Глава XVII. ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

 
 
… сберегать, что имеешь, всегда легче, нежели приобрести. Демосфен   Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники.   Дж. Даррелл

 


Проблемы, сущность которых рассматривается в предлагаемой главе, уже давно вызывают серьезную тревогу ученых, и заставляют их все чаще обращаться к практическим вопросам ликвидации угроз, которыми чреваты глобальные проблемы. В 1992 году на второй конференции ООН по окружающей среде, которая состоялась в Рио-де-Жанейро, сделан тревожный вывод: глобальный кризис на планете усиливается, охватывая все территории и акватории планеты.

Научное направление, исследующее совокупность глобальных проблем, получило название глобалистики. В рамках философской науки сформировалась и развивается философия глобальных проблем.

 

1. Сущность глобальных проблем современности и пути их решения.

 

Уникальность исторической ситуации на рубеже ХХ – ХХI вв. характеризуется многими чертами, но важнейшая из них состоит в том, что человечество оказалось объединенным в системное целое, с общими жизненными проблемами, с общей исторической судьбой. В последнее десятилетие активно используется особый термин, отражающий реальность современных общечеловеческих связей, - миропорядок. Миропорядок отражает, во-первых, глобальную тенденцию к углублению взаимосвязей во всех жизненных сферах человечества; во-вторых, это понятие отражает наличие и обострение собственно глобальных проблем человечества.

Долгое время в истории человечества противоречие между человеком и природой не отличалось по своему содержанию от взаимодействия природы с другими живыми существами и носило преимущественно биологический характер. Потребляя относительно небольшое количество пищи, люди практически не нарушали естественных кругооборотов в сложившихся геобиоценозах. Конечно, человечество знало и довольно острые кризисы, порождаемые его взаимосвязями с природой и вызываемые преимущественно природными стихиями: землетрясениями, наводнениями, засухами, эпидемиями и т.д. Существенно, что эти проблемы были порождены внешними по отношению к человеку причинами, а человек сам становился их жертвой.

Появление человека разумного принципиально изменяет взаимосвязи человека и природы, появляется мощное опосредующее звено отношения человека и природы – техника. К этому добавляется стихийное и хищническое давление человека на природу. Уже в Древнем мире это проявилось в опустынивании обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья. Эпоха великих географических открытий положила начало беспощадной эксплуатации природных богатств Америки, Африки, Австралии. Особенности европейской и в целом западной цивилизаций привели к тому, что в настоящее время на планете ширится число регионов экологических бедствий.

Среди тех особенностей, которые подводят человечество к последним рубежам выживания, отметим, прежде всего, расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов. Появление машинной технологии сопровождалось иллюзиями о практической неисчерпаемости подземных кладовых, поэтому возможности рациональной добычи полезных ископаемых и разработки ресурсосберегающих технологий долгое время даже не выявлялись. Отношения между человеком и природой строились чаще всего на основе альтернативы: либо человек господствует над природой, либо природа господствует над человеком. Вспомним идею И. В. Мичурина: “Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!”. Она базировалась на идее о том, что человек – хозяин всей планеты.

Для западной цивилизации характерно широ­кое распространение идеологии потребительства. Промышленное производство создает материальные предпосылки для удовлетво­рения потребностей человека и в определенной степени освобождает его от зависимости по отношению к тем или иным ве­щам. Однако человек во все возрастающей степени попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетво­рение определенной потребности рождает у человека новую потреб­ность. Таким образом, человек попадает в бесконечный круг потребительства. В результате в сознании человека укрепляется опасное за­блуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. А это приводит ко все возрастающему потреблению природных ресурсов.

Существенную роль в появлении глобальных проблем сыграл техноцентризм западной цивилизации. “Мы живем в эпоху техники, - пишет один из первых исследователей глобальных проблем Ж. Дорст, - когда гуманитарий уступил место технократу, когда цивилизация человека постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, кото­рые, быть может, поглотят нас когда-нибудь, совсем как в романе какого-нибудь писателя фантаста”[1].

Предпосылки формирования глобальных проблем, как видим, формировались задолго до настоящего времени. Однако долгое время все проблемы, встававшие перед человечеством, носили локальный, а не глобальный характер, не угрожали самому существованию человечества в целом. Лишь во второй половине двадцатого столетия глобальные проблемы встали в полный рост, поставив человечество на грань кризиса и последующей гибели.

Этимологически термин “глобализа­ция” связан с латинским понятием “глобус” - Земной шар и означаетобщепланетарный характер тех или иных процес­сов. Глобализа­ция связана, прежде всего, с интернационализацией всей общест­венной деятельности на Земле: в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Неизмеримо воз­растаетобщепланетарное единство человечества, которое ныне выступает собой принципиально новая суперсистема, связанная общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Глобалистский подход выступает основой концеп­ций “постиндустриального общества”, “технотронной эры” амери­канских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни лю­дей. Современный технологический переворот создает принципиально новые предпосылки дляуниверсализации и глоба­лизации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому раз­витию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения и специализации труда, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на ин­формационное обогащение, приобретение нового знания на основе непрерывного образования, а также его эффективное технологическое и человеческое применение.

return false">ссылка скрыта

Таким образом, могут быть выделены следующие основные черты глобальных проблем.

Во-первых, следует подчеркнуть антропогенный характер этих проблем, их социальную природу. Глобальные проблемы порождены именно человеческой деятельностью, ее непродуманным характером, ложными основаниями, на которых она базируется.

Во-вторых, это проблемы, которые имеют всепланетный масштаб, а не являются принадлежностью лишь какого одного региона, одной или группы стран.

В-третьих, глобальные проблемы современно­сти — это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные, решение которых возможно лишь на пути изменения социальных и нравственных установок личности и общества.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем создает угрозу для будущего человечества, для его предстоящей исторической судьбы. Мы уже сейчас как бы занимаем в долг у будущих поколений природные ресурсы, экологическую обстановку, как бы залезаем в их карман, “нагружаем” их не их собственными, а нашими проблемами.

В-пятых, для своего разрешения глобальные проблемы требуют сопряженных, объединенных усилий всего человечества, Для этого не достаточно доброй воли и усилий какой-либо одной страны либо группы стран.

В-шестых, механизм развития глобальных проблем уже запущен, поэтому речь идет не просто о неспешных теоретических спорах и разработках, так сказать, в "лабораторных условиях", а об их решении в ситуации кризиса, в условиях ограниченного времени и научно-технических средств.

Таким образом, глобальные проблемы современности выступают как закономерный результат всего развития человечества: как развития отношений между человеком и природой, так и собственно социальных отношений, общественного развития в целом. Обобщенную характеристику сути глобальных проблем дал выдающийся итальянский гуманист Альберто Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида на данной сту­пени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспосо­биться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”[2].

Конкретный ана­лиз каждой из глобальных проблем входит в компетенцию специальных наук: социо­логии, демографии, экологии, биологических дисциплин и др. Философы же, концен­трируя внимание, прежде всего, на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зренияанализа их роли в человеческой истории; выявления их системного, взаимосвязанного характера; исследования причинно-следственных связей этих проблем, анализа возможностей и перспектив выживания человечества.

Иерархия глобальных проблемВажнейшим условием успешного разрешения глобальных проблем выступает их научное исследование, подразумевающее, в том числе, их иерархизацию. Выделение иерархии глобальных проблем позволяет вычленить из них первоочередные, решение которых требует неотложных мер. К числу важнейших глобальных проблем могут быть отнесены:

· проблема войны и мира,

· преодоление слаборазвитости бывшего колониального мира и зависимых от капитализма стран,

· система экологических проблем:

- загрязнение окружающей среды,

- истощение источников сырья и энергии,

- проблемы здоровья населения,

· демографические проблемы,

· проблема социальных последствий НТР.

Рассмотрим характерные черты некоторых из них.

Проблема войны и мира.Исторически первой глобальной проблемой выступила проблема войны и мира. В середине ХХ столетия человечество переступило роковой порог познания природы, что дало ему возможность овладения и “контроля” над такими силами природы, которые позволили создать ядерное оружие, испытать первые атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки. Это означало, что человечество приобрело реальную угрозу самоуничтожения[3]. Ракетно-ядерная война перестала быть “рациональным” средством политики, ее продолжением. Особенно ясно это стало в начале 80-х годов, когда учеными разных стран на математических моделях атмосферных явлений был открыт эффект “ядерной зимы”, как неизбежного последствия даже ограниченной ядерной войны. Эта зима приведет к гибели и политиков, развязавших войну, и политики, и всего живого на земле в результате всеобщего существенного похолодания на планете.

Следует подчеркнуть, что создание высокоточного оружия, которое позволяет избежать эффекта “ядерной зимы”, вновь сформировало у политиков соблазн решать политические проблемы военными средствами. По сути дела всю вторую половину ХХ столетия человечество находится в состоянии “вялотекущей” мировой войны, поскольку в локальных войнах этого периода погибло людей больше, чем во время второй мировой войны. Новую опасную тенденцию – выдвижение военной силы на первый план в системе международной политики - выявила война НАТО против Югославии весной 1999 года.

Поэтому ныне, на пороге ХХI века, становится особенно ясен иррациональный смысл любой войны - как ядерной, так и “обычной”. Назрело время политикам при формировании системы международных отношений обращаться к мудрости древнеиндийской философии и помнить слова Будды: “Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями, и никто не терпит поражений”.

Система экологических проблем.Понятие экология (греч. oikos – дом, жилище) введено в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем. Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнару­жившемся и углубляющемся противоречии между производи­тельной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания.

Сущность экологической опасности заключается не только в том, что радикально изменяются литосфера и гидросфера, атмосфера планеты. Загрязнению подвергается уже и ближний космос. Исследования показывают, что космическая “свалка” представляет ныне угрозу не только для орбитальных аппаратов, но и для живущих на земле людей. Ныне вокруг Земли вращается более 10.000 осколков размером с теннисный мяч и миллионы более легких. Общая масса рукотворных тел в ближнем космосе составляет около 3.000 тонн[4].

До сих пор все естественные остаточные продукты жиз­недеятельности утилизировались самой природой — жи­вотными, питающимися падалью, растениями, взрастаю­щими на “гнили”, и, в конечном счете, микроорганизмами, минерализирующими органические отходы. Однако в наше время со многи­ми промышленными отходами природа уже не в состоя­нии справиться: синтетику природа вообще не усваивает, а период полураспада некоторых компонентов радиоактив­ных отбросов, то есть их обезвреживание и утилизация природой, превышает по времени всю писаную историю чело­вечества.

Особую опасность для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде отходов различных видов производства, в первую очередь, их опасных, радиационных и токсич­ных видов. Разные источники отмечают, что в год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим повышение уровня морей и затопление значительных участков суши.

Весь объем переработанной человечеством горной массы до начала ХХ столетия составил лишь ок. 50 млрд. тонн, ныне только за один год этот объем достигает 100 млрд. тонн. Для сравнения: все вулканы Земли выбрасывают на поверхность лишь ок. 3 млрд. тонн вещества в год. Перераспределение горных масс приводит к гравитационным напряжениям земной коры, медленному оседанию почвы и инициирует землетрясения. Таким образом, уже сейчас человечество со­здало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее ес­тественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную среду и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством экологической проблемы.

По берегам “рукотворных морей” – обширных водохранилищ развиваются негативные геологические процессы, сопровождающиеся изменением уровня грунтовых вод и водно-солевого баланса. “Обводнение” пустынь в конечном итоге приводит к их засолению. Резко ухудшается качество вод. В Мировой океан ежегодно попадает 6-10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. После обслуживания нужд ирригации, промышленного производства, быта человечество возвращает в водоемы до 500 млрд. кубометров жидких неочищенных отходов в год.

Оказывается, что если учитывать как разведанные, так и возможные и вероятные источники топлива, то угля хватит на 600 лет, нефти на 90 лет, природного газа на 50 и урана (при применяемых сейчас типах реакторов) - на 30 лет. Таким образом, все виды топлива по всем категориям при существующих технологиях будут сожжены за 800 лет[5].

Общая деградация окружающей среды, которая привела к резкому ухудшению условий жизнедеятельности человека, придает экологических проблемам глобальный общечеловеческий смысл. Человек фактически оказался в ловушке научно-технической революции. Известный эколог Б. Коммонер назвал современного человека “технологическим”, у которого ДДТ и углекислота - в тканях организма и свинец – в костях.

Обобщающий вывод из осмысления сущности экологических проблем таков, чтовсякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкого диапазона различных условий и факторов окружающей среды. Биологическая организация человека позволяет приспособиться к весьма широкому кругу условий. Однако существуют пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая организа­ция не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В условиях современной техногенной цивилизации возможности приспособле­ния человеческого организма к условиям жизни в окружающей среде близки к исчерпанию. При этом следует иметь в виду не только физические факторы, связанные с загрязнением среды обитания, но и психологические.

Содержание экологических проблем не сводится только к загрязнению окружающей среды и истощению природных ресурсов. С этими проблемами тесно связаны энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, проблема здоровья людей. Человечество вначале выработало чувство безграничной власти над природой, а теперь вынуждено учитывать как природную, так и собственную ограниченность. Выяснилось, что природа не является неистощимой, она более хрупка и ранима, чем представлялось ранее. Заслуга такой постановки вопроса среди других научных коллективов принадлежит Римскому клубу.

Римский клуб и исследование глобальных проблем.Римский клуб был создан в 1968 году по инициативе выдающегося итальянского гуманиста, экономиста и общественного деятеля Аурелио Печчеи(1908 – 1984). С 1984 г. президент Римского клуба – французский ученыйА. Кинг.В состав Римского клуба вошли авторитетные исследователи более 25 стран. Цель этой организации — разработка альтернативных путей развития цивилизации, создание мо­делей человеческого общества на отдаленную перспективу.

В докладах Римскому клубу ученые, обсуждая глобаль­ные проблемы будущего человечества, рассматривают альтернативные тенденции общественного развития, нрав­ственные критерии усовершенствования человека. Так, авторы первого отчета Римскому клубу “Пределы роста” (руководитель Д. Медоуз, 1972 г.) пришли к выводу, который буквально потряс ученых, государственных деятелей, всех мыслящих людей. Они показали, что при сохранении неизменными современных тенденций роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производст­ва пищевых продуктов и истощения ресурсов пределы роста на нашей планете будут достиг­нуты уже в начале XXI века.

По заказу “Римского клу­ба” были проведены и другие широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотно­шениях между человечеством и средой его обитания: “Мир-2” Д. Форрестером (1971 г.), “Мир-3” Д. Медоузом (1978 г.), “Человечество у поворотного пункта” М. Месаровичем и Э. Пестелем(1974), “Микроэлектроника и общество. На радость или на горе” Г. Фридрихсом и А. Шаффом (1982), “Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год 2000” Дж. Нэсбиттом и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной эколо­гического кризиса является научно-технический прогресс, ориенти­рованный на безудержный рост потребления. Отсюда следует вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направленных на ограничение технико-экономического развития, вплоть до нуле­вого прироста валового общественного богатства.

Ведущим направлением формирования рационального природопользования следует считать принципиальное изменение производственной технологии, в которой непосредственно воплощается материальное взаимодействие человека и природы. Для этого необходимо формирование нового экологического мышления, экологической этики. Показательно, что в ходе реформы высшего образования в российских вузах в качестве необходимой учебной дисциплины для подготовки специалистов всех специальностей введен курс “Экология”.

Демографическая проблема. С экологической проблематикой тесно связана демографическая проблема, отражающая количественные и качественные характеристики современного населения Земли. К началу 1901 г. на Земле проживало 1.630 млн. человек. В июле 1987 года родился пятимиллиардный житель планеты, а в июле 1999 года – шестимиллиардный. Современные демографические процессы нередко определяют как глобальный “демографический взрыв”, который наступил после второй мировой войны.

Особая острота мировой демографической ситуации заключается в том, что свыше четырех пятых прироста мирового населе­ния падает на развивающиеся страны. В результате доля этих стран в общей численности населения мира неуклонно растет. В 1960 г. она составляла 67 процентов, в 2000 г. она составит около 80 процентов мирового населения. При этом около одного миллиарда людей недоедает. Каждые два дня от голода погибает больше людей, чем от взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Иными словами, продолжается настоящая голодная война.

Возрастание темпов прироста народонаселения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6 га, а в настоящее время он составляет не более 2 га.[6]

Однако суть демографической проблемы не сводится только к количеству населения и возможности его прокормить. Важной стороной проблемы является физическое и нравственное здоровье человека. К концу ХХ столетия сформировалась целая система факторов, угнетающе воздействующих на человеческое здоровье. В их числе:

· ускоряющийся ритм человеческой деятельности, не совпадающий с естественными биологическими ритмами человеческого организма,

· информационные перегрузки человеческой деятельности вообще и информационные перегрузки в системе интеллектуальной деятельности, в частности, связанные с работой в информационно-компьютерных сетях,

· злоупотребление лекарствами, стимулирующими препаратами и другими комплексами химических и природных веществ, отдаленные последствия воздействия которых зачастую пока неизвестны,

· новый фактор, характерный для России и стран Восточной Европы, – неуверенность значительной части населения в завтрашнем дне, что порождает общую негативную психологическую атмосферу, пагубно сказывается на физическом здоровье.

Сюда же следует отнести и проблему нравственного здоровья населения. Она возникает в связи с ломкой прежних нравственных ценностей, отсутствием общественно необходимых нравственных запретов, табу, нравственных ориентиров в повседневной деятельности. Существенный “вклад” в обострение проблемы нравственного здоровья вносят коммерциализированные средства массовой информации. Следует учитывать тесную связь нравственного и физического здоровья. Распространению СПИДа – этой чумы ХХ века - в немалой степени способствует нравственная неразборчивость в вопросах половой жизни.

Концепция ноосферы. Один из первых, кто обратил специальное и детальное внимание на комплекс экологических проблем, был наш соотечественник В.И. Вернадский(1863-1945). Он стал рассматривать жизнь на Земле не просто как со­вокупность биологических процессов, но как живое вещество, которое является органической частью всей природы. Он ввел понятие биосферы, как сложнейшей биогеохимической системы, и утверждал, что “каждый живой организм в биосфере - природный объект - есть живое природное тело. Живое вещество био­сферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих”[7].

Биосфера - это своеобразная "живая оболочка" планеты, которая участвует во взаимообмене с другими ее подструкту­рами путем передачи энергии, информации и т.п. Таким образом, жизнь не случайна, а представляет собой особое свойство планеты на опреде­ленном этапе и при определенных условиях ее эволюции. Внутри биосферы как сложной высокоорганизован­ной системы усиливаются процессы эволюции живого вещества, что приводит к возникновению человека и общества. Эволюция же общества неизбежно приводит к становлению научной и технической форм ос­воения природы, которые уже сами по себе начинают выступать как мощнейший фактор эволюции, который оказывает влияние на природу. Таким образом, биосфера “переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества”[8].

Термин “ноосфера” (греч. noos – разум, sphaira – сфера) был введен в 1927 году французскими учеными Э. Леруа(1870-1954) иТейяром де Шарденом(1881–1955), которые понимали ноосферу как идеальное образование, как некоторую внебиосферную “оболочку мысли” планеты. В.И. Вернадский наполнил это понятие новым содержанием. Поскольку человек - су­щество разумное, то ноосфера выступает как особое “царст­во Разума” внутри биосферы, а Разум ста­новится действительно планетарной силой, оказывающей (через науку, технику, преобразовательную деятельность человека) влияние на всю планету. В. И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы. С развитием науки и техники возникает сомнение в воз­можности замены биосферы техносферой, синтезирующей продукты питания, очищающей воду, регулирующей газо­вый состав атмосферы, то есть дающей людям все, что они получают в настоящее время от биосферы. Живая приро­да всегда будет иметь для человека непреходящее значение. Что касается техносферы, то она должна поддерживать принципы организа­ции биосферы, дополнять биосферу и взаимодействовать с ней как часть единой динамической системы. “Симбиоз” техносферы и биосферы как раз и выступает как материальное наполнение ноосферы.

Таким образом, человек стал фактором, влияющим на эволюцию биосферы, координируя и видоизменяя естественное (природное) ее раз­витие. Возникновение ноосферы должно заставить людей осознать цен­ность и значимость своего существования в природе, собственную спо­собность влияния на нее.

Проблема социальных последствий научно-технической революции.Концепция ноосферы выступает методологической основой понимания социальных последствий научно-технической революции (НТР).Проблема НТР по своему содержанию выступает не только как собственно научно-техническая, но и как социально-историческая проблема, как важнейшая составная часть общей системы глобальных проблем современности. С этой точки зрения содержание проблемы НТР может быть сформулировано как настоятельный императив устранения негативных социальных и экологических последствий быстрого развития науки и техники. Развитие техники и производства внесло основной вклад в обострение экологической ситуации на планете. В то же время НТР может сыграть важную роль и в разрешении глобальных проблем.

Во-первых, это касается поиска новых источников сырья, энергии, продовольствия, что позволит облегчить разрешение соответствующих аспектов глобальной проблематики.

Во-вторых, разработка новых производственных технологий, прежде всего материало- и энергосберегающих, а также технологий, относимых к разряду безотходных, с учетом решения возникающих экологических ситуаций позволит эффективно разрешать проблемы природопользования, демографическую проблему.

В-третьих, именно использование достижений НТР позволит внести решающий вклад в оптимальное освоение Мирового океана и Космоса.

В-четвертых, без использования современной науки и современной техники невозможно минимизировать негативные последствия природных катастроф, невозможна успешная борьба со старыми и новыми болезнями и недугами человека.

В-пятых, именно наука может предложить наиболее рациональные пути разрешения социальной составляющей глобальных проблем.

Нетрудно видеть, что возможности науки и техники для решения глобальных проблем будут использованы тем эффективнее, чем меньше будет становиться военная составляющая научно-технической сферы жизни современного общества. И с этой точки зрения проблема войны и мира также выступает как первоочередная в ряду глобальных проблем.

Тесно переплетаясь друг с другом, глобальные проблемы образуют как бы одну сверхинтегральную метаглобальную проблему, являющуюся чрезвычайно разветвленной, внутренне дифференцированной, каждая из частей которой также носит глобальный характер. А. Печчеи отметил по этому поводу, что “указанные проблемы или цели по самой своей при­роде будут усиливать сознание того, что только глобальный подход... может обеспечить путь к решению проблем, стоящих перед человечест­вом. Ибо они, бесчисленными нитями сцепленные и связанные между собой, образуют нечто вроде единой системы, охватывающей и опуты­вающей весь мир”[9].

Условия решения глобальных проблем.Исходным пунктом решения глобальных проблем современности является постоянная борьба за утверждение мирных, невоенных средств как определяющих средств в мировой политике, борьба за предотвращение гонки ракетно-ядерных вооружений, а также высокоточного оружия. Большое значение в этом смысле имеет и химическое разоружение, исключение из военных арсеналов химического оружия. Важнейшей предпосылкой решения глобальных проблем выступает также борьба за устранение международных социально-политических угроз человеческому существованию, за создание международной атмосферы взаимного доверия, безопасности, общечеловеческой солидарности.

Логика разрешения конкретных глобальных проблем представляется как последовательная совокупность трех этапов деятельности совокупного человечества:

· выявление сущности проблемы,

· определение важнейших путей ее решения,

· объединение международных усилий в создании условий и инструментов решения глобальных проблем.

В этой связи значительный интерес представляют материалы Конфе­ренции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Конфе­ренция, проходившая на уровне глав государств и правительств, сформулировала на первый взгляд парадоксальный вывод: путь, который привел нынешние промышленно развитые страны к благосостоянию, не может быть всеобщим. Более того, если все развивающиеся страны пойдут по европейскому (и американскому) пути развития, то в самом ближайшем будущем неизбежна экологическая гибель цивилизации. Модель развития современных промышленно развитых стран признана ведущей к катастрофе и в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчи­вого развития, обеспечивающего должный баланс между решени­ем социально-экономических проблем и сохранением окружаю­щей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких же возможностей для будущих поколений.

Конференция подчеркнула, что модель устойчивого развития предполагает не унификацию самобытных культур и подчинение различных сообществ западному образцу, а плодотворное сотрудничество различных культур и народов. Человечество может отойти от края пропасти, если приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого развития свои представле­ния о свободе, демократии, ответственности, а промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее разви­тых стран и будущих поколений. В условиях обостря­ющегося экономического кризиса, перед лицом глобальных про­блем человек вынужден думать о том, чтобы измениться само­му, уточнить систему ценностей и определить возможности собст­венного выживания в быстро меняющемся мире. Необходимо формировать новую гуманистическую куль­туру, в которой человек будет рассматриваться как самоцель обще­ственного развития.

Выход из сложившейся ситуации многими мыслителями представляется также в самоограничении производства и потребления, в принятии идео­логии “нового аскетизма”. В религиозной философии основой при­нятия такой идеологии служит переориентация людей с мирских ценностей на ценности духовные. “Если мы будем обладать всеми вещами и потеряем Бога, то мы потеряем все, но если мы потеряем все, кроме Бо­га, то мы не теряем ничего”,— утверждают религиозные мыслители XX века. С близких позиций выступают и светские исследователи. Так, А. Печчеи считает, что если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то необходимо, прежде всего, подумать о переориентации человечества с идеологии поступательного рос­та производства и потребительства материальных ценностей на ду­ховное самоусовершенствование.

Обобщая результаты исследований современной глобалистики, можно указать следующие наибо­лее важные цели корректировки развития человечества.

· Необходимо установить контроль за "внешними пределами" роста человечества. Это означает приостановку хищнической эксплуатации Земли, энергетические и материальные ресурсы которой не беско­нечны.

· Необходимо исходить из понимания "внутренних пределов" роста, то есть ограниченности и собственно человеческих характеристик индивида (физических, психологических, генетических). Сегодня человек испытывает колоссальные стрессо­вые перегрузки, связанные с увеличением объема перерабатываемой им информации, ставит себя в зависимость от производства и потребления лекарств, витаминов и т.д., что разрушает его адаптаци­онные (связанные с биологической выживаемостью) возможности.

· Важнейшей задачей выступает также сохранение культур. Под воздействием развитых индустриальных государств человечество стоит перед угрозой потери национальной самобытности менее развитых в индустриальном плане стран. Уже исчезли и продол­жают исчезать целые культуры. Поэтому необходима выработка право­вых мер по защите культур и культурного наследия человечества.

· Веянием времени становится задача создания мирового сообщества как особой целостности, что позволит осуществлять контроль за более равномерным развитием всех стран. Лишь в рамках мирового сообщест­ва станут возможными действительная координация человеческих уси­лий в разрешении глобальных кризисов. Некоторые исследователи даже приходят к выводу о необходимости создания особого "генерального штаба человечества", который должен определить стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф. Эти стратегии еще не разработаны в полном объеме и не могут быть созданы изолированно, каждым государством отдельно. Поэтому, в частности, конференции ООН по окружающей среде, проводимые регулярно, могут рассматриваться как этапы на пути выработки такой стратегии

· Человечество должно оптимизировать прирост населения в масштабах планеты, прежде всего за счет недостаточно развитых стран, что неиз­бежно потребует сознательного перераспределения продуктов. Нуждается в разрешении проблема переселения больших масс людей в другие страны в результате войн, политической ситуации или иных причин. Для таких стран, как ФРГ, США, России, Югославия, это уже стало более чем насущной проблемой.

· И, наконец, необходима оптимизация производствен­ной системы современного общества, которая должна обеспечить относительно "бескризисное" экономическое развитие стран. Речь идет как о коренном прорыве в сфере новых производственных технологий (малоемких в отношении к сырью, энергии и ресурсам, экологически безопасных), так и о научном ре­шении проблемы бюджета разных стран, в частности, о соотношении средств, выде­ляемых на вооружение, культуру и образование, социальную сферу и т.д.

Решение глобальных проблем требует комплексного подхода, межгосударственной (планетарной) стратегии. Лишь в результате активного диалога, взаимодействия культур, где интересы отдельных государств будут соотнесены с общечеловеческими, возможна постепенная ликвидация негативных последствий глобальных проблем.