишне списанные сум­мы на расчетном счете плательщика.

Акция (англ, equity) — свидетельство о внесении определенной доли в капитал акционерного общества. А. могут быть представлены разны­ми видами: А. обыкновенные (англ, ordinary shares) — свидетельство о внесении доли в акционерный капитал, дающее право на получение дивидендов, на участие в общих собраниях акционеров с правом голо­са, на избрание в руководящие органы общества, на получение части имущества общества при его ликвидации. А. именные (англ, registered stocks) — акции на имя конкретного собственника (титульного вла­дельца). А. и. регистрируются в специальном реестре. А. привилегирован­ные (англ, debenture stocks) — акции с фиксированным дивидендом, обладающие преимущественным правом требования по сравнению с А. обыкновенными. По законодательству РФ А. п. могут составлять 25 % от уставного капитала общества. Они гарантируют держателям получение дивидендов в фиксированных процентах от номинальной стоимости акции независимо от результатов предпринимательской деятельности организации. А. объявленные (англ, declarative stocks) — акции, размещенные по решению общего собрания акционеров акцио­нерным обществом в соответствии с собственным уставом на первич­ном рынке ценных бумаг в дополнение к ранее размещенным акциям. А. учредительские (англ. promoter's stocks) — акции, размещенные ере- ди учредителей акционерного общества и дающие им преимущества по сравнению с другими акционерами, например, дополнительное количество голосов на общих собраниях акционеров, первоочередное право на получение акций при их дополнительном выпуске. А. у. не подлежат продаже или обмену.

Амортизация (лат. amortisatio — погашение) — погашение стоимости основных средств в течение срока полезного использования путем включения амортизационных отчислений в издержки производства (обращения).

Амортизационные отчисления — начисление амортизации по объек­там основных средств, нематериальных активов и т. п. по нормам амор­тизации на полное восстановление. Нормы А. о. устанавливаются в зависимости от сроков полезного использования основных средств. Установлены годо­вые нормы А. о. Месячные нормы представляют одну двенадцатую часть годовых норм. А. о. включаются в издержки производства (об­ращения).

Аналитические счета — детальные счета, раскрывающие содержание конкретных синтетических счетов. А. с. ведутся на карточках в нату­ральных и стоимостных показателях. Основанием для записей в кар­точки А. с. являются данные первичных документов. Например, ана­литический учет к счету «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется на лицевых карточках каждого работника.

Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих де­тальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Записи в А. у. произ­водятся на основании первичных бухгалтерских документов.

Аренда (англ, rent, lease; лат. arrendare) — предоставление одной сто­роной (арендодателем) по договору другой стороне (арендатору) во временное владение и пользование имущества за определенную пла­ту. В договоре устанавливается размер арендных платежей, может предусматриваться изменение права собственности. В международной коммерческой практике различают А. трех видов: 1) рейтинг (кратко­срочная аренда со сроком до 1 года); 2) хайринг (среднесрочная арен­да на срок от 1 до 3 лет); 3) лизинг (долгосрочная аренда со сроком свыше 3 лет). В настоящее время в России лизинг приобретает боль­шое распространение.

Ассигнования (от лат. assignare — назначать) — суммы, предназначен­ные для использования на какие-либо нужды, например, ассигнова­ния из бюджета на образование, здравоохранение, на компенсации де­тям, пенсионерам и т. п.

Аффилированные лица — юридические и физические лица, способ­ные оказывать непосредственное влияние на деятельность юридиче­ских и физических лиц (в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1999 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Б

Баланс (фр. balance, букв. — весы) — равновесие, система показателей, характеризующих состояние взаимосвязанных величин на определен­ную дату, например баланс доходов и расходов предприятия, баланс денежных доходов и расходов населения, баланс финансово-хозяй­ственной деятельности организации, фирмы, компании, баланс кон­солидированный и др.

Баланс доходов и расходов предприятия — финансовый план пред­приятия. Составляется на год с поквартальной разбивкой. Статьи до­ходов и расходов баланса зависят от особенностей деятельности пред­приятий.

Балансовый метод — уравновешивание (сопоставление, сравнение) противостоящих величин, характеризующих одно и то же явление (приход и расход, средства и источники, доходы и расходы и т. д.). Б.м. применяется при составлении баланса, например бухгалтерского ба­ланса, баланса денежных доходов и расходов населения и др.

Балансовая стоимость — это стоимость имущества, капитала и обяза­тельств, по которой они отражаются в балансе.

Балансовая стоимость основных средств — стоимость основных средств по балансу на 1-е число отчетного периода (первоначальная, восстановительная, остаточная). Основные средства показываются в балансе по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за вы­четом износа).

Балансовые счета — счета бухгалтерского учета, показатели которых находят отражение в бухгалтерском балансе. Названия Б.с. не обяза­тельно совпадают с названиями статей баланса, например, статья ак­тива «Запасы» включает счета «Материалы», «Готовая продукция» и др.

Бартер (англ, barter, бартерная сделка) — 1) безденежная товарооб­менная сделка, обмен товара на товар; 2) вид взаимной торговли пу­тем товарообмена; 3) экспортно-импортная товарообменная операция на сбалансированной по цене основе с передачей права собственности на товар.

Безвозвратные отходы производства — отходы, которые не могут быть использованы на предприятии или реализованы на сторону (усушка, угар, распыл и т. п.). Б. о. п. не оцениваются и не списывают­ся со счета «Основное производство», а включаются в себестоимость продукции.

Безнадежные долги — задолженность предприятий, организаций, других юридических и физических лиц, взыскать которую не пред­ставляется возможным (истечение срока исковой давности, признание судом неплатежеспособности дебитора, смерть лица, за которым чис­лилась задолженность, и т. п.). Б.д., по которым истек срок исковой давности, или другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя организации за счет средств резерва по со­мнительным долгам или на убытки (при отсутствии ранее созданного резерва).

Бесполуфабрикатный вариант учета затрат на производство — вари­ант сводного учета затрат, при котором стоимость полуфабрикатов, передаваемых последовательно из цеха в цех, в системном порядке (в системе счетов) не учитывается. В каждом цехе ведется учет только собственных затрат (без стоимости полуфабрикатов других цехов). В себестоимость готовой продукции включаются затраты на ее произ­водство по всем переделам.

Бланк (от фр. Ыапс) — форма документа, отпечатанная типографским способом и содержащая необходимые реквизиты. Б. используется для оформления бухгалтерских документов.

Бланки строгой отчетности — бланки документов, подлежащие учету и выдаваемые под отчет работникам предприятия. Учет Б.с.о. ведется на забалансовом счете «Бланки строгой отчетности». К ним относятся абонементы, талоны, билеты и др. Для приема, хранения и отпуска Б.с.о. назначаются материально ответственные лица.

Брак продукции — продукция, не соответствующая требованиям го­сударственных стандартов качества или технических условий. По ха­рактеру обнаруженных дефектов Б. п. может быть окончательным (не­исправимым) и исправимым, а по месту обнаружения — внутренним и внешним. Б. п. оформляется актом типовой формы. Учет брака ве­дется на счете «Брак в производстве».

Бухгалтер — специалист по бухгалтерскому учету. В зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности Б. может быть стар­шим, или главным. Главный Б. возглавляет бухгалтерию и несет от­ветственность за организацию бухгалтерского учета, своевременность и достоверность представления пользователям финансовой отчетности.

Бухгалтерия— учетный аппарат, который организует и ведет бухгал­терский учет на предприятии, в организации. Б. возглавляет главный (старший) бухгалтер. В организациях, не имеющих бухгалтерской службы, учет ведется специализированной организаций или специа­листом на договорных началах.

Бухгалтерская отчетность — завершающий этап учетного процесса организации. В Б. о. отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, а также результаты хозяйствен­ной деятельности за отчетный период. Типовые формы Б. о. и инст­рукции о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Б.о. бывает годовая и квартальная. Информация, содержащаяся в Б.о., базируется на данных синтети­ческого и аналитического учета. Основными формами Б.о. являются баланс, отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтерская проводка (контировка, счетная формула) — оформле­ние корреспонденции счетов с указанием дебетуемого и кредитуемого счетов. Б. п. может быть простой и сложной. Простая — составляется по хозяйственной операции, содержащей один дебетуемый и один кре­дитуемый счет. Сложная — по операции, содержащей один дебетуе­мый и несколько кредитуемых счетов или наоборот. В Б. п. находит конкретизацию принцип двойной записи на счетах.

Бухгалтерский баланс — форма финансовой отчетности, характери­зующая имущественное и финансовое положение предприятия, орга­низации на конец последнего дня отчетного периода. Б. б. имеет форму двухсторонней таблицы и состоит из актива и пассива. Актив отража­ет состояние имущества предприятия, пассив — капитал и обязатель­ства. Равенство итогов актива и пассива Б. б. обусловлено тем, что в активе и пассиве содержится одна и та же совокупность средств, взя­тая в двух разных группировках. Актив и пассив Б. б. включают от­дельные разделы, а разделы — статьи. Сумма (итог) бухгалтерского баланса по активу и пассиву называется валютой баланса.

Бухгалтерский документ (лат. documentum — свидетельство, доказа­тельство) — предназначен для подтверждения действительного со­вершения хозяйственной операции. При заполнении всех реквизи­тов Б. д. имеет юридически доказательную силу и принимается судом и арбитражем при решении спорных, уголовных дел.

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обя­зательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерыв­ного и документального учета всех хозяйственных операций. Б. у. яв­ляется экономической наукой, имеет свою теорию, свои предмет и метод и взаимосвязан с оперативным и статистическим учетом.

В

Валюта баланса — стоимостная оценка итогов актива и пассива бухгал­терского баланса. В. б. должна быть одинаковой по активу и пассиву.

Ведомость — первичный документ или учетный регистр. Первичным документом В. служит в момент совершения хозяйственных операций и их записи. Учетным регистром В. служит при обобщении данных первичных документов и их регистрации (например, при журнально-ордерной форме учета). В бухгалтерском учете применяются сличи­тельные ведомости, расчетно-платежные ведомости, накопительные ведомости, вспомогательные ведомости и др.

Вексель(англ, bill, note, paper) — 1) ценная бумага, письменное долго­вое обязательство, дающее владельцу (векселедержателю) право по истечении срока обязательства требовать уплаты суммы В. Передача В. и всех прав от одного лица к другому оформляется передаточной надписью (индоссаментом); 2) в международной торговле — одно из средств оформления кредитных операций и международных расчетов.

Взаимозачетные операции — осуществляются между организациями, которые не могут погасить обязательства через банковские счета или кассой.

Внеоборотные (долгосрочные) активы — активы, полезные свойства которых предполагается использовать в течение нескольких лет. К та­ким активам относятся основные средства, капитальные и иные фи­нансовые вложения, нематериальные активы.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы — затраты по от­грузке и реализации продукции, например расходы на тару и упаков­ку продукции на складах; расходы по доставке продукции на станцию отправления; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым органи­зациям в соответствии с договорами, расходы на рекламу и др. Не отно­сятся к В. р. стоимость тары и затраты по упаковке продукции, если они осуществляются в цехах и являются составной частью процесса произ­водства. Для учета В. р. используется счет «Коммерческие расходы».

Внутрихозяйственные расчеты — расчеты с филиалами, представи­тельствами и другими обособленными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы. Например, расчеты по выделен­ному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей и др. Для учета В. р. предназначен счет «Внутрихозяйственные расчеты».

Возвратные отходы — остатки материально-производственных запа­сов, образующиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, но утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья, материалов. Например, металлические стружки, опилки и т. п.

Восстановление основных средств — ремонт, модернизация, рекон­струкция объектов основных средств.

Восстановительная стоимость основных средств — стоимость вос­производства объектов основных средств в текущих условиях. В. с. о. с. определяется при переоценке объектов по состоянию на определен­ную дату (например, на 1 января следующего за отчетным года).

Вспомогательная ведомость — учетный регистр, предназначенный для накапливания данных, содержащихся в первичных документах. В. в. называются еще накопительными ведомостями. В. в. находят ши­рокое применение при журнально-ордерной форме учета.

Вспомогательные материалы — часть материально-производствен­ных запасов, предназначенная для воздействия на основные материалы с целью получения определенных потребительских свойств (напри­мер, лаки, краски и т. п.) либо для обслуживания и ухода за орудия­ми труда и облегчения процесса производства (например, смазочные, обтирочные материалы и т. п.).

Вспомогательные производства — предназначены для обслуживания основного производства (ремонтные цеха, выработка пара, электро­энергии, транспортные цеха и т. п.). Для учета затрат В. п. предназна­чен счет «Вспомогательные производства» (по видам производств).

Вступительный баланс — баланс предприятия (организации) на 1-е чис­ло следующего периода с момента государственной регистрации. В нем приводятся только те статьи, которые имеют место на вновь созданном предприятии (например, основные средства, уставной капитал и др.).

Выбытие активов — списание с баланса стоимости объектов основ­ных средств, материалов и т. п. в связи с безвозмездной передачей, продажей, ликвидацией, вкладом в уставные капиталы других орга­низаций.

Г

Главный бухгалтер — руководитель структурного подразделения орга­низации по бухгалтерскому учету.

Главная книга — учетный регистр, на основе которого составляется сальдовый баланс.

Готовая продукция — продукция, законченная обработкой, принятая отделом технического контроля и предназначеная для продажи.

Годовой отчет — финансовый отчет организации за отчетный год.

Д

Дебет (от лат. debet — он должен) — по дебету активных счетов отра­жается сальдо на начало отчетного периода и увеличение имущества. По дебету пассивного счета уменьшение задолженности по различным обязательствам.

Двойная запись — отражение каждой операции в дебете одного и кре­дите другого взаимосвязанного счета.

Дебиторская задолженность — задолженность других организаций и лиц данному хозяйствующему субъекту.

Деловая репутация фирмы — определяется в виде разниц между уплаченной за объект суммой и его оценочной стоимостью.

Доходы организации — увеличение экономических выгод в результа­те поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Е

Естественная убыль — уменьшение количества (объема, массы) то­варно-материальных ценностей при их хранении в результате усуш­ки, распыла, испарения и т. д. Нормы Е. у. утверждаются руководите­лем (собственником), если иное не установлено законодательством РФ. Размер Е. у. определяется по нормам, но он не должен превышать фактически выявленных при инвентаризации недостач имущества. Стоимость недостачи или иной утраты имущества в пределах норм Е. у. относится на издержки производства (обращения), а сверх норм — на счета виновных лиц или страхового возмещения.

Ж

Журнал — Главная — форма бухгалтерского учета, для которой харак­терно соединение в едином регистре «Журнал — Главная» регистра­ционного журнала и Главной книги, т. е. хронологической и система­тической записей.

Журналы-ордера — учетные регистры, сочетающие хронологическую и систематическую записи, синтетический и аналитический учет. При­меняются при журнально-ордерной форме учета. Записи в Ж.-о. про­изводятся по мере поступления документов или итогами за месяц на основе накопительных (вспомогательных) ведомостей. Регистрация про­изводится по кредитовому признаку, т. е. по кредиту одного и дебету взаимосвязанных счетов, что достигается использованием шахматной формы Ж.-о. Например, Ж.-о. № 6 ведется по кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету счетов «Материалы» и др.

Журнально-ордерная форма учета — форма бухгалтерского учета, для которой характерно использование журналов-ордеров, вспомога­тельных (накопительных) ведомостей, разработочных таблиц и Глав­ной книги. Оборотные ведомости при Ж.-о. ф. у. не составляются.

З

Забалансовые счета — счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс данного предприятия, например арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; товары, принятые на комиссию, и др. Для 3. с. характерна однократная запись (только по дебету или только по кредиту). Они имеют трехзначный код. Примерами таких счетов являются: «Арендованные основные средства», «Оборудова­ние, принятое для монтажа» и т. п.

Заемные средства — средства, полученные организацией в виде бан­ковских кредитов, займов. Для 3. с. характерны возвратность и сроч­ность. Они могут быть долгосрочными (срок погашения более 1 года) и краткосрочными (менее 1 года).

Заключительный бухгалтерский баланс — отражение состояния иму­щества, капитала и обязательств организации на 31 декабря отчетного года. 3. б. б. — важнейшая форма годового финансового отчета орга­низации.

Закрытие счетов — записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо. Периодическое закрытие некоторых счетов преду­сматривается действующими положениями по учету. Например, счета «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы» закрываются путем распределения этих расходов по объектам каль­куляции. Некоторые счета закрываются путем перечисления их саль­до на другие счета.

Залоги и обеспечения — стоимость имущества, переданного или по­лученного в залог или обеспечение своих или чужих обязательств. Стоимость имущества (кроме денежных средств), полученного в за­лог, отражается на забалансовом счете «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Денежные средства, принятые в качестве залога, учитываются на балансовых счетах с отдельным отражением сумм полученных обеспечений. Стоимость имущества, переданного в залог, учитывается отдельно от иного имущества. Обеспечения, вы­данные без передачи имущества или денежных средств, учитывают­ся на забалансовом счете «Обеспечения обязательств и платежей вы­данные».

Запасные части — часть материально-производственных запасов, пред­назначенная для ремонта и замены износившихся узлов и деталей.

Застройщик — организация, осуществляющая инвестиции в строитель­ство объектов основных средств, в земельные участки, объекты природо­пользования и т. п. Затраты по возведению зданий, сооружений, по при­обретению отдельных объектов основных средств и т. д. учитываются на счете «Капитальные вложения» в разрезе их видов и назначения.

Затраты на ликвидацию основных средств — расходы предприятия в связи с разборкой, демонтажем ликвидируемого объекта. 3. н. л. о. с. - увеличивают убыток от ликвидации, если он формируется в процессе ликвидации.

Затраты на производство — затраты предприятий, связанные с про­изводством продукции, выполнением работ, т. е: затраты сырья, мате­риалов, топлива, заработная плата производственных рабочих и другие, образующие в своей совокупности производственную себестоимость.

И

Издержки обращения — расходы по обслуживанию процесса обраще­ния товаров. Они включают расходы по перевозкам всеми видами транспорта, заработную плату работников, расходы по аренде зданий, сооружений, инвентаря, амортизацию основных средств, расходы по хранению, подработке, упаковке, содержанию холодильных устано­вок, расходы по торговой рекламе и др. Учет И. о. ведется на счете «Расходы на продажу».

Издержки производства — сумма затрат на производство продукции. Отражаются на счетах учета затрат на производстве: «Основное про­изводство», «Полуфабрикаты собственного производства», «Вспомо­гательные производства», «Брак в производстве» и др. В своей сово­купности И. п. образуют производственную себестоимость выпуска продукции (работ, услуг).

Измерители в бухгалтерском учете — единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. В синтетическом учете применяется толь- ко обобщающий денежный измеритель. В аналитическом — натураль­ные, трудовые и денежные.

Иммобилизация оборотных средств — использование оборотных средств не по целевому назначению. И. о. с. может быть результатом нарушения финансово-хозяйственной дисциплины или обусловлена особенностями деятельности предприятия.

Имущество — совокупность внеоборотных и оборотных активов орга­низации.

Инвентаризационные описи — документы, подтверждающие факти­ческое наличие товарно-материальных и иных ценностей в процессе инвентаризации и составляемые комиссией по инвентаризации. И. о. составляются по местам хранения и видам ценностей. Подписывают­ся членами комиссии. Материально ответственные лица подтвержда­ют факт проверки и ставят свою подпись.

Инвентаризация — проверка и документальное подтверждение нали­чия и состояния имущества, капитала и обязательств организации за определенный период, например за отчетный год. И. бывает полной, когда проверяется весь имущественный комплекс, расчеты и т. п., и ча­стичной — с выборочной проверкой отдельных видов имущества, рас­четов, обязательств и т. п. '

Инвентарный номер — номер, присваиваемый инвентарному объекту для обеспечения сохранности и организации инвентарного учета. Для группы однородных объектов отводится серия И. н.

Инвентарный объект — объект основных средств со всеми приспо­соблениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обо­собленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктив­но-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и пред­назначенных для выполнения определенной работы.

Индоссамент — передаточная надпись на оборотной стороне просто­го или переводного векселя.

Индоссант — лицо, передающее вексель. Индоссат - получатель векселя.

Исковая давность — время, в течение которого предприятие в соот­ветствии с законодательством может востребовать дебиторскую задол­женность или обязано погасить кредиторскую задолженность.

К

Калькулирование — научно обоснованная система исчисления себе­стоимости каждого вида продукции. К. включает группировку затрат по отчетным периодам, определение затрат на незавершенное произ­водство и выпуск продукции, определение себестоимости брака, оцен­ку отходов производства.

Калькуляционные счета — счета бухгалтерского учета, предназначен­ные для получения информации, необходимой для исчисления себе­стоимости продукции (работ, услуг). Все К.с. активные. Сальдо К. с. показывает размер незавершенного производства, строительства и т. п.

Калькуляция(лат. calculatio — счет, подсчет) — способ группировки затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг). В за­висимости от времени составления и назначения К. бывают плановые, нормативные, отчетные.

Капитал оборотный (анг'л. floating capital) — наиболее подвижная часть капитала компании, включающая денежные средства, легко реализуе­мые ценные бумаги, дебиторскую задолженность„материально-производственные запасы, готовую продукцию, незавершенное производ­ство и др. В основе формирования К. о. лежит принцип ликвидности, т. е. возможности быстрого превращения средств в денежную налич­ность.

Капитал основной (англ, fixed capital) — обобщающий показатель, стоимостная оценка всего капитала предприятия. К. о. включает: 1) дли­тельно функционирующие имущественные ценности (земельную соб­ственность, здания, сооружения, машины, оборудование); 2) финан­совые вложения (собственные ценные бумаги, финансовые вложения в другие предприятия, долги (задолженность) других предприя­тий); 3) нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау», товарные знаки, гудвилл). К. о. требует для своего прироста привлече­ния инвестиций.

Капитал собственный (англ, property capital) — разница между сово­купными активами фирмы и ее обязательствами. К. с. представляет собой наиболее надежную часть общего капитала компании. Может включать: 1) капитал, вложенный в дело акционерами, владельцем компании (фирмы); 2) капитал, принадлежащий юридическому лицу и включающий уставный капитал, добавочный, резервный капитал, нераспределенную прибыль.

Капитальные вложения — затраты на создание основных средств, увеличение их размеров, связанные с осуществлением капитально­го строительства новых объектов, реконструкцией, расширением, тех­ническим перевооружением действующих объектов, с приобретением объектов (например, зданий, оборудования, транспортных средств и дру­гих отдельных объектов основных средств). К К.в. относятся затраты на коренное улучшение земель, приобретение земельных участков, объектов природопользования и др.

Капитальное строительство — процесс создания и реконструкции объектов основных средств. Затраты на К. с. составляют основную часть капитальных вложений. К. с. осуществляется подрядным, хозяй­ственным или смешанным способами.

Капитальный ремонт основных средств (фр. remonte от remonter — поправить, снова собрать) — приведение объекта в годное состояние. К. р. о. с. проводится с периодичностью более 1 года и сопровождается полной разборкой объекта, заменой всех износившихся узлов, дета­лей и т. п.

Карточки — вид учетных регистров, которые представляют собой от­дельные листы (бланки). В К. ведется аналитический учет. На основе К. составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам. К. бы­вают многографные, инвентарные, количественно-суммового учета, складского учета.

Кодекс профессиональной этики — правила поведения, которые сле­дует соблюдать бухгалтерам.

Контроль (от фр. controle) — проверка с целью установления правиль­ности и законности определенных действий. К. может быть внешним и внутренним, вневедомственным и ведомственным. К. внутри пред­приятия за целесообразностью и законностью хозяйственных опера­ций осуществляется работниками бухгалтерии и может быть предва­рительным, текущим и последующим.

Краткосрочные займы — это займы, полученные от юридических и фи­зических лиц на срок до 1 года. Учет ведется на счете «Расчеты по крат­косрочным кредитам и займам».

Краткосрочные кредиты — кредиты банков на срок до 1 года. Учет ведется на счете «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по видам кредитов.

Кредит (лат. credit — он верит) — часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по К. записывается уменьшение, в пассивных сче­тах — увеличение объекта учета.

Кредит (от лат. creditum — ссуда, долг) — предоставление в долг денег или товаров. К. представляет собой форму движения ссудного капита­ла, т. е. капитала, приносящего проценты. В зависимости от сроков предоставления К. делятся на долгосрочные (более 1 года) и кратко­срочные (менее 1 года). Учет ведется на счетах «Расчеты по кратко­срочным кредитам и займам» и «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Кредиторская задолженность — задолженность данной организации (предприятия) другим предприятиям, организациям, лицам, которые выступают в качестве кредиторов. К.з. является одним из источников заемных (привлеченных) средств. Она возникает у организации (пред­приятия) перед бюджетом, перед работниками организации (предпри­ятия) по заработной плате, перед органами социального страхования и обеспечения, перед учредителями, по векселям выданным и др. Ран­жирование К. з. по срокам погашения, согласно заключенным догово­рам, осуществляется с момента принятия обязательств к бухгалтер­скому учету: до 1 года — краткосрочная, более 1 года — долгосрочная.

Курсовая разница (англ, rate difference) — разница между курсом ва­лют в результате его изменения. Положительная К.р. (курсовая прибыль) — при благоприятной динамике валютного курса. Отрица­тельная К.р. (курсовая потеря) — при неблагоприятном изменении курсовых соотношений. Для целей бухгалтерского учета пересчет в руб­ли производится по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции в ино­странной валюте. К. р. отражается в учете в отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате. К.р. зачисляется на финансовый результат как прочий доход (расход). При формировании уставного капитала относится на добавочный капитал.

Л

Лизинг (англ, leasing) — 1) долгосрочный вид аренды оборудования, машин, производственных сооружений (сроком свыше 3 лет). Разли­чают Л.: а) финансовый; б) международный как одну из форм долго­срочной аренды товаров длительного пользования; 2) приобретение по договору финансовой аренды в собственность имущества у опреде­ленного продавца и предоставление лизингополучателю этого имуще­ства за плату во временное владение и пользование для предпринима­тельских целей; 3) предоставление лизингового имущества за плату для предпринимательских целей с правом последующего выкупа.

Ликвидационный баланс — баланс, составляемый по ликвидируемо­му предприятию (банкротство, добровольная ликвидация и другие основания). Л. б. составляется ликвидационной комиссией и публи­куется в течение 45 дней после окончания операций по ликвидации. В Л. б. имущество предприятия отражается в оценке комиссии, т. е. по ценам его возможной продажи с учетом фактического товарного со­стояния. Безнадежные к получению долги и убытки в Л. б. не включа­ются.

Ликвидация основных средств — списание с баланса объектов основ­ных средств в связи с физическим, моральным износом, стихийными бедствиями и др. Л. о. с. оформляется актом выбытия, в котором опре­деляется результат ликвидации.

Лимит (фр. limite от лат. limes — граница, предел) — ограничение, пре­дел, предельная норма чего-либо, например Л. кассы, Л. отпуска мате­риалов и т. п.

Листок-расшифровка — учетный регистр, применяемый при журнально-ордерной форме учета для расшифровки сумм по дебету или кредиту счетов. Записи в Л.-р. производятся по дебетовому признаку, т. е. на каждый дебетуемый счет открывается отдельный Л.-р. за отчет­ный месяц.

ЛИФО(Last-in — first out) — способ оценки материалов при списании на производство по принципу: последняя партия на приход — первая в расход, т. е. оценка по последней партии приобретения запасов.

М

Материально-ответственное лицо — лицо, несущее материальную от­ветственность за сохранность имущества предприятия. М. о. л. дает письменное обязательство о материальной ответственности (кассиры, кладовщики и др.).

Материально-производственные запасы — часть имущества, исполь­зуемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, для управленческих нужд орга­низации, для продажи покупателям.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета — одна из форм учета, при которой схема учетной регистрации осуществляется сле­дующим образом: на основании первичных документов составляют­ся мемориальные ордера, которые регистрируются в регистрационном журнале. На основе мемориальных ордеров производятся записи по счетам синтетического учета в Главной книге, а данные первичных документов служат базой для записей в регистрах аналитического уче­та. В конце отчетного периода составляются оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, сравниваются итоги оборо­тов по дебету и кредиту синтетических счетов с итогом регистрацион­ного журнала. После этого составляется баланс.

Мемориальный ордер — учетный регистр, в котором отражается бух­галтерская проводка. В нем указываются: номер ордера, месяц, год, содержание операции, сумма, корреспонденция счетов. М. о. состав­ляется на специальном бланке и подписывается главным (старшим) бухгалтером. К нему прилагаются оправдательные документы.

Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, обеспечивающих получение достоверных показателей о предмете бухгалтерского учета. М. б. у. включает отдельные элементы или слагаемые: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция; система счетов и двойная запись; баланс и другие формы отчетности.

Метод калькуляции — приемы, используемые для исчисления себе­стоимости продукции. М. к. связаны с методами учета затрат, а потому их называют методами учета затрат и калькулирования себестоимо­сти продукции. В настоящее время используются следующие методы: позаказный, попередельный, попроцессный, нормативный. В после­днее время рекомендовано исчисление сокращенной производствен­ной себестоимости (по методу директ-костинг), когда себестоимость определяется только в части прямых затрат, а накладные расходы от­носят непосредственно на счета реализации продукции (работ, услуг).

Модернизация основных средств — улучшение технико-эксплуата­ционных характеристик объекта основных средств. Проводится обыч­но вместе с капитальным ремонтом основных средств.

Моральный износ основных средств — снижение стоимости основ­ных средств под влиянием роста производительности труда в обще­стве (первая форма морального износа) или в результате появления более совершенных и производительных основных средств (вторая форма морального износа).

Н

Накладная — первичный документ типовой формы на поступление и отпуск материальных ценностей. Н. применяются также как сопро­водительный документ при перевозке грузов (товарно-транспортная накладная).

Накопительная ведомость — регистр бухгалтерского учета, предназ­наченный для накапливания данных первичных документов за отчет­ный период. Н. в. называют еще вспомогательными ведомостями.

Накопительные документы — документы, предназначенные для заме­ны нескольких разовых документов, т. е. для накапливания записей по однородным, часто повторяющимся хозяйственным операциям.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям – налог, который уплачивается предприятием в доход бюджета и выде­ляется в расчетных документах поставщиков отдельной строкой. Для учета Н. д. с. используется счет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Начальный (вступительный) бухгалтерский баланс — первый бух­галтерский баланс вновь создаваемого предприятия или баланс пред­приятия, являющегося правопреемником ранее действовавшего пред­приятия. Н. (в.) б. б. называют еще организационным.

Незавершенное производство — продукция (работы, услуги), не про­шедшая всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также законченная продукция, не прошедшая испытаний и не принятая отделом технического контроля. В Н. п. включаются также полуфабрикаты, предназначенные для дальнейшей обработки на данном предприятии. Для определения остатков Н. п. используют данные оперативного учета движения деталей и полуфабрикатов в про­изводстве. Для уточнения учетных данных периодически проводят ин­вентаризацию остатков Н. п.

Нематериальные активы — вид внеоборотных активов, которые не име­ют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях их собственников, например, право пользования земельными участками, зданиями, ноу-хау, товарные знаки и марки и т. п. Учет Н. а. ведется на счете «Нематериальные активы», а аморти­зация в процессе использования — на счете «Амортизация нематери­альных активов».

Неотфактурованные поставки — поступление грузов без счетов по­ставщиков. Такие грузы приходуются на основании актов приемки товарно-материальных ценностей. При поступлении счетов первона­чальная запись сторнируется и производится запись в соответствии с поступившими счетами.

Непроизводительные расходы — расходы предприятия, в результате которых не была произведена продукция. Они могут быть вызваны организационно-хозяйственными недостатками (потери от простоев, брака продукции, порча материальных ценностей и др.), невыполне­нием договорных обязательств (проценты, пени, неустойки) или не зависящими от предприятия причинами (естественная убыль матери­алов и продуктов при хранении). Невозмещенные недостачи, порча или иная утрата имущества списываются на счета прибылей и убыт­ков или резервных фондов.

Нормативная калькуляция — калькуляция по действующим на нача­ло отчетного периода нормам, выявление отклонений от норм в про­цессе производства и учет изменений норм. Фактическая себестои­мость продукции за отчетный период представляет собой расходы по нормам плюс-минус (+; -) изменения норм, плюс-минус (+; -) откло­нения от действующих норм.

Нормативный метод — метод учета затрат на производство продук­ции на основе предварительно разработанных прогрессивных норм затрат (материалов, оплаты труда и т. д.) и составления нормативной калькуляции на изделие.

О

Обеспечение финансовых вложений — устойчивое снижение их сто­имости ниже величины экономических выгод от них в обычных усло­виях деятельности.

Оборотные средства (активы) — денежные средства и прочие акти­вы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обраще­ны в денежные средства, или проданы, или потреблены в течение 1 года или операционного цикла, если он длиннее 1 года. К О. с. относятся денежные средства в кассе, в банке; ценные бумаги (кроме долгосроч­ных вложений); дебиторская задолженность; запасы товаров, матери­алов, сырья, незавершенного производства, готовой продукции, теку­щая часть расходов будущих периодов.

Обороты по счетам — итоги текущих записей по дебету и кредиту сче­тов за отчетный месяц. В активных счетах обороты по дебету означа­ют увеличение объекта имущества, обороты по кредиту — его умень­шение. В пассивных счетах обороты по кредиту означают увеличение капитала и обязательств, обороты по дебету — уменьшение. Без опре­деления оборотов невозможно получить конечное сальдо по счетам. При отсутствии оборотов начальное сальдо совпадает с конечным сальдо.

Обслуживающие производства и хозяйства — производства и хозяй­ства, которые не связаны с основной деятельностью предприятия, на­пример жилищно-коммунальное хозяйство, детские дошкольные уч­реждения и другие, но состоят на балансе предприятия. Затраты на О. п. и х. учитываются на счете «Обслуживающие производства и хо­зяйства».

Облигация — ценная бумага, удостоверяющая право владельца на воз­мещение номинальной стоимости и фиксированного процента.

Общепроизводственные расходы — расходы по управлению и обслу­живанию отдельных цехов и производств. К ним относятся: содержа­ние аппарата управления цеха; содержание, текущий ремонт и амор­тизация зданий, сооружений и инвентаря цеха; расходы по охране труда, расходы на испытания, опыты, исследования, а также расходы непроизводительного характера (потери от простоев, потери от порчи ценностей при хранении в цеховых кладовых и пр.). Для учета О. р. предназначен счет «Общепроизводственные расходы».

Общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт ос­новных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и подоб­ных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Объекты бухгалтерского учета — имущество организаций, их обяза­тельства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Одноэлементные производственные расходы — однородные расхо­ды, которые не могут быть разложены на составные части. Например, материалы, заработная плата и др.

Основная продукция — продукция основной деятельности предприя­тия, зафиксированной в его уставе.

Основное производство — деятельность, соответствующая и опреде­ленная в учредительных документах по выпуску продукции, выпол­нению работ (услуг). Для учета затрат на О. п. применяется счет «Ос­новное производство», который в аналитическом разрезе ведется по объектам калькуляции и калькуляционным статьям.

Основные материалы — часть материально-производственных запа­сов организации, образующих вещественную (материальную) основу готового продукта, например металл, ткань, мука и т. п.

Основные производственные расходы — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ в соответ­ствии с уставной деятельностью, т. е. расходы на технологические цели сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы и т. д.

Оперативный учет — вид учета, представляющий собой систему реги­страции определенных хозяйственных операций непосредственно на месте и в момент их совершения. Для О. у. характерны быстрота по­лучения данных, необязательное применение первичных документов, незначительная группировка показателей. В О. у. находят применение технические средства измерения и регистрации хозяйственных операций.

Операционные счета — группа счетов, выделяемая при классифика­ции счетов по структуре. О. с. объединяют счета собирательно-распре­делительные, калькуляционные и сопоставляющие.

Операционный цикл (нормальный) — период времени от момента инвестирования денежных средств (закупки материалов, сырья, това­ров и пр.) до их возврата в результате продажи готовой продукции, выполнения работ, услуг.

Опцион (англ, option; лат. optio) — право выбора условий сделки за определенную плату (премию). О. может быть использован при сле­дующих условиях: 1) в качестве ценной бумаги, которая дает инвесто­ру право купить или продать ценную бумагу в течение определенного срока по специальной цене; 2) в качестве разновидности срочной сдел­ки с правом ее необязательного исполнения; 3) в качестве соглаше­ния, предоставляющего одной из сторон право выбора сделки купли-продажи, например, право покупать или продавать ценные бумаги в заранее определенном объеме по определенной твердой цене в тече­ние указанного срока; 4) в виде права на дополнительную квоту при эмиссии ценных бумаг. О. продавца дает право продать определенный товар, фьючерсный контракт по обусловленной цене с обратной пре­мией. О. покупателя дает право купить товар, фьючерсный контракт по обусловленной цене с предварительной премией.

Организация бухгалтерского учета — единые методологические осно­вы бухгалтерского учета на территории РФ для организаций (предпри­ятий), являющихся юридическими лицами, независимо от подчинен­ности и форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями и бюджетные организации. Организация (предприятие) ведет бухгалтерский учет своего иму­щества, обязательств и хозяйственных операций на основе натураль­ных измерителей в денежном выражении путем их сплошного, не­прерывного, документального отражения способом двойной записи. О. б. у. относится к полномочиям собственника. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руко­водитель организации (предприятия). Главный бухгалтер несет ответ­ственность за соблюдение правил ведения бухгалтерского учета, но ему запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим до­говорную и финансовую дисциплину.

Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг) либо для управленческих нужд организации в течение периода, пре­вышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Остаточная стоимость основных средств — первоначальная сто­имость основных средств за вычетом суммы износа. По О. с. основные средства показываются в активе баланса.

Отклонения в стоимости материалов — разница между фактической и учетной (нормативной, плановой) стоимостью заготовления мате­риально-производственных запасов.

Отчетная калькуляция — определение фактической себестоимости продукции (работ, услуг) по окончании отчетного периода. Для со­ставления О. к. используются данные бухгалтерского учета о факти­ческих затратах в постатейном разрезе на производство конкретной продукции и о количестве выпущенной продукции.

Отчетный сегмент — это сегмент, информация о котором включается в финансовую отчетность. О. с. может быть как географическим сегмен­том, так и сегментом деятельности. Для О. с. важны понятия «доходы по сегменту» и «расходы по сегменту». Доходы по сегменту – это до­ходы компании, которые прямо относятся к определенному сегменту, но не включают финансовый результат непредвиденных обстоятельств, а также процентный или дивидендный доход. Расходы по сегменту – это расходы компании, связанные с ее основной (операционной) дея­тельностью, которые прямо относятся к сегменту, но не включают финансовые результаты непредвиденных обстоятельств, проценты к уплате, потери от продажи инвестиций, расходы по налогам и обще- хозяйственные расходы. Компании самостоятельно определяют отчет­ные сегменты.

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций — спо­соб перевода натуральных показателей в денежные, что является од­ним из элементов метода бухгалтерского учета. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирова­ния фактически произведенных расходов. Применение других видов оценок допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ или Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в РФ. Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории РФ. Записи по валютным счетам и операциям в ино­странной валюте производятся в валюте, действующей на территории РФ, путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального бан­ка РФ на дату совершения операций. Одновременно записи произво­дятся в иностранной валюте расчетов и платежей.

Оценка оборотных активов — подсчет произведенных организацией расходов по приобретению (получению) активов в денежном выраже­нии. Фактическая оценка — подсчет фактических затрат, подлежащих оплате. Плановая (нормативная) оценка — подсчет планируемых (нор­мативных) затрат по приобретению активов.

Отзывной аккредитив — аккредитив, который может быть изменен или аннулирован без предварительного соглашения с поставщиком.

Отложенный налоговый актив — часть отложенного налога на при­быль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде. Учитывается на отдельном синтетическом счете.

Отложенное налоговое обязательство — часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль в следующем за отчетным году. Учитывается на отдельном синтети­ческом счете.

П

Пассив (от лат. passivus — недеятельный, противоположный акти­ву) — часть бухгалтерского баланса, в которой отражаются источники образования и назначения средств, т. е. капитал и обязательства. П. ба­ланса равен активу баланса, так как они включают одну и ту же сово­купность средств предприятия, взятую в двух разных группировках.

Пассивные счета — счета для отражения наличия и движения капита­ла и обязательств предприятия. В П. с. увеличение источников отра­жается по кредиту, уменьшение — по дебету. Остатки начальные и ко­нечные показываются по кредиту.

Первичные документы (лат. documentum — свидетельство, доказа­тельство) — письменные свидетельства, подтверждающие хозяйствен­ные операции, включая распоряжения и разрешения администра­ции (собственника) на их проведение. К П. д. относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, требования, акты, наряды, квитанции и т. д. П. д. должны составляться в момент совершения или сразу после окончания операции. П. д. признаются доказательными, если содержат следующие обязательные реквизиты; наименование документа; дата и место составления; наименование предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и оценка хозяйствен­ной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностных лиц, ответственных за совершение и оформление опера­ции; личные подписи лиц, ответственных за операцию. П. д. могут со­ставляться на бумажных и машинных носителях.

Первоначальная стоимость основных средств — сумма фактических затрат на приобретение, сооружение объекта основных средств за вы­четом суммы НДС и иных возмещаемых налогов. Изменение перво­начальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудова­ния, реконструкции и частичной ликвидации объектов.

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный пере­чень счетов бухгалтерского учета, т.е. совокупность синтетических счетов бухгалтерского учета, установленная в определенном порядке. П. с. б. у. является основой организации бухгалтерского учета и вклю­чается в состав основных правил ведения бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях). П. с. б. у. состоит из разделов, ко­торые объединяют однородные по назначению, структуре и эконо­мическому содержанию счета. Каждый счет имеет наименование, номер (код), а при необходимости — номер и наименование субсчета. П. с. б. у. утверждается приказом Минфина РФ и применяется всеми организациями, являющимися юридическими лицами, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (кроме кредитных и бюджетных орга­низаций). Для кредитных и бюджетных организаций разработаны и утверждены соответствующие планы счетов.

Подрядный способ капитального строительства — способ выполне­ния строительно-монтажных работ силами специальной строительной организации — подрядчика, с которым застройщик заключает договор подряда. В нем оговорены условия выполнения работы и ответствен­ность подрядчика в случае нарушения договора.

Подрядчик — организация, выполняющая по договору с заказчиком (застройщиком) строительно-монтажные работы. Для учета расчетов с подрядчиками застройщик использует счет «Расчеты с поставщика­ми и подрядчиками», на котором отражаются расчеты в соответствии с договором подряда.

Позаказный метод учета затрат и калькуляции — метод учета за­трат на производство, применяемый на предприятиях с индивиду­альным, мелкосерийным типом производства, где производствен­ные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие (группу однородных изделий). При П. м. у. з. и к. объектом учета затрат и объек­том калькулирования является заказ. Все прямые затраты в разрезе статей калькуляции учитываются по каждому заказу, а остальные затраты — по местам возникновения и назначению и включаются в себестоимость заказа в соответствии с установленной базой распре­деления. Фактическая себестоимость исчисляется по окончании ра­бот по заказу. Себестоимость единицы продукции определяют пу­тем деления суммы затрат по заказу на количество выпущенных изделий.

Полная себестоимость — денежная оценка всей совокупности затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Она получи­ла название коммерческой себестоимости.

Полуфабрикатный вариант учета затрат на производство — вариант сводного учета затрат на производство, при котором движение полу­фабрикатов (передача из цеха в цех) учитывается в системном поряд­ке (через счет «Полуфабрикаты собственного производства»). Затра­ты отдельных цехов состоят из собственных затрат плюс стоимость полуфабрикатов, полученных из других цехов. Себестоимость про­дукции последнего передела является себестоимостью готовой про­дукции.

Полуфабрикаты — часть материально-производственных запасов в виде материалов, прошедших определенные стадии обработки, но не явля­ющихся готовой продукцией. Полуфабрикаты могут выступать в ка­честве готового продукта, если они реализуются покупателям. Напри­мер, суровьё в текстильной промышленности.

Попередельный метод учета затрат и калькуляции — метод учета за­трат на производство, применяемый на предприятиях, где исходный материал в процессе производства проходит ряд последовательных переделов (металлургическое, текстильное производство и др.). Каль­куляция себестоимости может быть произведена в двух вариантах: полуфабрикатном и бесполуфабрикатном. При полуфабрикатном ва­рианте исчисляют себестоимость продукции (полуфабриката) по каждому переделу. Она состоит из себестоимости продукции предыду­щего передела и расходов по данному переделу. Себестоимость про­дукции последнего передела является себестоимостью готовой про­дукции. При бесполуфабрикатном варианте затраты учитываются по каж­дому переделу без включения себестоимости полуфабрикатов преды­дущих переделов. В себестоимость готовой продукции включаются затраты всех переделов на основе исчисления долевого участия каж­дого передела. При П. м. у. з. и к. широко применяются элементы нор­мативного метода в части учета затрат по нормам и отклонениям от норм и нормативов.

Попроцессный метод учета затрат и калькуляции — метод учета за­трат на производство, применяемый на предприятиях с массовым ти­пом производства, кратким периодом технологического процесса и од­нородными видами продукции (предприятия добывающих отраслей, электро- и теплостанции и др.). Прямые и косвенные затраты учиты­ваются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Объекты учета в большинстве случаев совпадают с объектами калькулирова­ния. Учет затрат организуется не по производству в целом, а по от­дельным процессам. Затем происходят суммирование затрат по про­цессам и распределение на объем выпущенной продукции (угольная, горнорудная промышленность, производство строительных материа­лов — кирпичное, шиферное). В других отраслях (торфяная, лесоза­готовительная промышленность) учет затрат ведется по процессам, но без калькулирования себестоимости продукции каждого процесса. Остатки незавершенного производства определяются на основе ин­вентаризации и оцениваются по плановой себестоимости. Факти­ческая себестоимость выпуска продукции исчисляется так: к факти­ческим затратам за месяц прибавляют затраты в незавершенном производстве на начало месяца и вычитают остатки незавершенного производства на конец месяца.

Потери от порчи ценностей — потери товарно-материальных ценно­стей при их хранении. Суммы потерь в пределах норм естественной убыли списываются на счета издержек производства (обращения). Суммы потерь сверх норм — на счета виновных лиц или страхового возмещения. Учет ведется на счете «Недостачи и потери от порчи цен­ностей». Невозмещенная порча или иная утрата имущества списыва­ется на счета прибылей и убытков или резервных фондов.

Потери от простоя — потери, связанные с простоем оборудования и рабочих. Простои могут быть вызваны внешними (задержка подачи электроэнергии, отсутствие сырья и др.) и внутренними (по вине пред­приятия) причинами. Простои оформляются простойными листами, рапортами, актами. Потери от внутренних простоев в цехах списыва­ются на общепроизводственные расходы. Потери по внешним причи­нам уменьшаются на суммы, взысканные с поставщиков (энергии, газа и т. д.), и списываются на общехозяйственные расходы.

Правила ведения бухгалтерского учета — установление методологи­ческих основ организации бухгалтерского учета на предприятии. При формировании учетной политики следует исходить из имуществен­ной обособленности, непрерывности деятельности, осмотрительности, а также из необходимости ведения учета в соответствии с Планом сче­тов бухгалтерского учета. К основным П.в.б.у. относятся: доку­ментирование хозяйственных операций и отражение их в регистрах бухгалтерского учета; оценка имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций; инвентаризация; балансовое обобщение.

Прибыль — основной источник собственных средств, обобщающий ре­зультат финансово-хозяйственной деятельности предприятий. П. вклю­чает финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) и прочие доходы. П. от продажи продукции, работ, услуг, основных средств, материалов и т. п. предварительно выявляется на счетах продаж, а затем списывается на счет «Прибыли и убытки». Прочие доходы отражаются на счете «Прочие доходы и рас­ходы».

Принципы бухгалтерского учета — система отражения информации бухгалтерского учета на основе следующих принципов: непрерывно­сти бухгалтерского учета; начисления показателей на счетах; преобла­дания содержания над формой; осмотрительности при формировании и отражении финансовых результатов; фактически сложившейся оцен­ки активов и обязательств функционирующего предприятия.

Профессиональные общественные объединения бухгалтеров — в со­ответствии с законодательством РФ бухгалтеры могут формировать ассоциации, союзы и другие общественные объединения для координации деятельности по организации, методологии, профессиональной этике, защите своих профессиональных интересов.

Прочие доходы (поступления) — доходы (поступления) от продажи основных средств, иных активов, отличных от денежных средств, кро­ме иностранной валюты; продукции, товаров; суммы полученных про­центов за предоставление в пользование денежных средств; от участия в уставных капиталах других организаций, когда перечисленные виды доходов получены от операций, не являющихся предметом основной деятельности организации.

Прочие расходы — расходы по продаже, выбытию и прочему списа­нию основных средств, иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); товаров, продукции; расходы в связи с участием в уставных капиталах других организаций; предоставлени­ем за плату (во временное владение и пользование) активов организа­ции, прав на интеллектуальную собственность (патенты, промышлен­ные образцы и др.); уплата процентов по кредитам и займам; штрафы, пени, неустойки; возмещение убытков, присужденных судом или признанных организацией; суммы дебиторской задолженности, по ко­торым истек срок исковой давности; суммы уценки активов (кроме внеоборотных), когда перечисленные виды расходов связаны с осуще­ствлением операций, не являющихся предметом деятельности орга­низации.

Прямые производственные расходы — затраты на производство кон­кретных видов продукции, прямо включаемые в их себестоимость (расход сырья, материалов, заработная плата производственных рабо­чих). П. п. р. отражаются на счете «Основное производство». В анали­тическом учете П. п. р. относятся на те виды продукции, с изготовле­нием которых они связаны.