Здоровье школьника как социально-биологическая категория.

Особенности растущего организма (незавершенность развития, стремительное изменения в процессе роста и развития) определяют высокую степень его подверженности влияния факторов окружающей среды.

Одним из важнейших показателей общественного здоровья населения является уровень физического развития детского населения, характер заболеваемости и такие демографические факторы, как рождаемость, смертность, естественный прирос и др.

Широко известно определение, данное ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение не подходит при использовании в практической деятельности. Более приемлемым является подход, при котором здоровье определяется не как состояние, а как многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной).

Здоровье населения складывается из здоровья индивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми признаками и качествами. Здоровье населения рассматривается как общественное здоровье, которое хотя и складывается из совокупности признаков индивидуального здоровья, интегрирует социально-экономические черты общества.

Для характеристики общественного здоровья используются демографические показатели (рождаемость, смертность, продолжительность предстоящей жизни), медико-статистические показатели заболеваемости, а также данные об инвалидности и уровне физического развития по возрастно-половым группам.

Особенности детского организма делают его более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов. У детей рост и развитие организма протекают на основе объективных закономерностей.

1) Неравномерность темпов роста и развития. В различные периоды жизни соотношение процессов роста и развития различное. Необходимо различить календарный (хронологический) возраст и биологический (степень достигнутого развития и соответсвие возрасту).

2) Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем. Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно.

3) Обусловленность темпов роста и развития полом ребенка.

4) Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. Большие запасы надежности генетически закладываются в организм ребенка, природой предусмотрено дублирование многих органов. Но, несмотря на наличие запаса прочности, следует использовать оптимальные нагрузки для обеспечения нормального роста и развития ребенка.

5) Обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами. Генетическая программа предопределяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность, а также половой диморфизм. Однако эта программа не жесткая, в ней предусмотрены возможности отклонений под влиянием факторов окружающей среды.

6) Процессами акселерации. Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с прошлыми поколениями получило название акселерации.