Высшее образование как процесс

С этой позиции высшее профессиональное образование можно рассматривать как педагогический процесс - специально организованное взаимодействие преподавателей и студентов в высшем учебном заведении, направленное на решение профессиональных, развивающих и воспитательных задач.

Главные характеристики педагогического процесса: целостность, общность, единство, – подчеркивают подчинение всех составляющих его процессов (обучения и воспитания) единой цели. В реальности, воспитание и обучение объединяются, сливаются, однако не так и не настолько, чтобы отпал вопрос о необходимости специальной работы по обеспечению их единства. Их специфика обнаруживается при выделении доминирующих функций. В содержании обучения превалируют формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения.

Специфика процессов отчетливо проявляется и при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используются преимущественно строго регламентированные формы обучения (классно-урочная в средней школе; лекции, семинары, практические занятия в высшей школе), то в воспитании превалирует более свободные формы различного характера: общественно-полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Педагогический процесс является динамической педагогической системой, основными компонентами которой являются цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, деятельность преподавателя и студента и ее результаты.

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы (следует различать понятия «система образования» и «педагогическая система» как общее и компонент этого общего). Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

Системообразующим компонентом является цель образования, которая определяется обществом. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия). В центре образовательного процесса находятся личности преподавателя и студента. Их взаимодействие направлено на освоение содержания высшего профессионального образования, имеющего инвариантную и вариативную составляющие. Успешное осуществление этого взаимодействия возможно при использовании оптимальной технологии, включающей определенное сочетание методов, организационных форм и средств обучения и воспитания. Образовательный процесс завершается определенными результатами, которые анализируются и соотносятся с общей целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и осуществляется следующий цикл педагогического взаимодействия.