Глоссарий

 

Analytic Memos - Аналитические докладные

Class-room graffiti - Написание граффити.

Collage - Составление опорной схемы - коллажа по материалам лекций

Concept map - Составление концептуальной карты

Direct Paraphrasing - Прямое перефразирование

Focused Dialectical Notes - Фокусированные диалектические заметки.

Focused Listin - Фокусированное составления списка основных проблем, связанных с темой лекции или текста

One - minut papers - Написание одноминутных работ.

Prospectus - Написание проспектов.

Questionairre - Анкетирование.

Quiz - Составление вопросов для викторин.

Selfdiagnostic Leaning Logs - Составление самодиагностирующих обучающихся заметок

Wall Charts - Составление настенных таблиц.

Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса в вузе к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, условий для творчества в обучении.

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков обучающихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной.

Валидность теста – понятие, показывающее что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Воспитанность — это показатель сформированных отношений студентов к окружающему их миру (к людям, событиям, вещам и т.д.), которые реализуются в их социальной деятельности, в умствен­ных и практических действиях при решении общественных задач.

Входной контроль — контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине.

Государственный образовательный стандарт - основной нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, тре­бования к уровню подготовки выпускников.

Группа — это определенный коллектив людей, собравших­ся для коммуникации между собой и преподавателем и пре­следующих одну и ту же цель.

Групповая дискуссия— использу­ется для выработки разнообразных ре­шений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса путем разрядки межличностной напря­женности.

Групповая консультация— особой формы проведение занятий, основным содержанием которых является разъяснение слушателям отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы.

Групповая работа совместная деятель­ность людей в группах по 3-9 человек для выполнения отдель­ных заданий, предложенных преподавателем.

Гуманизация– процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к личности, человеческому достоинству, заботой о благе людей; очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуализации.

Гуманизация образования – развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащегося, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития; система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений.

Гуманитаризация– усиление внимания к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам с целью использования их содержания и методов для подготовки студентов не только как профессионалов, но и гражданского общества.

Гуманитаризация образования – политика в образовании, направленная на человека: сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности.

Деловая игра - моделиру­ются некоторые ситуации, а акцент де­лается на то, как подобные ситуации могут повлиять на ход дел в реальнос­ти.

Деловая играформа дея­тельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования; модель взаимодействия лю­дей в процессе достижения целей эконо­мического, политического или престижно­го характера.

Деловая игра - это имитационное моделирование процессов управления производством и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем.

Диагностика в педагогическом процессе — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего

Диагностичность цели – корректно - измеримое представление понятий, операций, деятельности, студентов как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели

Дидактика– наука об обучении и образовании, их целях содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатах.

Дидактические (учебные) игры -раз­вивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мы­шление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и комму­никативные знания, умения и навыки.

Дискуссия(от латинского «discussio»-рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы

Диспут(от латинского «disputare» - рассуждать, спорить) – специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.

Дистанционное образование - это технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно – познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. ДО осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса ДО близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса к очной форме.

Единица работы преподавателя и студентов в контекстном обучении является ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости

Зачетная единица – это численное значение, соответствую­щее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необ­ходимой для ее завершения

Знаково-контекстное обучение или просто контекстное - это такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности.

Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в КС, общий объём не более одной страницы.

return false">ссылка скрыта

Инновационная технология - технология обучения, предполагающая внедрение педагогических новаций в содержание образования

Инновационные игры - проводятся с персоналом предприятия для развития и формирования инновационного мыш­ления и поведения, способности генери­ровать и разрабатывать внедренческие проекты, для апробации и эксперимен­тального проведения новаций.

Инновационные информационные технологии - такие технологии обучения, доминантой которых становится взаимодействие и сотрудничество на основе взаимообучения, которое органически соединяет информационную и развивающую модели образования

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной действительности.

Информационно-предметное обеспечение – 1. средства, которые содержат в себе и способст­вуют передаче студентам научной информации, определенной целями обучения (печатные источники, радио, теле- и аудиовизуаль­ные носители, природные источники, и т.п.); 2. все материальные (вещественные) средства, которые используются в учебных целях и которые способны непосредственно или опосре­дованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторно-демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, машины и отдельные механизмы и т.д.)

Информационные технологии обучения (ИТО) - со­вокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательские игры-связаны с разработкой новых концепций, экспе­риментальной апробацией решений ги­потетического характера, прогнозирова­нием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений.

Итоговый контроль — контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств.

Качественная оценка - такие действия преподавателя, которые направлены на выявление и опознание существенных характеристик объекта, их анализ.

Качество профессионального образования - совокупность образовательных средств, норм-ценностей, условий функционирования профессиональной школы. Эта совокупность определяется как учебно-методическое обеспечение профессионального образования.

Квалификационная характеристика — это официальный и доста­точно стабильный документ, наряду с образовательным стандартом и учебным планом действующий на протяжении относительно длительного периода времени. Квалификационные характеристики создаются для описания целей подготовки квалифицированных кадров и служат для оценки степени мастерства специалистов и назначения им заработной платы.

Квалификационные или аттестаци­онные игры - направлены на выявление уровня компетентности, квалификации специалистов, принятие решений по во­просам подбора или увольнения, про­движения, оценки и аттестации кадров;

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

Коллектор представляет собой раздел, содержащий любую информацию, собираемую в соответствии с темой портфолио.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности – предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Нельзя выявить непроявленную компетентность.

Компетенция в переводе с латинского (competentio) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетентностный в определенной области человек обладает определенными знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Комплексное методическое обеспечение - разработка и создание документации и средств обучения

Консультация — форма учебного занятия, в процессе которого студент получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или пояснения по соответствующим теоретическим положениям или аспектам их практического применения

Контекст - является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной деятельностью.

Контроль в педагогическом процессе - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Контрольная точка – учебное занятие, на котором ребенок должен показать приобретенные знания, умения и навыки, соответствующие стандартам и нормативам.

Концептуальная основа технологии – это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Кредитные системы– это системы зачетного перевода различных стран, такие как ECTS (страны Западной Европы), USCS (США), UCTS (страны Азии и бассейна Тихого Океана), CATS (Великобритания)

Кредит-час — это мера, основанная на времени обучения

Критериально-ориентированный тест – краткое, стандартизированное (по форме предъявления, технологии проверки и оценки выполнения) задание (система заданий), направленное на выявление и дихотомическую оценку достижения студентами заданного государственным образовательным стандартом, уровня подготовки.

Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний… Оно включает в себя установку плюс владение фактами, плюс ряд навыков мышления

Культура гипермедиа - это органичное сочетание и использование таких технологических компонент, как глобальные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедийные средства представления информации с ее гипертекстовой организацией.

Лекция – очень эффективная форма систематического, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности, всего богатства личности педагога с внутренним миром слушателя.

Личностно-ориентированая парадигма (или личностно-ориентированный подход) образования - исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого студента.

Метод обучения – способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методика - система научно обоснованных методов, правил и приёмов обучения, включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии.

Методика - совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Олицетворяет не стратегию, а практику научного познания. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению (изучению учебных предметов).

Методика преподавания - в узком смысле - это совокупность приемов проведения занятий; в широком - наука о закономерностях организации массового процесса обучения

Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. п.

Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности.

Модуль — автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля

Модульная программа-это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет вполне определённые деятельностные дидактические цели, достижение которых обеспечивается конкретной дозой содержания учебного материала, усвоение дидактического материала диагностируется контрольными заданиями.

Модульное обучение – такая организация процесса обучения, при которой студент работает с учебной программой, составленной из модулей.

Мозговой штурм— групповое генерирование большого количества идей за относительно ко­роткий отрезок времени.

Мои достижения является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении.

Наглядность (гласность) диагностирования и контролирования обученности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Надежность – постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном применении на одних и тех же испытуемых.

Нормативные ситуации имеют определённые расчётные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ.

Обеспечение - создание необходимых условий какого-либо процесса.

Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, ЗУНов и опыта деятельности студента, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Образовательный стандарт - основа требований государства к образованности каждого ученика.

Обученность (в узком смысле слова) — это способность студента применять усвоенные знания для выполнения конкретногоучебногозадания и достигать определенного темпа деятельности.

Общепредметные (базовые) компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Объективность диагностирования и контролирования обученности заключа­ется в научно-обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном уста­новленным критериям оценивании знаний, умений

Опорный конспект - это наглядная схема, в которой закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях, или это средство обучения в виде компактной, одномоментно обозримой, легко запечатлеваемой и относительно быстро воспроизводимой графической схемы.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) направлены на имитацию процессов решения новых проблем, сложных социально-производственных задач

Открытость системы ДО - представляет необходимые по объему и качеству информационные учебные курсы не только любому пользователю – студенту, но и неограниченные возможности для преподавателя в процессе разработки и совершенствования учебных курсов.

Отметка в педагогическом процессе - условное обозначение кодовых сигналов, "зарубок", памятных знаков и т.п. качества результатов обучения.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса

Оценивание в педагогическом процессе - процесс проверки качества результатов обучения

Оценкав педагогическом процессе - как результат про­верки качества результатов обучения

Педагогическая технология – совокупность и система функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогические технологии (70-е гг.) – изучение, разработка и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.

Педагогическое обеспечение - создание необ­ходимых условий реализации целей обучения, воспитания и развития в процессе продуктивного обучения в соответствии с принципами, зако­номерностями феномена обучения и структурой моделируемой дидактической системы.

Печатные раздаточные материалы - это тиражирование и выдаваемые каждому студенту средства обучения одноразового или многоразового использования, предназначенные для эффективного решения определённых дидактических задач и повышения производительности труда всех участников учебно - воспитательного процесса (УВП).

Подход, по определению Ожегова, означает совокупность приемов, способов изучения чего-либо.

Поисково - апробационные игры - предназначены для развития интеллек­туального и творческого потенциала иг­рающих, организации их умственной де­ятельности, направленной на поиск, разработку и испытание в режиме игры новых идей, путей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения социально-экономических, психолого-педагогических, кадровых и управленческих проблем;

Портфолио - целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях

Портфолио документации (известен также как «рабочий» портфолио). Показывает развитие и рост в обучении студентов, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода.

Портфолио показателей.Лучше всего использовать для суммирования мастерства магистрантов, полученного по определенным пунктам учебного плана. Должен включать лучшие и законченные работы, отобранные как самим магистрантом, так и преподавателями.

Портфолио процесса.Включает подходы ко всем аспектам или стадиям процесса обучения. Особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения.

Практикум — это система разработанных содержательно и методически обучающих занятий либо по отдельному научному вопросу, усвоение которого сопряжено с овладением умений и навыков, либо по целостному учебному курсу прикладного характера, который исследует прикладную сторону профессии.

Предметные (специальные) – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Проверка в педагогическом процессе — составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Программированная групповая консультация-специфическая форма проведения групповых кон­сультаций, сочетающая в себе элементы проблемного обуче­ния и программированного контроля знаний.

Программное средство учебного назначения - средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Проект – «брошенный вперёд» замысел в виде прообраза объекта

Проект есть средство обучения, средство усвоения определённого учебного материала, метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке.

Проектирование - процесс создания проекта в виде проектной документации, необходимой для изготовления или реконструкции технического объекта либо проведения экспертизы с целью принятия решения по изготовлению, реконструкции или другим вопросам. Аналогичный смысл приемлем для педагогики.

Проектное обучение - один из способов становления профессиональных компетенций будущих специалистов в профессиональном образовании

Проектное обучение или метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом

Производственные или управленчес­кие игрывидятцель в принятии решений по проблемам произ­водства, оказание помощи предприя­тию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный меха­низм, разработку стратегий выживания в условиях конкурентной борьбы.

Профессиограмма — документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Процесс использования знаний – это свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями.

Рабочая тетрадь - это набор стандартных форм (бланков) для выполнения предусмотренных учебной программой заданий по конкретной дисциплине.

Рабочие материалы – раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий.

Рейтинг – это интегральная оценка в баллах (из возможных 100) всех видов деятельности ребенка, являющаяся количественной характеристикой качества учебной работы.

Рейтинговая системаоценки познавательной деятельности студентов – система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала.

Рефлексивные игры- направлены на психологическое развитие каждого уча­стника, снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений, групповому и межгруппо­вому сотрудничеству, адекватному вос­приятию деловых партнеров и научение взаимопониманию;

Рубежный контроль — контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля.

Саморазвитие - активное, последовательно и в целом необратимое изменение психологического статуса личности, потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности.

Самостоятельная работа студентов - система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя.

Семинарское занятие - гибкая форма обучения, предполагающая наряду с направляющей ролью преподавателя, интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов.

Синектика — "соедине­ние разнородного" за счет включения в группу "разнородных специалистов" (по квалификации, опыту, стажу и др.).

Систематичность диагностирования и контролирования обученности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидак­тического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Ситуационно-ролевое проиг­рывание моделирование какой-то реальной или желаемой ситуации, де­лая акцент на деловых, межличност­ных и внутриличностных проявлениях людей, роли которых изначально зада­ны самой ситуацией.

Ситуация - это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление.

Совещание— это метод коллектив­ной выработки решений или передачи информации, основанный на дан­ных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Содержательный компонент обучения – цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала

Средства обучения - предметы, с помощью которых создаются условия эффективного обучения. Для выделения существенных сторон КПО рассмотрим понятие "обеспечение", его этимологию.

Стандарт - это измеритель, возможность целенаправленного, оперативного использования которого должна изначально отражать и фиксировать то, что подлежит измерению, в данном случае – качество образования

Стандартизация высшего профессионального образования – интегрированная междисциплинарная категория, сущностью которой является модель сложного многопрофильного и многоуровневого объекта, охватывающего всю образовательную систему в соответствии с многообразием форм собственности, с развитием рынка труда, непрерывности образования, с наличием различных форм профессионального образования.

Стратегические ситуации не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах.

Стратегия – способ руководства процессом обучения, основанный на правильных и далеко идущих прогнозах.

Текущий контроль — непрерывно осуществляемое "отслежива­ние" уровня усвоения знаний и умений студентами.

Тест– это специфический инструмент состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения знаниями.

Технология - совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо вида продукции, главным образом в производственной деятельности. Важнейший компонент технологии- последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах(физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности.

Технология в образовании (40-50-е гг.) – применение достижений инженерной мысли в учебном процессе.

Технология дидактических задач - когда надо искать решение для открытой ситуации, планировать реализацию отдельного действия.

Технология дистанционного обучения (ТДО) - система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.

Технология модульного обучения - одна из технологий, которая является личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Технология направляющих текстов - вспомогательная, ориентированная на действие (деятельная), предполагает индивидуализированное обучение.

Технология образования (50-60-е гг.) научное описание (совокупность средств и методов) педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату

Технология принятия решенийпозволяет научитьпринимать решение в условиях существования большого количества неопределенностей, имеющих отношение к разнообразной тематике, зачастую абсолютно не связанных между собой.

Условия - по отношению к учебном процессу - предпосылки обучения, положения, лежащие в основе его осу­ществления, и требования, предъявляемые к обучению.

Учебная научно-исследовательская работа студентов - курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломная работа, выполняемая на выпускном курсе.

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения

Учебник - печатное средство, которое материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала.

Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике, является дидактическим средством управления подготовкой специалистов.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК) - совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине.

Учебно-методическое обеспечение - совокупность образовательных средств, норм-ценностей, условий функционирования профессиональной школы.

Учебно-методическое пособие1. учебное издание, содержащие материалы по педагогике преподавания учебной дисциплины, её раздела, части или по методике воспитания;2. вид учебника, специально предназначенного для обучающего, которому приходится выполнять письменные работы в системе дистанционного обучения.

Учебный план - документ, определяющий содержание общеобра­зовательной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки специалиста.

Учебный процесс - конкретный вид целостного педагогического процесса, который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности в специфических организованных формах обучения, таких как лекция, учебное занятие, экскурсия и др.

Фокус-группа— фокусированное групповое интервью, целью которого является получение добротных качест­венных данных по проблеме.

Фундаментальность образования – это соединение научного знания и процессов образования, дающее понимание образованным человеком того факта, что все мы живем по законам природы и общества, которые никому не дано игнорировать.

Функциональные ситуации характерны наличием проблем, лежащих в чётко очерченной функционально-предметной области, что требует от слушателя знания теоретических разделов соответствующей дисциплины.

Цель - начальный компонент педагогической деятельности и педагогического проектирования – мысленное или образное представление конечного результата дидактического взаимодействия педагогов и обучающихся, обусловленного государственными образовательными стандартами, включающими федеральный и национально-региональный компоненты

Электронные средства - аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.

Элитная подготовка – особенная система образовательного, научного и воспитательного процесса, его организации, обеспечения и реализации.