Наличие такой обратной связи между обучаемым и преподавателем, которая обеспечивает обучающемуся психологический комфорт в процессе обучения.
Смысл механизма обратной связи состоит в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией как бы удваивается, и, помимо содержательного аспекта несет в себе от реципиента к коммуникатору сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Прежде всего обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.
Адекватность восприятия информации зависит от нескольких причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе диалога коммуникативных барьеров. В самом широком смысле коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл. Существуют различные барьеры:
· Семантический барьер, связанный с различиями системы значений используемых участниками общения.
· Стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и стиля речи или актуального психологического состояния реципиента.
· Логический барьер, возникающий в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна, либо кажется неверной, противоречит присущей ему манере говорить.
Коммуникативный барьер может предстать и как барьер отношений. Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения, когда появившееся чувство неприязни, недоверия к коммуникатору распространяется на саму передаваемую информацию.
Таким образом, личностные характеристики преподавателя в ДО приобретают особое значение при создании условий психологического комфорта.