ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Таблица 6.1
Особенности, ведущая деятельность и референтная группа в различные возрастные периоды
Год | Название | Типичные особенности | Ведущая деятельность | Референтная группа |
0 – 1 | Младенческий | Освоение речи и хождения | адаптация организма к автономной жизни | Семья |
1 – 3 | Детство | Преддошкольный | Любопытство и отсутствие страха перед травмой, манипулирование объектами | Изучение окружающего пространства |
3 – 6 | Дошкольный | Ролевые игры, изучение функций объектов Освоение базовых навыков: рисования, чтения, счета и т.п. | Изучение социальных взаимоотношений | Семья, воспитатели |
6 – 10 | Младший школьный | Сюжетные игры | освоение начальных знаний по различным дисциплинам | Учитель, семья |
10 – 14 | Подростковый | Стремление к группе Стремление выглядеть старше Интерес к противоположному полу Появление хобби | Социально-психологическое самоопределение | Сверстники, близкие по возрасту старшие, социальное окружение |
14 – 17 | Старший школьный (ранняя юность) | Предварительное профессиональное самопределение | Лидеры выбранной профессии, представители противоположного пола |
Таблица 6.2
Особенности, ведущая деятельность и референтная группа в различные возрастные периоды
17 – 25 | Юность | Выбор профессии, места жительства, завершение образования, организация своей семьи | Профессиональное и социальное самоопределение | В зависимости от индивидуальных особенностей: потребностей, ценностной ориентации, личностных качеств |
25 – 35 | Ранняя зрелость | Материальная самостоятельность, осознание ответственности за собственную судьбу | Накопление профессионального и социального опыта | |
35 – 45 | Зрелость | Активное преобразование окружения для максимально возможной отдачи | Реализация потенциальных возможностей | |
45 – 60 | Старший | Снижение преобразовательной активности, создание систем управления, периодические регрессивное поведение | Обобщение достигнутого и организация передачи опыта, забота о поддержании работоспособности | |
60 – 90 | Пожилой | Осмысление прожитой жизни и компенсация не выполненных планов | Подготовка социальной смены себе, забота о здоровье | |
90 и старше | Долгожители | выполнение возможных функций |
На психическое развитие человека оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. Сензитивный период - наиболее благоприятный отрезок жизни человека для развития конкретного качества. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Проблема акселерации физического и психического развития. Компенсаторный механизм - средство адаптации к социальным условиям. Внутриличностный конфликт является стимулом развития личности.