Глоссарий
А
Аванс (англ, advance, фр. avance) — 1) денежная сумма, выплаченная заказчиком в счет предстоящих платежей за материальные ценности, выполненные работы, услуги. А. обычно составляет 10-30% общей суммы всего платежа. Подлежит возврату при расторжении договора; 2) денежная сумма, выдаваемая для покрытия расходов по выполнению задания, например А. по командировке и т. п.; 3) денежные средства, выдаваемые работнику за первую половину месяца в счет оплаты труда (обычно до 40 % должностного оклада или тарифной ставки).
Аваль (англ, bill guarantee; фр. aval) — поручительство за лицо, имеющее обязательство по векселю. А. дается в форме подписи на лицевой стороне векселя или на прикрепленном листе (аллонже). Лицо, давшее А., несет солидарную ответственность за платеж по векселю. А. увеличивает надежность векселя.
Акт(лат. actus — действие, actum — документ) — первичный бухгалтерский документ, составляемый лицами, ответственными за совершение хозяйственных операций. А. имеют типовую форму и используются в зависимости от назначения (например, акты приема-передачи основных средств; акты ликвидации основных средств и др.). А. проверяются бухгалтерией и утверждаются руководителем предприятия (организации). Помимо А., используемых в бухгалтерском учете, применяются А. юридические, гражданского состояния, органов государственного управления и т. п.
Актив — часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении имущественное состояние предприятия (состав и размещение средств).
Активные счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для отражения имущественного состояния предприятия, т. е. наличия и изменений в составе средств. В А. с. наличие и увеличение средств показываются по дебету, уменьшение — по кредиту. Сальдо — дебетовое. Совокупность сальдо всех активных счетов на определенную дату отражается в активе баланса предприятия (организации).
Активы (оборотные)— активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства или проданы, потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла, если он более одного года. Например, сырье, материалы, денежные средства и др.
Активно-пассивные счета — счета бухгалтерского учета с функциональными признаками активных и пассивных счетов (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). В части дебиторской задолженности сальдо этих счетов дебетовое, кредиторской задолженности — кредитовое. Аналитический учет ведется раздельно по каждому объекту дебиторской и кредиторской задолженности.
Акцепт (лат. acceptus — принятый) — согласие покупателя на оплату счета поставщика при безналичных расчетах. А. может быть предварительным и последующим. При предварительном А., который используется в основном при иногородних расчетах, счета поставщиков считаются акцептованными, если плательщик не заявил банку отказ от А. в течение трех дней после поступления расчетных документов. При последующем А., который используется при одногородних или иногородних расчетах, когда товары приняты на месте у поставщика, расчетные документы оплачиваются банком немедленно. Организация имеет право в течение трех рабочих дней заявить отказ от акцепта. Если он обоснован, то банк восстанавливает излишне списанные суммы на расчетном счете плательщика.
Акция (англ, equity) — свидетельство о внесении определенной доли в капитал акционерного общества. А. могут быть представлены разными видами: А. обыкновенные (англ, ordinary shares) — свидетельство о внесении доли в акционерный капитал, дающее право на получение дивидендов, на участие в общих собраниях акционеров с правом голоса, на избрание в руководящие органы общества, на получение части имущества общества при его ликвидации. А. именные (англ, registered stocks) — акции на имя конкретного собственника (титульного владельца). А. и. регистрируются в специальном реестре. А. привилегированные (англ, debenture stocks) — акции с фиксированным дивидендом, обладающие преимущественным правом требования по сравнению с А. обыкновенными. По законодательству РФ А. п. могут составлять 25 % от уставного капитала общества. Они гарантируют держателям получение дивидендов в фиксированных процентах от номинальной стоимости акции независимо от результатов предпринимательской деятельности организации. А. объявленные (англ, declarative stocks) — акции, размещенные по решению общего собрания акционеров акционерным обществом в соответствии с собственным уставом на первичном рынке ценных бумаг в дополнение к ранее размещенным акциям. А. учредительские (англ. promoter's stocks) — акции, размещенные ере- ди учредителей акционерного общества и дающие им преимущества по сравнению с другими акционерами, например, дополнительное количество голосов на общих собраниях акционеров, первоочередное право на получение акций при их дополнительном выпуске. А. у. не подлежат продаже или обмену.
Амортизация (лат. amortisatio — погашение) — погашение стоимости основных средств в течение срока полезного использования путем включения амортизационных отчислений в издержки производства (обращения).
Амортизационные отчисления — начисление амортизации по объектам основных средств, нематериальных активов и т. п. по нормам амортизации на полное восстановление. Нормы А. о. устанавливаются в зависимости от сроков полезного использования основных средств. Установлены годовые нормы А. о. Месячные нормы представляют одну двенадцатую часть годовых норм. А. о. включаются в издержки производства (обращения).
Аналитические счета — детальные счета, раскрывающие содержание конкретных синтетических счетов. А. с. ведутся на карточках в натуральных и стоимостных показателях. Основанием для записей в карточки А. с. являются данные первичных документов. Например, аналитический учет к счету «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется на лицевых карточках каждого работника.
Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Записи в А. у. производятся на основании первичных бухгалтерских документов.
Аренда (англ, rent, lease; лат. arrendare) — предоставление одной стороной (арендодателем) по договору другой стороне (арендатору) во временное владение и пользование имущества за определенную плату. В договоре устанавливается размер арендных платежей, может предусматриваться изменение права собственности. В международной коммерческой практике различают А. трех видов: 1) рейтинг (краткосрочная аренда со сроком до 1 года); 2) хайринг (среднесрочная аренда на срок от 1 до 3 лет); 3) лизинг (долгосрочная аренда со сроком свыше 3 лет). В настоящее время в России лизинг приобретает большое распространение.
Ассигнования (от лат. assignare — назначать) — суммы, предназначенные для использования на какие-либо нужды, например, ассигнования из бюджета на образование, здравоохранение, на компенсации детям, пенсионерам и т. п.
Аффилированные лица — юридические и физические лица, способные оказывать непосредственное влияние на деятельность юридических и физических лиц (в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1999 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Б
Баланс (фр. balance, букв. — весы) — равновесие, система показателей, характеризующих состояние взаимосвязанных величин на определенную дату, например баланс доходов и расходов предприятия, баланс денежных доходов и расходов населения, баланс финансово-хозяйственной деятельности организации, фирмы, компании, баланс консолидированный и др.
Баланс доходов и расходов предприятия — финансовый план предприятия. Составляется на год с поквартальной разбивкой. Статьи доходов и расходов баланса зависят от особенностей деятельности предприятий.
Балансовый метод — уравновешивание (сопоставление, сравнение) противостоящих величин, характеризующих одно и то же явление (приход и расход, средства и источники, доходы и расходы и т. д.). Б.м. применяется при составлении баланса, например бухгалтерского баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и др.
Балансовая стоимость — это стоимость имущества, капитала и обязательств, по которой они отражаются в балансе.
Балансовая стоимость основных средств — стоимость основных средств по балансу на 1-е число отчетного периода (первоначальная, восстановительная, остаточная). Основные средства показываются в балансе по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за вычетом износа).
Балансовые счета — счета бухгалтерского учета, показатели которых находят отражение в бухгалтерском балансе. Названия Б.с. не обязательно совпадают с названиями статей баланса, например, статья актива «Запасы» включает счета «Материалы», «Готовая продукция» и др.
Бартер (англ, barter, бартерная сделка) — 1) безденежная товарообменная сделка, обмен товара на товар; 2) вид взаимной торговли путем товарообмена; 3) экспортно-импортная товарообменная операция на сбалансированной по цене основе с передачей права собственности на товар.
Безвозвратные отходы производства — отходы, которые не могут быть использованы на предприятии или реализованы на сторону (усушка, угар, распыл и т. п.). Б. о. п. не оцениваются и не списываются со счета «Основное производство», а включаются в себестоимость продукции.
Безнадежные долги — задолженность предприятий, организаций, других юридических и физических лиц, взыскать которую не представляется возможным (истечение срока исковой давности, признание судом неплатежеспособности дебитора, смерть лица, за которым числилась задолженность, и т. п.). Б.д., по которым истек срок исковой давности, или другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя организации за счет средств резерва по сомнительным долгам или на убытки (при отсутствии ранее созданного резерва).
Бесполуфабрикатный вариант учета затрат на производство — вариант сводного учета затрат, при котором стоимость полуфабрикатов, передаваемых последовательно из цеха в цех, в системном порядке (в системе счетов) не учитывается. В каждом цехе ведется учет только собственных затрат (без стоимости полуфабрикатов других цехов). В себестоимость готовой продукции включаются затраты на ее производство по всем переделам.
Бланк (от фр. Ыапс) — форма документа, отпечатанная типографским способом и содержащая необходимые реквизиты. Б. используется для оформления бухгалтерских документов.
Бланки строгой отчетности — бланки документов, подлежащие учету и выдаваемые под отчет работникам предприятия. Учет Б.с.о. ведется на забалансовом счете «Бланки строгой отчетности». К ним относятся абонементы, талоны, билеты и др. Для приема, хранения и отпуска Б.с.о. назначаются материально ответственные лица.
Брак продукции — продукция, не соответствующая требованиям государственных стандартов качества или технических условий. По характеру обнаруженных дефектов Б. п. может быть окончательным (неисправимым) и исправимым, а по месту обнаружения — внутренним и внешним. Б. п. оформляется актом типовой формы. Учет брака ведется на счете «Брак в производстве».
Бухгалтер — специалист по бухгалтерскому учету. В зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности Б. может быть старшим, или главным. Главный Б. возглавляет бухгалтерию и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, своевременность и достоверность представления пользователям финансовой отчетности.
Бухгалтерия— учетный аппарат, который организует и ведет бухгалтерский учет на предприятии, в организации. Б. возглавляет главный (старший) бухгалтер. В организациях, не имеющих бухгалтерской службы, учет ведется специализированной организаций или специалистом на договорных началах.
Бухгалтерская отчетность — завершающий этап учетного процесса организации. В Б. о. отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Типовые формы Б. о. и инструкции о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Б.о. бывает годовая и квартальная. Информация, содержащаяся в Б.о., базируется на данных синтетического и аналитического учета. Основными формами Б.о. являются баланс, отчет о прибылях и убытках.
Бухгалтерская проводка (контировка, счетная формула) — оформление корреспонденции счетов с указанием дебетуемого и кредитуемого счетов. Б. п. может быть простой и сложной. Простая — составляется по хозяйственной операции, содержащей один дебетуемый и один кредитуемый счет. Сложная — по операции, содержащей один дебетуемый и несколько кредитуемых счетов или наоборот. В Б. п. находит конкретизацию принцип двойной записи на счетах.
Бухгалтерский баланс — форма финансовой отчетности, характеризующая имущественное и финансовое положение предприятия, организации на конец последнего дня отчетного периода. Б. б. имеет форму двухсторонней таблицы и состоит из актива и пассива. Актив отражает состояние имущества предприятия, пассив — капитал и обязательства. Равенство итогов актива и пассива Б. б. обусловлено тем, что в активе и пассиве содержится одна и та же совокупность средств, взятая в двух разных группировках. Актив и пассив Б. б. включают отдельные разделы, а разделы — статьи. Сумма (итог) бухгалтерского баланса по активу и пассиву называется валютой баланса.
Бухгалтерский документ (лат. documentum — свидетельство, доказательство) — предназначен для подтверждения действительного совершения хозяйственной операции. При заполнении всех реквизитов Б. д. имеет юридически доказательную силу и принимается судом и арбитражем при решении спорных, уголовных дел.
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Б. у. является экономической наукой, имеет свою теорию, свои предмет и метод и взаимосвязан с оперативным и статистическим учетом.
В
Валюта баланса — стоимостная оценка итогов актива и пассива бухгалтерского баланса. В. б. должна быть одинаковой по активу и пассиву.
Ведомость — первичный документ или учетный регистр. Первичным документом В. служит в момент совершения хозяйственных операций и их записи. Учетным регистром В. служит при обобщении данных первичных документов и их регистрации (например, при журнально-ордерной форме учета). В бухгалтерском учете применяются сличительные ведомости, расчетно-платежные ведомости, накопительные ведомости, вспомогательные ведомости и др.
Вексель(англ, bill, note, paper) — 1) ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее владельцу (векселедержателю) право по истечении срока обязательства требовать уплаты суммы В. Передача В. и всех прав от одного лица к другому оформляется передаточной надписью (индоссаментом); 2) в международной торговле — одно из средств оформления кредитных операций и международных расчетов.
Взаимозачетные операции — осуществляются между организациями, которые не могут погасить обязательства через банковские счета или кассой.
Внеоборотные (долгосрочные) активы — активы, полезные свойства которых предполагается использовать в течение нескольких лет. К таким активам относятся основные средства, капитальные и иные финансовые вложения, нематериальные активы.
Внепроизводственные (коммерческие) расходы — затраты по отгрузке и реализации продукции, например расходы на тару и упаковку продукции на складах; расходы по доставке продукции на станцию отправления; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами, расходы на рекламу и др. Не относятся к В. р. стоимость тары и затраты по упаковке продукции, если они осуществляются в цехах и являются составной частью процесса производства. Для учета В. р. используется счет «Коммерческие расходы».
Внутрихозяйственные расчеты — расчеты с филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятия, выделенными на отдельные балансы. Например, расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей и др. Для учета В. р. предназначен счет «Внутрихозяйственные расчеты».
Возвратные отходы — остатки материально-производственных запасов, образующиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, но утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья, материалов. Например, металлические стружки, опилки и т. п.
Восстановление основных средств — ремонт, модернизация, реконструкция объектов основных средств.
Восстановительная стоимость основных средств — стоимость воспроизводства объектов основных средств в текущих условиях. В. с. о. с. определяется при переоценке объектов по состоянию на определенную дату (например, на 1 января следующего за отчетным года).
Вспомогательная ведомость — учетный регистр, предназначенный для накапливания данных, содержащихся в первичных документах. В. в. называются еще накопительными ведомостями. В. в. находят широкое применение при журнально-ордерной форме учета.
Вспомогательные материалы — часть материально-производственных запасов, предназначенная для воздействия на основные материалы с целью получения определенных потребительских свойств (например, лаки, краски и т. п.) либо для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (например, смазочные, обтирочные материалы и т. п.).
Вспомогательные производства — предназначены для обслуживания основного производства (ремонтные цеха, выработка пара, электроэнергии, транспортные цеха и т. п.). Для учета затрат В. п. предназначен счет «Вспомогательные производства» (по видам производств).
Вступительный баланс — баланс предприятия (организации) на 1-е число следующего периода с момента государственной регистрации. В нем приводятся только те статьи, которые имеют место на вновь созданном предприятии (например, основные средства, уставной капитал и др.).
Выбытие активов — списание с баланса стоимости объектов основных средств, материалов и т. п. в связи с безвозмездной передачей, продажей, ликвидацией, вкладом в уставные капиталы других организаций.
Г
Главный бухгалтер — руководитель структурного подразделения организации по бухгалтерскому учету.
Главная книга — учетный регистр, на основе которого составляется сальдовый баланс.
Готовая продукция — продукция, законченная обработкой, принятая отделом технического контроля и предназначеная для продажи.
Годовой отчет — финансовый отчет организации за отчетный год.
Д
Дебет (от лат. debet — он должен) — по дебету активных счетов отражается сальдо на начало отчетного периода и увеличение имущества. По дебету пассивного счета уменьшение задолженности по различным обязательствам.
Двойная запись — отражение каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанного счета.
Дебиторская задолженность — задолженность других организаций и лиц данному хозяйствующему субъекту.
Деловая репутация фирмы — определяется в виде разниц между уплаченной за объект суммой и его оценочной стоимостью.
Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Е
Естественная убыль — уменьшение количества (объема, массы) товарно-материальных ценностей при их хранении в результате усушки, распыла, испарения и т. д. Нормы Е. у. утверждаются руководителем (собственником), если иное не установлено законодательством РФ. Размер Е. у. определяется по нормам, но он не должен превышать фактически выявленных при инвентаризации недостач имущества. Стоимость недостачи или иной утраты имущества в пределах норм Е. у. относится на издержки производства (обращения), а сверх норм — на счета виновных лиц или страхового возмещения.
Ж
Журнал — Главная — форма бухгалтерского учета, для которой характерно соединение в едином регистре «Журнал — Главная» регистрационного журнала и Главной книги, т. е. хронологической и систематической записей.
Журналы-ордера — учетные регистры, сочетающие хронологическую и систематическую записи, синтетический и аналитический учет. Применяются при журнально-ордерной форме учета. Записи в Ж.-о. производятся по мере поступления документов или итогами за месяц на основе накопительных (вспомогательных) ведомостей. Регистрация производится по кредитовому признаку, т. е. по кредиту одного и дебету взаимосвязанных счетов, что достигается использованием шахматной формы Ж.-о. Например, Ж.-о. № 6 ведется по кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету счетов «Материалы» и др.
Журнально-ордерная форма учета — форма бухгалтерского учета, для которой характерно использование журналов-ордеров, вспомогательных (накопительных) ведомостей, разработочных таблиц и Главной книги. Оборотные ведомости при Ж.-о. ф. у. не составляются.
З
Забалансовые счета — счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс данного предприятия, например арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; товары, принятые на комиссию, и др. Для 3. с. характерна однократная запись (только по дебету или только по кредиту). Они имеют трехзначный код. Примерами таких счетов являются: «Арендованные основные средства», «Оборудование, принятое для монтажа» и т. п.
Заемные средства — средства, полученные организацией в виде банковских кредитов, займов. Для 3. с. характерны возвратность и срочность. Они могут быть долгосрочными (срок погашения более 1 года) и краткосрочными (менее 1 года).
Заключительный бухгалтерский баланс — отражение состояния имущества, капитала и обязательств организации на 31 декабря отчетного года. 3. б. б. — важнейшая форма годового финансового отчета организации.
Закрытие счетов — записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо. Периодическое закрытие некоторых счетов предусматривается действующими положениями по учету. Например, счета «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы» закрываются путем распределения этих расходов по объектам калькуляции. Некоторые счета закрываются путем перечисления их сальдо на другие счета.
Залоги и обеспечения — стоимость имущества, переданного или полученного в залог или обеспечение своих или чужих обязательств. Стоимость имущества (кроме денежных средств), полученного в залог, отражается на забалансовом счете «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Денежные средства, принятые в качестве залога, учитываются на балансовых счетах с отдельным отражением сумм полученных обеспечений. Стоимость имущества, переданного в залог, учитывается отдельно от иного имущества. Обеспечения, выданные без передачи имущества или денежных средств, учитываются на забалансовом счете «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Запасные части — часть материально-производственных запасов, предназначенная для ремонта и замены износившихся узлов и деталей.
Застройщик — организация, осуществляющая инвестиции в строительство объектов основных средств, в земельные участки, объекты природопользования и т. п. Затраты по возведению зданий, сооружений, по приобретению отдельных объектов основных средств и т. д. учитываются на счете «Капитальные вложения» в разрезе их видов и назначения.
Затраты на ликвидацию основных средств — расходы предприятия в связи с разборкой, демонтажем ликвидируемого объекта. 3. н. л. о. с. - увеличивают убыток от ликвидации, если он формируется в процессе ликвидации.
Затраты на производство — затраты предприятий, связанные с производством продукции, выполнением работ, т. е: затраты сырья, материалов, топлива, заработная плата производственных рабочих и другие, образующие в своей совокупности производственную себестоимость.
И
Издержки обращения — расходы по обслуживанию процесса обращения товаров. Они включают расходы по перевозкам всеми видами транспорта, заработную плату работников, расходы по аренде зданий, сооружений, инвентаря, амортизацию основных средств, расходы по хранению, подработке, упаковке, содержанию холодильных установок, расходы по торговой рекламе и др. Учет И. о. ведется на счете «Расходы на продажу».
Издержки производства — сумма затрат на производство продукции. Отражаются на счетах учета затрат на производстве: «Основное производство», «Полуфабрикаты собственного производства», «Вспомогательные производства», «Брак в производстве» и др. В своей совокупности И. п. образуют производственную себестоимость выпуска продукции (работ, услуг).
Измерители в бухгалтерском учете — единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. В синтетическом учете применяется толь- ко обобщающий денежный измеритель. В аналитическом — натуральные, трудовые и денежные.
Иммобилизация оборотных средств — использование оборотных средств не по целевому назначению. И. о. с. может быть результатом нарушения финансово-хозяйственной дисциплины или обусловлена особенностями деятельности предприятия.
Имущество — совокупность внеоборотных и оборотных активов организации.
Инвентаризационные описи — документы, подтверждающие фактическое наличие товарно-материальных и иных ценностей в процессе инвентаризации и составляемые комиссией по инвентаризации. И. о. составляются по местам хранения и видам ценностей. Подписываются членами комиссии. Материально ответственные лица подтверждают факт проверки и ставят свою подпись.
Инвентаризация — проверка и документальное подтверждение наличия и состояния имущества, капитала и обязательств организации за определенный период, например за отчетный год. И. бывает полной, когда проверяется весь имущественный комплекс, расчеты и т. п., и частичной — с выборочной проверкой отдельных видов имущества, расчетов, обязательств и т. п. '
Инвентарный номер — номер, присваиваемый инвентарному объекту для обеспечения сохранности и организации инвентарного учета. Для группы однородных объектов отводится серия И. н.
Инвентарный объект — объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Индоссамент — передаточная надпись на оборотной стороне простого или переводного векселя.
Индоссант — лицо, передающее вексель. Индоссат - получатель векселя.
Исковая давность — время, в течение которого предприятие в соответствии с законодательством может востребовать дебиторскую задолженность или обязано погасить кредиторскую задолженность.
К
Калькулирование — научно обоснованная система исчисления себестоимости каждого вида продукции. К. включает группировку затрат по отчетным периодам, определение затрат на незавершенное производство и выпуск продукции, определение себестоимости брака, оценку отходов производства.
Калькуляционные счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для получения информации, необходимой для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг). Все К.с. активные. Сальдо К. с. показывает размер незавершенного производства, строительства и т. п.
Калькуляция(лат. calculatio — счет, подсчет) — способ группировки затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг). В зависимости от времени составления и назначения К. бывают плановые, нормативные, отчетные.
Капитал оборотный (анг'л. floating capital) — наиболее подвижная часть капитала компании, включающая денежные средства, легко реализуемые ценные бумаги, дебиторскую задолженность„материально-производственные запасы, готовую продукцию, незавершенное производство и др. В основе формирования К. о. лежит принцип ликвидности, т. е. возможности быстрого превращения средств в денежную наличность.
Капитал основной (англ, fixed capital) — обобщающий показатель, стоимостная оценка всего капитала предприятия. К. о. включает: 1) длительно функционирующие имущественные ценности (земельную собственность, здания, сооружения, машины, оборудование); 2) финансовые вложения (собственные ценные бумаги, финансовые вложения в другие предприятия, долги (задолженность) других предприятий); 3) нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау», товарные знаки, гудвилл). К. о. требует для своего прироста привлечения инвестиций.
Капитал собственный (англ, property capital) — разница между совокупными активами фирмы и ее обязательствами. К. с. представляет собой наиболее надежную часть общего капитала компании. Может включать: 1) капитал, вложенный в дело акционерами, владельцем компании (фирмы); 2) капитал, принадлежащий юридическому лицу и включающий уставный капитал, добавочный, резервный капитал, нераспределенную прибыль.
Капитальные вложения — затраты на создание основных средств, увеличение их размеров, связанные с осуществлением капитального строительства новых объектов, реконструкцией, расширением, техническим перевооружением действующих объектов, с приобретением объектов (например, зданий, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств). К К.в. относятся затраты на коренное улучшение земель, приобретение земельных участков, объектов природопользования и др.
Капитальное строительство — процесс создания и реконструкции объектов основных средств. Затраты на К. с. составляют основную часть капитальных вложений. К. с. осуществляется подрядным, хозяйственным или смешанным способами.
Капитальный ремонт основных средств (фр. remonte от remonter — поправить, снова собрать) — приведение объекта в годное состояние. К. р. о. с. проводится с периодичностью более 1 года и сопровождается полной разборкой объекта, заменой всех износившихся узлов, деталей и т. п.
Карточки — вид учетных регистров, которые представляют собой отдельные листы (бланки). В К. ведется аналитический учет. На основе К. составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам. К. бывают многографные, инвентарные, количественно-суммового учета, складского учета.
Кодекс профессиональной этики — правила поведения, которые следует соблюдать бухгалтерам.
Контроль (от фр. controle) — проверка с целью установления правильности и законности определенных действий. К. может быть внешним и внутренним, вневедомственным и ведомственным. К. внутри предприятия за целесообразностью и законностью хозяйственных операций осуществляется работниками бухгалтерии и может быть предварительным, текущим и последующим.
Краткосрочные займы — это займы, полученные от юридических и физических лиц на срок до 1 года. Учет ведется на счете «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Краткосрочные кредиты — кредиты банков на срок до 1 года. Учет ведется на счете «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по видам кредитов.
Кредит (лат. credit — он верит) — часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по К. записывается уменьшение, в пассивных счетах — увеличение объекта учета.
Кредит (от лат. creditum — ссуда, долг) — предоставление в долг денег или товаров. К. представляет собой форму движения ссудного капитала, т. е. капитала, приносящего проценты. В зависимости от сроков предоставления К. делятся на долгосрочные (более 1 года) и краткосрочные (менее 1 года). Учет ведется на счетах «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Кредиторская задолженность — задолженность данной организации (предприятия) другим предприятиям, организациям, лицам, которые выступают в качестве кредиторов. К.з. является одним из источников заемных (привлеченных) средств. Она возникает у организации (предприятия) перед бюджетом, перед работниками организации (предприятия) по заработной плате, перед органами социального страхования и обеспечения, перед учредителями, по векселям выданным и др. Ранжирование К. з. по срокам погашения, согласно заключенным договорам, осуществляется с момента принятия обязательств к бухгалтерскому учету: до 1 года — краткосрочная, более 1 года — долгосрочная.
Курсовая разница (англ, rate difference) — разница между курсом валют в результате его изменения. Положительная К.р. (курсовая прибыль) — при благоприятной динамике валютного курса. Отрицательная К.р. (курсовая потеря) — при неблагоприятном изменении курсовых соотношений. Для целей бухгалтерского учета пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции в иностранной валюте. К. р. отражается в учете в отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате. К.р. зачисляется на финансовый результат как прочий доход (расход). При формировании уставного капитала относится на добавочный капитал.
Л
Лизинг (англ, leasing) — 1) долгосрочный вид аренды оборудования, машин, производственных сооружений (сроком свыше 3 лет). Различают Л.: а) финансовый; б) международный как одну из форм долгосрочной аренды товаров длительного пользования; 2) приобретение по договору финансовой аренды в собственность имущества у определенного продавца и предоставление лизингополучателю этого имущества за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей; 3) предоставление лизингового имущества за плату для предпринимательских целей с правом последующего выкупа.
Ликвидационный баланс — баланс, составляемый по ликвидируемому предприятию (банкротство, добровольная ликвидация и другие основания). Л. б. составляется ликвидационной комиссией и публикуется в течение 45 дней после окончания операций по ликвидации. В Л. б. имущество предприятия отражается в оценке комиссии, т. е. по ценам его возможной продажи с учетом фактического товарного состояния. Безнадежные к получению долги и убытки в Л. б. не включаются.
Ликвидация основных средств — списание с баланса объектов основных средств в связи с физическим, моральным износом, стихийными бедствиями и др. Л. о. с. оформляется актом выбытия, в котором определяется результат ликвидации.
Лимит (фр. limite от лат. limes — граница, предел) — ограничение, предел, предельная норма чего-либо, например Л. кассы, Л. отпуска материалов и т. п.
Листок-расшифровка — учетный регистр, применяемый при журнально-ордерной форме учета для расшифровки сумм по дебету или кредиту счетов. Записи в Л.-р. производятся по дебетовому признаку, т. е. на каждый дебетуемый счет открывается отдельный Л.-р. за отчетный месяц.
ЛИФО(Last-in — first out) — способ оценки материалов при списании на производство по принципу: последняя партия на приход — первая в расход, т. е. оценка по последней партии приобретения запасов.
М
Материально-ответственное лицо — лицо, несущее материальную ответственность за сохранность имущества предприятия. М. о. л. дает письменное обязательство о материальной ответственности (кассиры, кладовщики и др.).
Материально-производственные запасы — часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, для управленческих нужд организации, для продажи покупателям.
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета — одна из форм учета, при которой схема учетной регистрации осуществляется следующим образом: на основании первичных документов составляются мемориальные ордера, которые регистрируются в регистрационном журнале. На основе мемориальных ордеров производятся записи по счетам синтетического учета в Главной книге, а данные первичных документов служат базой для записей в регистрах аналитического учета. В конце отчетного периода составляются оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, сравниваются итоги оборотов по дебету и кредиту синтетических счетов с итогом регистрационного журнала. После этого составляется баланс.
Мемориальный ордер — учетный регистр, в котором отражается бухгалтерская проводка. В нем указываются: номер ордера, месяц, год, содержание операции, сумма, корреспонденция счетов. М. о. составляется на специальном бланке и подписывается главным (старшим) бухгалтером. К нему прилагаются оправдательные документы.
Метод бухгалтерского учета — совокупность способов и приемов, обеспечивающих получение достоверных показателей о предмете бухгалтерского учета. М. б. у. включает отдельные элементы или слагаемые: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция; система счетов и двойная запись; баланс и другие формы отчетности.
Метод калькуляции — приемы, используемые для исчисления себестоимости продукции. М. к. связаны с методами учета затрат, а потому их называют методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В настоящее время используются следующие методы: позаказный, попередельный, попроцессный, нормативный. В последнее время рекомендовано исчисление сокращенной производственной себестоимости (по методу директ-костинг), когда себестоимость определяется только в части прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации продукции (работ, услуг).
Модернизация основных средств — улучшение технико-эксплуатационных характеристик объекта основных средств. Проводится обычно вместе с капитальным ремонтом основных средств.
Моральный износ основных средств — снижение стоимости основных средств под влиянием роста производительности труда в обществе (первая форма морального износа) или в результате появления более совершенных и производительных основных средств (вторая форма морального износа).
Н
Накладная — первичный документ типовой формы на поступление и отпуск материальных ценностей. Н. применяются также как сопроводительный документ при перевозке грузов (товарно-транспортная накладная).
Накопительная ведомость — регистр бухгалтерского учета, предназначенный для накапливания данных первичных документов за отчетный период. Н. в. называют еще вспомогательными ведомостями.
Накопительные документы — документы, предназначенные для замены нескольких разовых документов, т. е. для накапливания записей по однородным, часто повторяющимся хозяйственным операциям.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям – налог, который уплачивается предприятием в доход бюджета и выделяется в расчетных документах поставщиков отдельной строкой. Для учета Н. д. с. используется счет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Начальный (вступительный) бухгалтерский баланс — первый бухгалтерский баланс вновь создаваемого предприятия или баланс предприятия, являющегося правопреемником ранее действовавшего предприятия. Н. (в.) б. б. называют еще организационным.
Незавершенное производство — продукция (работы, услуги), не прошедшая всех операций обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также законченная продукция, не прошедшая испытаний и не принятая отделом технического контроля. В Н. п. включаются также полуфабрикаты, предназначенные для дальнейшей обработки на данном предприятии. Для определения остатков Н. п. используют данные оперативного учета движения деталей и полуфабрикатов в производстве. Для уточнения учетных данных периодически проводят инвентаризацию остатков Н. п.
Нематериальные активы — вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях их собственников, например, право пользования земельными участками, зданиями, ноу-хау, товарные знаки и марки и т. п. Учет Н. а. ведется на счете «Нематериальные активы», а амортизация в процессе использования — на счете «Амортизация нематериальных активов».
Неотфактурованные поставки — поступление грузов без счетов поставщиков. Такие грузы приходуются на основании актов приемки товарно-материальных ценностей. При поступлении счетов первоначальная запись сторнируется и производится запись в соответствии с поступившими счетами.
Непроизводительные расходы — расходы предприятия, в результате которых не была произведена продукция. Они могут быть вызваны организационно-хозяйственными недостатками (потери от простоев, брака продукции, порча материальных ценностей и др.), невыполнением договорных обязательств (проценты, пени, неустойки) или не зависящими от предприятия причинами (естественная убыль материалов и продуктов при хранении). Невозмещенные недостачи, порча или иная утрата имущества списываются на счета прибылей и убытков или резервных фондов.
Нормативная калькуляция — калькуляция по действующим на начало отчетного периода нормам, выявление отклонений от норм в процессе производства и учет изменений норм. Фактическая себестоимость продукции за отчетный период представляет собой расходы по нормам плюс-минус (+; -) изменения норм, плюс-минус (+; -) отклонения от действующих норм.
Нормативный метод — метод учета затрат на производство продукции на основе предварительно разработанных прогрессивных норм затрат (материалов, оплаты труда и т. д.) и составления нормативной калькуляции на изделие.
О
Обеспечение финансовых вложений — устойчивое снижение их стоимости ниже величины экономических выгод от них в обычных условиях деятельности.
Оборотные средства (активы) — денежные средства и прочие активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства, или проданы, или потреблены в течение 1 года или операционного цикла, если он длиннее 1 года. К О. с. относятся денежные средства в кассе, в банке; ценные бумаги (кроме долгосрочных вложений); дебиторская задолженность; запасы товаров, материалов, сырья, незавершенного производства, готовой продукции, текущая часть расходов будущих периодов.
Обороты по счетам — итоги текущих записей по дебету и кредиту счетов за отчетный месяц. В активных счетах обороты по дебету означают увеличение объекта имущества, обороты по кредиту — его уменьшение. В пассивных счетах обороты по кредиту означают увеличение капитала и обязательств, обороты по дебету — уменьшение. Без определения оборотов невозможно получить конечное сальдо по счетам. При отсутствии оборотов начальное сальдо совпадает с конечным сальдо.
Обслуживающие производства и хозяйства — производства и хозяйства, которые не связаны с основной деятельностью предприятия, например жилищно-коммунальное хозяйство, детские дошкольные учреждения и другие, но состоят на балансе предприятия. Затраты на О. п. и х. учитываются на счете «Обслуживающие производства и хозяйства».
Облигация — ценная бумага, удостоверяющая право владельца на возмещение номинальной стоимости и фиксированного процента.
Общепроизводственные расходы — расходы по управлению и обслуживанию отдельных цехов и производств. К ним относятся: содержание аппарата управления цеха; содержание, текущий ремонт и амортизация зданий, сооружений и инвентаря цеха; расходы по охране труда, расходы на испытания, опыты, исследования, а также расходы непроизводительного характера (потери от простоев, потери от порчи ценностей при хранении в цеховых кладовых и пр.). Для учета О. р. предназначен счет «Общепроизводственные расходы».
Общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и подобных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Объекты бухгалтерского учета — имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Одноэлементные производственные расходы — однородные расходы, которые не могут быть разложены на составные части. Например, материалы, заработная плата и др.
Основная продукция — продукция основной деятельности предприятия, зафиксированной в его уставе.
Основное производство — деятельность, соответствующая и определенная в учредительных документах по выпуску продукции, выполнению работ (услуг). Для учета затрат на О. п. применяется счет «Основное производство», который в аналитическом разрезе ведется по объектам калькуляции и калькуляционным статьям.
Основные материалы — часть материально-производственных запасов организации, образующих вещественную (материальную) основу готового продукта, например металл, ткань, мука и т. п.
Основные производственные расходы — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ в соответствии с уставной деятельностью, т. е. расходы на технологические цели сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы и т. д.
Оперативный учет — вид учета, представляющий собой систему регистрации определенных хозяйственных операций непосредственно на месте и в момент их совершения. Для О. у. характерны быстрота получения данных, необязательное применение первичных документов, незначительная группировка показателей. В О. у. находят применение технические средства измерения и регистрации хозяйственных операций.
Операционные счета — группа счетов, выделяемая при классификации счетов по структуре. О. с. объединяют счета собирательно-распределительные, калькуляционные и сопоставляющие.
Операционный цикл (нормальный) — период времени от момента инвестирования денежных средств (закупки материалов, сырья, товаров и пр.) до их возврата в результате продажи готовой продукции, выполнения работ, услуг.
Опцион (англ, option; лат. optio) — право выбора условий сделки за определенную плату (премию). О. может быть использован при следующих условиях: 1) в качестве ценной бумаги, которая дает инвестору право купить или продать ценную бумагу в течение определенного срока по специальной цене; 2) в качестве разновидности срочной сделки с правом ее необязательного исполнения; 3) в качестве соглашения, предоставляющего одной из сторон право выбора сделки купли-продажи, например, право покупать или продавать ценные бумаги в заранее определенном объеме по определенной твердой цене в течение указанного срока; 4) в виде права на дополнительную квоту при эмиссии ценных бумаг. О. продавца дает право продать определенный товар, фьючерсный контракт по обусловленной цене с обратной премией. О. покупателя дает право купить товар, фьючерсный контракт по обусловленной цене с предварительной премией.
Организация бухгалтерского учета — единые методологические основы бухгалтерского учета на территории РФ для организаций (предприятий), являющихся юридическими лицами, независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации с иностранными инвестициями и бюджетные организации. Организация (предприятие) ведет бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем их сплошного, непрерывного, документального отражения способом двойной записи. О. б. у. относится к полномочиям собственника. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации (предприятия). Главный бухгалтер несет ответственность за соблюдение правил ведения бухгалтерского учета, но ему запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг) либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Остаточная стоимость основных средств — первоначальная стоимость основных средств за вычетом суммы износа. По О. с. основные средства показываются в активе баланса.
Отклонения в стоимости материалов — разница между фактической и учетной (нормативной, плановой) стоимостью заготовления материально-производственных запасов.
Отчетная калькуляция — определение фактической себестоимости продукции (работ, услуг) по окончании отчетного периода. Для составления О. к. используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах в постатейном разрезе на производство конкретной продукции и о количестве выпущенной продукции.
Отчетный сегмент — это сегмент, информация о котором включается в финансовую отчетность. О. с. может быть как географическим сегментом, так и сегментом деятельности. Для О. с. важны понятия «доходы по сегменту» и «расходы по сегменту». Доходы по сегменту – это доходы компании, которые прямо относятся к определенному сегменту, но не включают финансовый результат непредвиденных обстоятельств, а также процентный или дивидендный доход. Расходы по сегменту – это расходы компании, связанные с ее основной (операционной) деятельностью, которые прямо относятся к сегменту, но не включают финансовые результаты непредвиденных обстоятельств, проценты к уплате, потери от продажи инвестиций, расходы по налогам и обще- хозяйственные расходы. Компании самостоятельно определяют отчетные сегменты.
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций — способ перевода натуральных показателей в денежные, что является одним из элементов метода бухгалтерского учета. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов. Применение других видов оценок допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ или Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории РФ. Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории РФ, путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций. Одновременно записи производятся в иностранной валюте расчетов и платежей.
Оценка оборотных активов — подсчет произведенных организацией расходов по приобретению (получению) активов в денежном выражении. Фактическая оценка — подсчет фактических затрат, подлежащих оплате. Плановая (нормативная) оценка — подсчет планируемых (нормативных) затрат по приобретению активов.
Отзывной аккредитив — аккредитив, который может быть изменен или аннулирован без предварительного соглашения с поставщиком.
Отложенный налоговый актив — часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде. Учитывается на отдельном синтетическом счете.
Отложенное налоговое обязательство — часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль в следующем за отчетным году. Учитывается на отдельном синтетическом счете.
П
Пассив (от лат. passivus — недеятельный, противоположный активу) — часть бухгалтерского баланса, в которой отражаются источники образования и назначения средств, т. е. капитал и обязательства. П. баланса равен активу баланса, так как они включают одну и ту же совокупность средств предприятия, взятую в двух разных группировках.
Пассивные счета — счета для отражения наличия и движения капитала и обязательств предприятия. В П. с. увеличение источников отражается по кредиту, уменьшение — по дебету. Остатки начальные и конечные показываются по кредиту.
Первичные документы (лат. documentum — свидетельство, доказательство) — письменные свидетельства, подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение. К П. д. относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, требования, акты, наряды, квитанции и т. д. П. д. должны составляться в момент совершения или сразу после окончания операции. П. д. признаются доказательными, если содержат следующие обязательные реквизиты; наименование документа; дата и место составления; наименование предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и оценка хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностных лиц, ответственных за совершение и оформление операции; личные подписи лиц, ответственных за операцию. П. д. могут составляться на бумажных и машинных носителях.
Первоначальная стоимость основных средств — сумма фактических затрат на приобретение, сооружение объекта основных средств за вычетом суммы НДС и иных возмещаемых налогов. Изменение первоначальной стоимости допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации объектов.
План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, т.е. совокупность синтетических счетов бухгалтерского учета, установленная в определенном порядке. П. с. б. у. является основой организации бухгалтерского учета и включается в состав основных правил ведения бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях). П. с. б. у. состоит из разделов, которые объединяют однородные по назначению, структуре и экономическому содержанию счета. Каждый счет имеет наименование, номер (код), а при необходимости — номер и наименование субсчета. П. с. б. у. утверждается приказом Минфина РФ и применяется всеми организациями, являющимися юридическими лицами, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (кроме кредитных и бюджетных организаций). Для кредитных и бюджетных организаций разработаны и утверждены соответствующие планы счетов.
Подрядный способ капитального строительства — способ выполнения строительно-монтажных работ силами специальной строительной организации — подрядчика, с которым застройщик заключает договор подряда. В нем оговорены условия выполнения работы и ответственность подрядчика в случае нарушения договора.
Подрядчик — организация, выполняющая по договору с заказчиком (застройщиком) строительно-монтажные работы. Для учета расчетов с подрядчиками застройщик использует счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором отражаются расчеты в соответствии с договором подряда.
Позаказный метод учета затрат и калькуляции — метод учета затрат на производство, применяемый на предприятиях с индивидуальным, мелкосерийным типом производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие (группу однородных изделий). При П. м. у. з. и к. объектом учета затрат и объектом калькулирования является заказ. Все прямые затраты в разрезе статей калькуляции учитываются по каждому заказу, а остальные затраты — по местам возникновения и назначению и включаются в себестоимость заказа в соответствии с установленной базой распределения. Фактическая себестоимость исчисляется по окончании работ по заказу. Себестоимость единицы продукции определяют путем деления суммы затрат по заказу на количество выпущенных изделий.
Полная себестоимость — денежная оценка всей совокупности затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Она получила название коммерческой себестоимости.
Полуфабрикатный вариант учета затрат на производство — вариант сводного учета затрат на производство, при котором движение полуфабрикатов (передача из цеха в цех) учитывается в системном порядке (через счет «Полуфабрикаты собственного производства»). Затраты отдельных цехов состоят из собственных затрат плюс стоимость полуфабрикатов, полученных из других цехов. Себестоимость продукции последнего передела является себестоимостью готовой продукции.
Полуфабрикаты — часть материально-производственных запасов в виде материалов, прошедших определенные стадии обработки, но не являющихся готовой продукцией. Полуфабрикаты могут выступать в качестве готового продукта, если они реализуются покупателям. Например, суровьё в текстильной промышленности.
Попередельный метод учета затрат и калькуляции — метод учета затрат на производство, применяемый на предприятиях, где исходный материал в процессе производства проходит ряд последовательных переделов (металлургическое, текстильное производство и др.). Калькуляция себестоимости может быть произведена в двух вариантах: полуфабрикатном и бесполуфабрикатном. При полуфабрикатном варианте исчисляют себестоимость продукции (полуфабриката) по каждому переделу. Она состоит из себестоимости продукции предыдущего передела и расходов по данному переделу. Себестоимость продукции последнего передела является себестоимостью готовой продукции. При бесполуфабрикатном варианте затраты учитываются по каждому переделу без включения себестоимости полуфабрикатов предыдущих переделов. В себестоимость готовой продукции включаются затраты всех переделов на основе исчисления долевого участия каждого передела. При П. м. у. з. и к. широко применяются элементы нормативного метода в части учета затрат по нормам и отклонениям от норм и нормативов.
Попроцессный метод учета затрат и калькуляции — метод учета затрат на производство, применяемый на предприятиях с массовым типом производства, кратким периодом технологического процесса и однородными видами продукции (предприятия добывающих отраслей, электро- и теплостанции и др.). Прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Объекты учета в большинстве случаев совпадают с объектами калькулирования. Учет затрат организуется не по производству в целом, а по отдельным процессам. Затем происходят суммирование затрат по процессам и распределение на объем выпущенной продукции (угольная, горнорудная промышленность, производство строительных материалов — кирпичное, шиферное). В других отраслях (торфяная, лесозаготовительная промышленность) учет затрат ведется по процессам, но без калькулирования себестоимости продукции каждого процесса. Остатки незавершенного производства определяются на основе инвентаризации и оцениваются по плановой себестоимости. Фактическая себестоимость выпуска продукции исчисляется так: к фактическим затратам за месяц прибавляют затраты в незавершенном производстве на начало месяца и вычитают остатки незавершенного производства на конец месяца.
Потери от порчи ценностей — потери товарно-материальных ценностей при их хранении. Суммы потерь в пределах норм естественной убыли списываются на счета издержек производства (обращения). Суммы потерь сверх норм — на счета виновных лиц или страхового возмещения. Учет ведется на счете «Недостачи и потери от порчи ценностей». Невозмещенная порча или иная утрата имущества списывается на счета прибылей и убытков или резервных фондов.
Потери от простоя — потери, связанные с простоем оборудования и рабочих. Простои могут быть вызваны внешними (задержка подачи электроэнергии, отсутствие сырья и др.) и внутренними (по вине предприятия) причинами. Простои оформляются простойными листами, рапортами, актами. Потери от внутренних простоев в цехах списываются на общепроизводственные расходы. Потери по внешним причинам уменьшаются на суммы, взысканные с поставщиков (энергии, газа и т. д.), и списываются на общехозяйственные расходы.
Правила ведения бухгалтерского учета — установление методологических основ организации бухгалтерского учета на предприятии. При формировании учетной политики следует исходить из имущественной обособленности, непрерывности деятельности, осмотрительности, а также из необходимости ведения учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. К основным П.в.б.у. относятся: документирование хозяйственных операций и отражение их в регистрах бухгалтерского учета; оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций; инвентаризация; балансовое обобщение.
Прибыль — основной источник собственных средств, обобщающий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятий. П. включает финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) и прочие доходы. П. от продажи продукции, работ, услуг, основных средств, материалов и т. п. предварительно выявляется на счетах продаж, а затем списывается на счет «Прибыли и убытки». Прочие доходы отражаются на счете «Прочие доходы и расходы».
Принципы бухгалтерского учета — система отражения информации бухгалтерского учета на основе следующих принципов: непрерывности бухгалтерского учета; начисления показателей на счетах; преобладания содержания над формой; осмотрительности при формировании и отражении финансовых результатов; фактически сложившейся оценки активов и обязательств функционирующего предприятия.
Профессиональные общественные объединения бухгалтеров — в соответствии с законодательством РФ бухгалтеры могут формировать ассоциации, союзы и другие общественные объединения для координации деятельности по организации, методологии, профессиональной этике, защите своих профессиональных интересов.
Прочие доходы (поступления) — доходы (поступления) от продажи основных средств, иных активов, отличных от денежных средств, кроме иностранной валюты; продукции, товаров; суммы полученных процентов за предоставление в пользование денежных средств; от участия в уставных капиталах других организаций, когда перечисленные виды доходов получены от операций, не являющихся предметом основной деятельности организации.
Прочие расходы — расходы по продаже, выбытию и прочему списанию основных средств, иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); товаров, продукции; расходы в связи с участием в уставных капиталах других организаций; предоставлением за плату (во временное владение и пользование) активов организации, прав на интеллектуальную собственность (патенты, промышленные образцы и др.); уплата процентов по кредитам и займам; штрафы, пени, неустойки; возмещение убытков, присужденных судом или признанных организацией; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; суммы уценки активов (кроме внеоборотных), когда перечисленные виды расходов связаны с осуществлением операций, не являющихся предметом деятельности организации.
Прямые производственные расходы — затраты на производство конкретных видов продукции, прямо включаемые в их себестоимость (расход сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих). П. п. р. отражаются на счете «Основное производство». В аналитическом учете П. п. р. относятся на те виды продукции, с изготовлением которых они связаны.