Расчёт платы за выбросы маневровых тепловозов

Для новых ДВС и двигателей тепловозов со сроком службы до двух лет плата за выбросы вредных веществ в атмосферу определяется по формуле (3.1).

При увеличении срока службы двигателей тепловозов увеличивается количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, так как возрастает количество сожжённого топлива в Kf раз. При наличии согласования с экологическими службами плата за эти выбросы определяется по формуле:

П = GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг · Кт + (G΄ – GΣ) ·5 · Цт · Ки · Кэ · Кг· Кт.

С учётом формулы (3.7) получим:

П΄ = GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг · Кт + 0,2 GΣ ·5 · Цт · Ки · Кэ · Кг· Кт =

= 2 GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг· Кт , руб./год. (3.8)

Пример 3.1

Рассчитать годовую плату за загрязнение окружающей среды выбросами 15 новых маневровых тепловозов серии ТЭМ2. Тепловозы находятся на станции Ростов-Главный.

Установить, как изменятся платежи за загрязнение окружающей среды через два года их эксплуатации.

Расчёт

1 Принимая, что в году 252 рабочих дня, с учётом данных табл. 3.2 определяем расчётное время работы каждого тепловоза в различных режимах.

Из табл. 3.2 следует, что 45,6 % времени тепловоз работает в режиме холостого хода; 39,8 % – при нагрузке, составляющей 25 % Рен, 12,9 % – при нагрузке 50 % Рен; 1,2 % – при нагрузке 75 % Рен и 0,5 % – при номинальной нагрузке Рен.

Если принять, что суммарное время работы тепловозов в сутки равно 22,5 ч, общая продолжительность работы за год составит:

22,5 · 252 = 5670 ч/год.

Тогда время работы в каждом режиме равно:

τх.х. = 5670 · 0,456 = 2585,5 ч/год;

τ 0,25Рен = 5670 · 0,398 = 2256,7 ч/год;

τ 0,5Рен = 5670 · 0,129 = 731,4 ч/год;

τ0,75Рен = 5670 · 0,012 = 68,0 ч/год;

τРен = 5670 · 0,005 = 28,4 ч/год.

Итого: 5670 ч/год.

2 Определяем годовые выбросы оксида углерода одной секцией по формуле (3.2):

МСО = ΣgCOj,k · τk,

где gCOj,k – удельные выбросы оксида углерода в разных режимах, определяемые по табл. 3.1 и равные для тепловоза ТЭМ2:

– для режима холостого хода – 0,63 кг/ч;

– для 25 % Ре – 1,89 кг/ч;

– для 50 % Ре – 2,23 кг/ч;

– для 75 % Ре – 7,75 кг/ч;

– для Ре – 15,19 кг/ч.

Тогда

МСО = 0,63 · 2585,5 + 1,89 · 2256,7 + 2,23 · 731,4 + 7,75 · 68 +

+ 15,19 · 28,4 = 8483,5 кг/год,

или 8,48 т/год.

3 Аналогичным образом определяем годовые выбросы диоксида азота одной секцией тепловоза:

МNO2 = 0,11 · 2585,5 + 4,67 · 2256,7 + 15,53 · 731,4 + 27,1 · 68 +

+ 41,63 · 28,4 = 25206,9 кг/год, или 25,21 т/год.

4 Определяем годовые выбросы сернистого ангидрида одной секцией тепловоза:

МSO2 = 0,18 · 2585,5 + 0,99 · 2256,7 + 2,26 · 731,4 + 2,14 · 68 +

+ 1,87 · 28,4 = 4551,1 кг/год, или 4,55 т/год.

5 Определяем годовые выбросы сажи одной секцией тепловоза:

Мс = 0,003 · 2585,5 + 0,09 · 2256,7 + 0,28 · 731,4 + 0,33 · 68 +

+ 0,38 · 28,4 = 448,9 кг/год, или 0,45 т/год.

6 Определяем годовые выбросы оксида углерода 15 тепловозами:

МСОΣ = 15 · 8,48 = 127,2 т/год.

7 Определяем годовые выбросы диоксида азота 15 тепловозами:

МNO2Σ = 15 · 25,21 = 378,2 т/год.

8 Определяем годовые выбросы сернистого ангидрида 15 тепловозами:

МSО2Σ = 15 · 4,55 = 68,25 т/год.

9 Определяем годовые выбросы сажи 15 тепловозами:

МсΣ = 15 · 0,45 = 6,75 т/год.

Все вычисления сводим в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Выбросы тепловозов

 

Загрязняющее вещество Годовые выбросы, т/год
Оксид углерода 127,2
Диоксид азота 378,2
Сернистый ангидрид 68,25
Сажа 6,75

Всего: 580,4 т/год.

Следовательно, 15 новых маневровых тепловозов выбрасывают ежегодно 580,4 т загрязняющих веществ. Через два года их эксплуатации это количество возрастёт в 1,2 раза и составит 696,5 т/год.

10 Определяем расход топлива на одну секцию нового тепловоза ТЭМ2.

По данным табл. 3.3 устанавливаем значения удельного расхода дизельного топлива на каждом режиме, которые составляют:

qх.х. = 46 Рен, г/ч;

q25 %Рен = 280 г/кВт·ч;

q50%Рен = 260 г/кВт·ч;

q75%Рен = 245 г/кВт·ч;

qРен = 230 г/кВт·ч при Рен = 880 кВт.

Тогда расход дизельного топлива в каждом режиме работы двигателя составит:

Gх.х. = 46 · 880 · 2585,6 · 10-6 = 104,7 т/год;

G25%Рен = 280 · 0,25 · 880 · 2256,7· 10-6 = 138,0 т/год;

G50%Рен = 260 · 0,5 · 880 · 731,4 · 10-6 = 84,4 т/год;

G75%Рен = 245 · 0,75 · 880 · 68 · 10-6 = 11,0 т/год;

GРен = 230 · 880 · 28,4 · 10-6 = 5,7 т/год.

Суммарный годовой расход дизельного топлива на одну секцию нового тепловоза ТЭМ2 равен:

G = 104,7 + 139,0 + 84,4 + 11,0 + 5,7 = 344,4 т/год.

11 Расход топлива на 15 новых тепловозов составит:

344,4 · 15 = 5166 т/год.

12 Плата за выбросы загрязняющих веществ 15 новыми тепловозами ТЭМ2 определяется по формуле (3.1):

П = GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг · Кт, руб./год,

где Цт – норматив платы за выбросы при сжигании 1 т дизельного топлива, Цт = 2,5 руб./т;

Кэ = 1,6 для г. Ростова-на-Дону;

Кг = 1,2;

Кт = 1;

Ки = 1,1 в 2004 г.

П = 5166 · 2,5 · 1,1 · 1,6 · 1,2 = 27276,5 руб./год.

Через два года их эксплуатации плата составит:

П΄ = 2 · 27276,5 = 54553 руб./год.

Таким образом установили, что через два года эксплуатации 15 маневровых тепловозов их выбросы в атмосферу возрастут с 580,4 т/год до 696,5 т/год, а платежи, рассчитанные по расходу топлива, с 27276,5 руб./год до

54553 руб./год.