Цель, причины возникновения, принципы и инструменты Болонского процесса

Присоединение в сентябре 2003 года России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. В качестве значимых векторов дальнейшей модернизации российского высшего образования на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общеевропейского пространства высшего образования.

Инициаторами Болонского процесса выступили министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, которые в мае 1998 года на 800-летнем юбилее университета Сорбонны (Париж) подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Идеи, сформулированные в этом документе, были развиты в Болонской декларации («Декларации о европейском пространстве высшего образования»), принятой уже 29 странами 19 июня 1999 года.

Цель Болонского процесса – создание к 2010 году единого европейского образовательного пространства, с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы на мировом рынке образовательных услуг.

В Болонской Декларации подчеркивается, что «жизнеспособность и организационно-технический уровень любой цивилизации определяется привлекательностью ее культурных достижений для других стран. Мы должны добиться того, чтобы престиж европейской системы высшего образования в мире был так же высок, как престиж европейской науки и культуры». Для этого страны - участницы планируют в течение 10 лет привести национальные системы высшего образования «к общему знаменателю» и совместно противостоять натиску американской системы высшего образования.

Болонский процесс явился адекватной реакцией европейских стран на социально–экономическую ситуацию в XXI веке, создавшую новые условия развития высшего образования, которые и явились причинами возникновения Болонского процесса:

1. Интернационализация образования проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества.

2. Рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг приводит к появлению транснационального сектора "большого бизнеса" в образовании. Его формы – оффшорные кампусы, франчайзинг учебных программ и виртуальное "online" образование. В данном секторе наблюдается интенсивный и широкий охват студентов за пределами страны-провайдера образования как в развивающихся, так и в высокоразвитых государствах. Лидерами этого направления образовательного бизнеса сегодня являются США, Великобритания и Австралия. Конкуренция обостряется также в результате появления все большего количества частных вузов.

3. Высшее образование все в большей мере подвержено влиянию новых императивов в экономическом развитии, задаваемых глобализацией. Именно последнее обстоятельство вызвало к жизни необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванной обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений профессионалов.

4. Изменение функций государства в области образования. Многие страны осуществляют политику дерегулирования, передавая самим учреждениям высшего образования больше прав и полномочий. Это приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в образовании в целом. Рост конкуренции и относительное сокращение бюджетного финансирования являются сильными мотивами для вузов к проявлению активности за пределами национальных границ. Возрастающая роль информационных технологий способствует усилению этого процесса.

5. Изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения. Данная концепция получила всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Это способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании.

Суть Болонской Декларации и последовавшего за ней целого ряда важных документов – Парижской Декларации, Лиссабонской Конвенции, Пражского и Берлинского Коммюнике и др., точно отражают конкретные принципы преобразований, сформулированные в них для стран-участниц Болонского процесса на ближайшие годы. Основными их них являются следующие:

1. Принятие системы общепонятных и легко сопоставимых уровней (степеней) высшего образования с выдачей единого Приложения к Диплому (Diploma Supplement) в целях содействия трудоустройству европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской высшей школы.

2. Введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции – трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр-магистр- доктор философии). Обучение на первом уровне должно занимать не менее 3-х лет, на втором – 1-2 года, на третьем – 3-4 года. При этом степень, получаемая по окончанию первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.

3. Внедрение единой системы учета объемов учебной нагрузки - системы зачетных единиц (кредитов) для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности.

4. Создание целостной системы обеспечения качества образования, т.е. разработка сопоставимых критериев и методологии оценки качества образования. В частности, предлагается систематическая «подстройка» образовательных программ под реальные требования рынка труда, смещение акцента в критериях качества образования с содержания учебных программ, длительности обучения на оценку конечного продукта, т.е. на степень готовности выпускников к практической деятельности, их конкурентоспособность.

5. Стимулирование мобильности и создания условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей. Предполагается, что благодаря выполнению первых трех условий существенно увеличатся возможности студентов, преподавателей, ученых в течение жизни учиться и работать в разных университетах Европы.

6. Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании, что означает объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ, создание дополнительных учебных модулей и курсов с европейским содержанием и ориентацией, а также разработки совместных исследовательских программ.

7. Повышение привлекательности европейских вузов, призванных стать открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества, в котором доминируют подлинные академические ценности.

Инструментами Болонского процесса, обеспечивающими научно-академическую мобильность, являются единая форма приложения к диплому (c 2005 года), общеевропейская система перевода зачетных единиц (ECTS) и рамка EVROPASS, обеспечивающая прозрачность квалификаций.

В основу ECTS положены три элемента: информация о программах обучения и результатах работы студента, соглашение между вузами – партнерами и студентом, обозначение объема работы студента. ECTS, как таковая, никак не регулирует содержание, структуру и эквивалентность программ обучения. Кредиты ECTS – это мера работы студента, указывающая на то, какая часть годовой работы приходится на данный учебный модуль.

Комплект документов EUROPASS (Портфолио EUROPASS) позволяет гражданам в понятной, четкой и ясной форме представлять результаты своего обучения учебным заведениям, работодателям и др. В EUROPASS входят пять документов: резюме и языковой паспорт EUROPASS, которые заполняются самим гражданином, и три документа, заполняемых компетентными организациями: Приложение к свидетельству об образовании, Приложение к диплому и документ EUROPASS-мобильность. Портфолио EUROPASS и входящие в него документы должны будут отражать уровни квалификации обладателя с использованием их описаний по ЕСК.