Калимуллина Г. Будущее фокус-групп. Реферат статьи - Krueger R.A. The Future of Focus Group // Qualitative Health Research, 1995, Volume 5, Issue 4, P. 524-527.

 

 


Часть 2. Подготовка программы исследования. Определение количества и состава фокус-групп.

 

Подготовка методологического раздела программы исследования Этот раздел включает: актуальность проблемы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотезы исследования.

Определение цели является одной из важнейших составляющих программы исследования. Чаще всего фокус-группы используются для реализации следующих целей:

· генерирование идей;

· проверка гипотез для количественных исследований;

· подготовка инструментария для количественных исследований;

· интерпретация результатов количественных исследований;

· изучение особенностей поведения отдельных групп людей.

Количество участников.

Фокус-группы как правило работают в помещениях, оборудованных видеокамерой. Количество участников группы - от 8 до 12 человек.

Этот диапазон оптимален, выверен десятилетиями и отражает баланс двух факторов: при меньшей группе падает интенсивность обсуждения, при большей не все участники получают возможность высказаться. Ведет групповое интервью модератор - профессиональный исследователь, который должен обладать определенными навыками работы с людьми, уметь расположить их к себе, быть нейтральным, одинаково относиться к любому мнению, высказанному участниками, даже если оно не совпадает с его собственным. В качестве критериев отбора участников используются пол, возраст, уровень доходов и т.д. Часто проводятся 2-3 фокус-группы по одному сценарию с различным составом участников.

Во многом на количество участников влияет цель проведения фокус-группы. Например, чем меньше группа, тем возможнее получение так называемой глубинной информации, а чем больше группа, тем выше вероятность генерирования большего количества идей.