ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Таблица 6.1

Особенности, ведущая деятельность и референтная группа в различные возрастные периоды

Год Название Типичные особенности Ведущая деятельность Референтная группа
0 – 1 Младенческий Освоение речи и хождения адаптация организма к автономной жизни Семья
1 – 3 Детство Преддошкольный Любопытство и отсутствие страха перед травмой, манипулирование объектами Изучение окружающего пространства
3 – 6 Дошкольный Ролевые игры, изучение функций объектов Освоение базовых навыков: рисования, чтения, счета и т.п. Изучение социальных взаимоотношений Семья, воспитатели
6 – 10 Младший школьный Сюжетные игры освоение начальных знаний по различным дисциплинам Учитель, семья
10 – 14 Подростковый Стремление к группе Стремление выглядеть старше Интерес к противоположному полу Появление хобби Социально-психологическое самоопределение Сверстники, близкие по возрасту старшие, социальное окружение
14 – 17 Старший школьный (ранняя юность)   Предварительное профессиональное самопределение Лидеры выбранной профессии, представители противоположного пола

 

Таблица 6.2

Особенности, ведущая деятельность и референтная группа в различные возрастные периоды

17 – 25 Юность Выбор профессии, места жительства, завершение образования, организация своей семьи Профессиональное и социальное самоопределение В зависимости от индивидуальных особенностей: потребностей, ценностной ориентации, личностных качеств
25 – 35 Ранняя зрелость Материальная самостоятельность, осознание ответственности за собственную судьбу Накопление профессионального и социального опыта
35 – 45 Зрелость Активное преобразование окружения для максимально возможной отдачи Реализация потенциальных возможностей
45 – 60 Старший Снижение преобразовательной активности, создание систем управления, периодические регрессивное поведение Обобщение достигнутого и организация передачи опыта, забота о поддержании работоспособности
60 – 90 Пожилой Осмысление прожитой жизни и компенсация не выполненных планов Подготовка социальной смены себе, забота о здоровье
90 и старше Долгожители   выполнение возможных функций

 

На психическое развитие человека оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. Сензитивный период - наиболее благоприятный отрезок жизни человека для развития конкретного качества. Неравномерность и гетерохронность психического развития. Проблема акселерации физического и психического развития. Компенсаторный механизм - средство адаптации к социальным условиям. Внутриличностный конфликт является стимулом развития личности.