Исторические аспекты становления института нотариата (на примере Оренбургской области)

 

Историю становления Оренбургского нотариата следует отсчитывать от второй четверти XVIII века, когда образовался Оренбургский край.

7 июня 1734 года по указу правитель­ствующего Сената была подписана так на­зываемая «Привилегия городу Оренбургу», представляющая особые права и льготы городу, который планировалось построить на восточных рубежах страны.

Согласно Привилегии в Сирот­ском суде - полагалось иметь нотариуса и бухгалтера.

С 1781 года стали утверждаться маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного, рода посредничеств. В изменившихся условиях учреждения нотариального характера были децентрализованы. В зависимости от важности и значения гражданско-правовые сделки совершались крепостным и явочным порядком при гражданских палатах особыми надсмотрщиками, а также публичными нотариусами Сделки оформлялись в течение дня.

С 7 апреля 1820 года, было утверж­дено высочайше мнение Госсовета, согласно которому в нотариусы избирались чиновники, только положительно зарекомендовавшие себя на государственной службе, в доказательство чего они обязаны были представить атте­статы от своего начальства и формулярные списки о службе.

22 ноября 1917 года Совет народных комиссаров опубликовал декрет о суде, который упразднил все действующие судебные органы, институты судебных следователей, прокурорский надзор, адвокатуру и нотариат.

Известно, что первая контора была открыта 18 января 1922 года.

4 октября 1922 года Совнарком РСФСР принял Положение «О государственном нотариате». Согласно ему, государственные нотариальные конторы создавались во всех городах Российской Федерации, а также в «значительных пунктах» сельской местности. Во главе контор стояли нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших испытания в комиссий, назначавшейся президиумом Совнарсуда (Совет народных судей), по программе, утвержденной Наркомюстом. Нотариусы не имели права на совместительство не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях, предприятиях, организациях. Нотариат был теперь включен в состав органов юстиции. Наркомюст осуществлял наблюдение и контроль за их деятельностью

21 мая 1923 года Оренбургскому губернскому суду было направлено письмо Народного Комиссариата юстиции за № 2089: «На отношение Губсуда от 8 мая сего года за № 859 НКЮст сообщает, что Постановлением Совнаркома КССР от 25 , апреля существующее ныне в КССР Положение о Народном Нотариате со всеми к нему дополнениями и изменениями отменено, взамен которого вводится в действие Положение о Государственном нотариате, утвержденное СНК РСФСР в 1922 г. » Нотариальным конторам присваивалось наименование по месту их нахождения; при наличии в городе нескольких контор к наименованию присоединился порядковый номер. В то же время по представлению нотариальных отделений распоряжением председателя соответствующего суда нотариус или его заместитель могли выезжать для совершения нотариальных действий в ближайшие к месту расположения нотариальной конторы поселения, граждане которых в особых случаях, определяемых местными условиями (например, ярмарки, базарные дни), нуждались в нотариальном оформлении заключаемых ими сделок.

В тех местностях, где конторы не создавались, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на нарсудей.

Согласно Инструкции народного комиссариата юстиции, изданной в порядке ст. 31 Положения «О государственном нотариате» 1923 года, испытание нотариусов или их заместителей производилось в предусмотренных ст. 53 Положения «О судоустройстве испытательных комиссиях», в которые входили по назначению председателя соответствующего суда члены гражданского отдела суда, представитель нотариального отделения и один из нотариусов.

Декретом СНК от 24 августа 1923 года во исполнение постановления 2-й сессии ВЦИК X созыва от 7 июля 1923 года было введено Положение о государственном нотариате издания 1923 года. Оно полностью воспроизводило те же нотариальные функции, которые были установлены в 1922г.

8 сентября 1923 года Народный Комиссариат юстиции издал инструкцию для губсудов и нотариата, в соответствии с которой народные судьи не должны были производить никакие действия, возлагаемые теперь на нотариальные конторы, за исключением случаев, предусмотренных Положением о судоустройстве.

В местностях, не имеющих нотариальных контор, исполнение нотариальных действий а пределах, указанных во 2-м примечании к 52 статье Положения о судоустройстве, возлагалось на народных судей.

Таким образом, с 1923 года совершение нотариальных действий в Оренбургской губернии в большей части осуществлялось вновь созданными нотариальными конторами. Однако учитывая их малочисленность, часть нотариальных функций по-прежнему выполняли народные судьи. В течение 1923 года пленумом губернского суда неоднократно принимались решения организационного характера по нотариальному обслуживанию населения области.

На протяжении первых лет нотариальные конторы в Оренбурге подвергались постоянным проверкам и обследованиям со стороны нототделения губсуда, которое, в свою очередь, часто обследовалось.

28 ноября 1924 года Народным Комиссариатом юстиции был принят и рекомендован всем нотариальным конторам к исполнению циркуляр № 191 «Об упро­щении техники изложения актов и засвидетельствований в нотариальных конто­рах». Конторам предлагались такие формы изложения нотариальных документов, по которым можно было проконтролировать соблюдение нотариусами требований законодательства при совершении нотариальных действий.

6 июня 1925 года Президиум ВЦИК постановил «немедленно включить смету по Оренбургской губернии в бюджет РСФСР, подчинить со дня опубликования постановления все органы губернии непосредственно РСФСР и закончить выделение губернии в двухнедельный срок».

«Возвращение» в Россию обошлось Оренбуржью дорого. В Оренбурге пришлось как бы воссоздавать заново губернские структуры, помещений для всех советских контор в городе никогда не хватало; поэтому городские власти часто выселяли менее значимые и важные, по их мнению, учреждения.

В декабре 1926 года после установления штатов нотариальных учреждений по предложению НКЮ произведена ликвидация нотариального отделения и функции последнего переданы Первой нотариальной конторе.

В мае 1928 года Оренбургская губерния была преобразована в округ. Под влиянием исторических обстоятельств пересматривались и положения о государственном нотариате. Начиная с 1929 года, преобладала установка на ликвидацию нотариата в рамках кампании «упрощения и улучшения» деятельности органов юстиции. Согласно положению о нотариате РСФСР 1930 года нотариальные конторы и райисполкомы были поставлены в равные условия при производстве нотариальных действий.

Ограниченное количество нотариальных действий вело к падению квалификации нотариусов - для выполнения таковых особых знаний и умений почти не требова­лось. Без преувеличения можно сказать, что нотариат стал одной из самых запущенных отраслей юстиции, он практически исчезал.

Только после 1936 года правительство обратило внимание на этот вид юридической деятельности. Но восстанавливать нотариат было сложно, катастрофически не хватало квалифицированных кадров.

Положение 1930 года было замене­но Положением, утвержденным Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 года. Методическое руководство государственными нотариусами осуществлял Нар­комат юстиции РСФСР через судебные органы, и только с 1946-го года руко­водство стало осуществляться непосред­ственно через Министерство юстиции автономных республик и отделы юстиции областей. Новое Положение о государ­ственном нотариате РСФСР содержало правовые нормы об организации и де­ятельности нотариальных органов и об отдельных действиях. После упраздне­ния управлений юстиции при краевых, областных Советах народных депутатов руководство нотариальными конторами было возложено на краевые, областные суды, Верховные суды автономных республик и союзных республик.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1958 года «Об изменении и дополнении статей 4 и 11 Положения о государственном нотариате РСФСР» были значительно расширены права сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, ху­торов, аулов) по совершению ими нотари­альных действий; этим же постановлением было предоставлено право совершения нотариальных действий и поселковым Со­ветам.

Важным этапом развития нотариа­та стало «Положение о государственном нотариате РСФСР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 года. Согласно статье 1 Положения задачами государственного но­тариата РСФСР являлись укрепление соци­алистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государствен­ных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных дей­ствий. На должность нотариуса мог быть назначен только гражданин СССР.

28 октября 1966 года утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нота­риальными конторами РСФСР.

Согласно этим нормативным ак­там руководство нотариальными контора­ми возлагалось на управление юстиции при областных (краевых) Советах депутатов тру­дящихся и министерства юстиции автоном­ных республик. Назначение на должность и увольнение нотариусов, утверждение штатов нотариальных контор было воз­ложено на начальников этих управлений. Общее руководство осуществляли Мини­стерство юстиции СССР и Министерства юстиции союзных республик. Министры юстиции назначали и освобождали от за­нимаемой должности старших нотариусов Первых государственных нотариальных контор. Нотариусами могли быть лица, имеющие высшее юридическое образова­ние, а в отдельных случаях - лица без выс­шего юридического образования, но име­ющие стаж практической работы не менее трех лет по юридической специальности.

19 июля 1973 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О государственном нотариате». С учетом изменений общественного развития государства в за­коне содержались нормы о задачах и орга­низации государственного нотариата, прин­ципах его деятельности, общих правилах совершения нотариальных действий и пр. Впервые в законе указаны документы, при­равненные к нотариально удостоверенным, и определен круг лиц, уполномоченных совершать такие действия.

После распада СССР в России продол­жали действовать нормативно-правовые акты СССР, не отмененные более поздни­ми законодательными актами Российской Федерации и имеющие юридическую силу в части, не противоречащей законодатель­ству Российской Федерации. Поэтому до 1993 года в России существовала только государственная система нотариальных органов государственные нотариальные конторы.

11 февраля 1993 года был принят новый закон о нотариате «Основы законодательства РФ о нотариате». На день принятия Основ в г. Оренбурге работали Первая, Вторая, Третья и Четвертая государственные конторы.

В 1996 году в нотариальной палате был создан методический отдел, в состав которого вошли два специалиста с высшим юридическим образованием - методист и консультант. Методическая работа стала плановой и более организованной. В 2000 году в помощь отделу создана Комиссия по методической работе и законодательным предложениям, в состав которой входят опытные нотариусы, включая президента палаты. На заседаниях Комиссии коллегиально рассматриваются сложные вопросы нотариальной практики, вырабатываются рекомендации для нотариусов.