Концепция проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин и др.)
Целевая ориентация – развитие мыслительных способностей, творческой самостоятельности у учащихся.
Основная идея. Проблемное обучение — это тип современного обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки. Дл него характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися. Такая модель обучения восходит к методам системы Д.Дьюи — обучение через делание. В 60-е годы ее вариант разрабатывал Дж.Брунер. В России этим занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов. Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой теории — "проблемная ситуация" (24, 27, 28).
Преимущества проблемного обучения:
Оно доказательно, что способствует осознанности знаний, превращению их в убеждения; учит мыслить научно, диалектически, раскрывает этапы научного поиска, развивает мыслительные способности; эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждаются творческие силы.
Основные принципы: принцип проблемности; принцип целеполагания; принцип бинарности.
Ограничения использования проблемного обучения:
—сложность построения всей дисциплины на идее проблемного обучения;
—значительные затраты времени преподавателя на подготовку занятий;
— высокие требования к уровню профессионализма преподавателя;
—использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся.