Исторические аспекты становления третейского суда как альтернативной формы рассмотрения гражданских споров

 

Первые зачатки становления третейского суда появились еще в Риме. При этом уже в законах того времени указывалась специфика осуществления альтернативного правосудия, суд должен был быть максимально посторонним для всех спорящих сторон. B древнем мире роль третейских судов выполняли амфиктионии, так называемые религиозные союзы, а в случаях возникновения спора между государствами - Римский сенат). Позже, в средние века роль третейских судьи была выполняли: Папа Римский, консулы, императоры и т.д.

Примечательно то, что становление третейского суда на Руси приходится также на средние века. Свидетельством тому, являются тому многочисленные памятники права (Ипатьевская летопись 1169 г., договорная грамота Великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362).

В правление Ивана Грозного в 1552 г. появились так называемые кормленщики-наместники и «излюбленные судьи».

Излюбленные судьи были крестьянскими судьями, и хотя по должности они приравнивались в то время к мировым судьям, но выполняемые ими функции больше напоминали характерные черты третейского разбирательства.

Уже в XVI веке третейское судопроизводство получило официальное законодательное закрепление и государственную поддержку. В частности, например, в Соборном Уложении 1649 г. говорилось о силе третейского решения, при этом каждому гарантировалось обращение в третейский суд.

Во второй половине XVII века институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства.

В период XVII-XIX веков, России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров третейскими судами. И хотя, в данных нормативных актах уделялось внимание порядку формирования состава суда и процедуре функционирования, разрозненность и противоречивость норм создавали много трудностей как для обращающихся в третейский суд, так и для самих третейских судей.

В дальнейшем при императоре Николае I было утверждено «Положение о Третейском суде», в соответствии были созданы так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. (по существу корпоративные споры). Судам предписывалось руководствоваться правилами и обычаями, принятыми в коммерции. Истец и ответчик самостоятельно определяли, на основании чего (какого конкретно договора, обычая и т.п.) посредники должны разрешать их конфликт. В противном случае он разрешался третейскими судьями на основании закона. Если одна из сторон уклонялась от выбора посредника, то он назначался представителями судебной власти. Как правило, в посредники назначались канцелярские чиновники правительственного суда, которые не могли отказаться от этой повинности. Наряду с узаконенным третейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейского суда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно по усмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.

Генезис становления третейского суда в России свидетельствует, что при проведении судебной реформы 1864 г. была сохранена форма третейского судоустройства, которая нашла отражение в «Уставе гражданского судопроизводства», в частности, в данном нормативном акте сохранялось право избирать посредников для решения спорных дел. предусматривалось в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г.

В период революции в Росси был издан «Декрет о суде», в котором закреплялось право граждан передавать свои споры о праве гражданском на рассмотрение третейского суда.

В России, в начале 30-х годов были образованы Морская арбитражная комиссия (создана в РФ в 1930 г.), а затем Внешнеторговая арбитражная комиссия при Всесоюзной ТПП в 1932 г. (Международный коммерческий арбитражный суд).

Новый этап становления третейского разбирательства в России начался в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.1) Право на обращение в третейский суд было закреплено и в ст. 7 Закона РФ «Об арбитражном суде» от 4 июля 1991 г.

В 1993 г. появляется общее регулирование деятельности международного коммерческого арбитража, так как 7 июня 1993 г. принимается ФЗ «О Международном коммерческом арбитраже».

В соответствии с Федеральным законом РФ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ одной из функций саморегулируемых организаций является образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством «О третейских судах».

Особенность третейского разбирательства заключается в том, что производится не по правилам, установленным соответствующими процессуальными кодексами, а по установленным в соответствующем третейском суде, или выбранным самими сторонами правилам. Вынесенное третейским судом решение носит обязательный характер и обеспечивается принудительной силой государства.

Отличительными чертами третейского разбирательства являются:

- отсутствие досудебного порядка разрешения возникшего спора;

- возможность самостоятельного выбора судей;

- возможность разрешения споров в одной инстанции;

- минимальные сроки рассмотрения споров;

- регрессивная шкала третейских сборов.

- конфиденциальность рассмотрения споров.

В соответствии с положениями Закона «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд вправе рассматривать любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Это могут быть споры между юридическими лицами; между юридическими лицами и предпринимателями, гражданами; между предпринимателями; между гражданами.

Непременным условием для обращения за разрешением спора в третейский суд является наличие третейского соглашения, которое может быть предусмотрено как в договоре, так и путем составления между сторонами отдельного документа.