И методы исследования

Теория – логически обобщенное знание, целостно отражающее определенную область действительности. Она базируется на достоверности знаний, на доказательности выводов, на описании и объяснении фактов, их происхождении и развитии, выявлении зависимостей и связей.

В теории выделяют структурные элементы: исходные основания (понятия, аксиомы, законы и т.д.), идеализированный объект или теоретическую модель, логику (совокупность правил и способов доказывания), философские установки и социальные ценности, а также совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий.

Структуру теории образуют понятия, категории, научные термины, закономерности и другие элементы (Сабитов, 2002; Шкляр, 2008).

Понятие – мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория – общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства предметов и явлений. Категории могут быть философскими, общенаучными или относящимися к отдельным отраслям. В лесном хозяйстве примеры категорий: биоценоз, биогеоценоз, категории качества деревьев и др.

Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Например, при исследовании хода роста древостоев высказывают суждения об особенностях их формирования, влиянии климатических условий и т.д.

Научный термин – слово или сочетание слов, обозначающее понятие в науке. Например, коэффициент варьирования, лесные культуры, ландшафт.

Принцип – руководящая идея, основное исходное положение теории, учения. Например, при разработке расчетной лесосеки используют принцип непрерывного неистощительного лесопользования.

Закон – объективно существующая связь между явлениями, процессами. Выделяют законы природы, общества и мышления; а по объему действия – всеобщие, общие и частные.

Закономерность – совокупность действия нескольких законов. Так, например, в лесной таксации изучают закономерности строения и роста древостоев различных древесных пород.

Положение – сформулированная научная мысль, научное утверждение.

Учение – совокупность теоретических положений или система воззрений известного ученого. Например, учение о лесе проф. Г.Ф. Морозова, о биогеоценозе акад. В.Н. Сукачева.

Идея – мысль, замысел, новое интуитивное объяснение события или явления. Говорят, что у ученых голова всегда полна идей. Интуиция ученого, его фантазия, стиль мышления – очень важные и необходимые элементы для возникновения научной гипотезы. Эти качества являются индивидуальными чертами исследователя.

Концепция – система теоретических взглядов, объединенных научной идеей или идеями.

Из методов исследования в лесном хозяйстве чаще всего применяются исторический и системный.

Исторический метод предполагает рассмотрение вопросов, явлений или предметов в историческом плане, т.е. изучение их с момента возникновения в хронологическом порядке. В лесном хозяйстве выполняются многочисленные исследования особенностей роста деревьев, древостоев и насаждений от момента возникновения до возрастов количественной, технической и естественной спелости; при изучении пожарной опасности лесных территорий «от Ромула до наших дней», методов ведения лесного хозяйства на Урале с XVII по XX вв. и др.

Системный метод заключается в изучении системы как совокупности объектов исследования в связи с внешней средой. Лесная экосистема обладает рядом особенностей: открытостью, а значит, подверженностью внешних, чаще всего климатических, факторов; динамичностью (все живое в лесу ежегодно прирастает, в то же время частично и отмирает); значительным разнообразием взаимосвязанных компонентов, причем разной степени влияния; длительностью онтогенеза древостоя, подроста, подлеска и других основных компонентов исследования. Поэтому к организации научных исследований в лесу необходимо подходить комплексно с применением методов системного анализа.

Системный анализ применяют при изучении сложной системы для выявления взаимодействия отдельных частей и связей внутри нее. Примером системного анализа могут служить геоинформационные системы в лесном хозяйстве (ГИС-технологии).

В то же время не утратили своего значения и структурно-функциональный анализ – предшественник системного. Структурный анализ – это изучение объекта исследования в расчлененном виде, а функциональный – анализ функций каждой расчлененной части. Например, изучение роста отдельных деревьев при исследовании хода роста древостоя или древостоев различного возраста при выделении и характеристике типов леса. При разделении сложного древостоя или насаждения на элементы леса их можно изучить более точно, предсказать динамику развития с выявлением всех связей и взаимозависимостей.