Использование маржинальной оценки при обосновании и принятии краткосрочных решений в бизнесе

16.4.1.Метод «анализ валовой прибыли»

Этот метод основан на категории маржинального дохода. Термин «валовая прибыль» можно считать сокращением от термина «валовая прибыль, обеспечивающая покрытие постоянных затрат и получение прибыли». Метод «анализ валовой прибыли» относится к методам внутреннего или управленческого анализа деятельности компании. Он используется руководством компании в планировании, при составлении бизнес-плана.

При использовании метода составляется Отчет о валовой прибыли, который содержит такие статьи:

– выручка от продаж;

– переменная часть себестоимости реализуемой продукции;

– валовая прибыль производителя;

– переменные торговые издержки и административные расходы;

– валовая прибыль;

– фиксированные (постоянные) издержки;

– прибыль.

Или:

– выручка от продаж;

– переменные затраты на производство и реализацию продукции;

– валовая прибыль;

– постоянные затраты;

– прибыль.

Метод «анализ валовой прибыли» используется при анализе цены покупателя по контракту. Компания может принять заказ на производство продукции по цене ниже обычной отпускной цены в том случае, если производственные мощности недогружены, фиксированные издержки стабильны и в этом случае предприятие получает прибыль равную валовой.

 

16.4.2. Метод «анализ безубыточности».

Этот метод встречается в литературе также под следующими названиями:

- анализ критических соотношений общей выручки от реализации и объема затрат;

- CVP-анализ (Cost-Volume-Profitе), «расходы-объем-прибыль».

Назначение способа заключается в определении объема, необходимого для получения заданного уровня прибыли или достаточного для возмещения всех затрат. Безубыточный (критический) объем производства рассчитывается по ранее приведенным формулам. Если в данных формулах к условно – постоянным расходам добавить необходимый уровень прибыли, то можно определить объем производства (продаж), при котором он будет достигнут.

 

16.4.3. Методика учета ограничивающих факторов при обосновании плана производства

При принятии решений часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда для удовлетворения спроса на продукцию у предприятия не хватает ресурсов, и нужно решить проблему, как более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Решения по ограничивающим факторам относятся к обычным задачам. Ограничивающий фактор определяется при составлении годового плана фирмы. У компании может быть только один ограничивающий фактор (отличный от максимального спроса), но может быть и несколько ограниченных ресурсов, которые устанавливают предельный допускаемый уровень деятельности. В данном случае будет рассматриваться ситуация с одним ограничивающим фактором и методы решения таких задач. Задачи с двумя и более ограничивающими факторами решаются с применением линейного программирования.

Примерами ограничивающих факторов являются:

– объем реализации продукции - существует предел спроса на продукцию;

– рабочая сила (общее количество или по специальностям) - имеется недостаток рабочей силы определенной квалификации для изготовления продукции в объеме, необходимом для удовлетворения спроса;

– материальные ресурсы - их количество не достаточно для производства объема, необходимого для удовлетворения спроса;

– производственная мощность - производительность оборудования не достаточна для изготовления необходимого объема продукции;

– финансовые ресурсы - отсутствует достаточное количество денежных средств для оплаты необходимых производственных затрат.

Если наличие рабочей силы, наличие материалов, производственные мощности или денежные средства ограничивают производство уровнем меньшим, чем спрос, менеджеры должны решить, какие изделия выпускать, так как для производства всех изделий, которые могут быть проданы, ресурсов недостаточно.

Методика учета ограничивающих факторов предполагает, что руководство имеет цель максимизировать прибыль. Прибыль будет максимальной при наибольшей валовой прибыли (при неизменности постоянных затрат). В данном случае применяются принципы переменного (дифференцированного) калькулирования.

Величина валовой прибыли максимизируется путем достижения максимально возможной валовой прибыли на единицу ограниченного ресурса. Например, если ограниченными ресурсами являются используемые материалы, то валовая прибыль максимизируется путем достижения валовой прибыли на единицу материала (м2, м, кг).

При решении задач по ограничивающим факторам предполагается, что постоянные затраты не зависят от номенклатуры выпускаемой продукции, а изменяются только суммарные переменные затраты.