НОРМЫ, ТРАДИЦИИ, ИДЕАЛЫ КАК СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Анализ общественного интереса показывает нам, с какими трудно­стями сталкивается общество, какие препятствия оно должно преодолеть, чтобы себя сохранить. Ведь хотя люди и являются существами обществен­ными, но они также обладают и различными интересами? И причина здесь не в их настроениях? Условием возникновения устойчивых различий и даже противоречий в интересах является разделение труда. Понятно, что специализация, например, в изготовлении орудий, позволяет улучшить их качество и увеличить количество. Кажется, чем более люди специализиру­ются, тем более попадают во взаимную зависимость друг от друга. Ведь именно взаимозависимость, которая строится на основе разделения тру­да, становится устойчивой и создает тем самым общество.

Но мало создать отношения разделения труда. Чем более люди на­чинают специализироваться, тем более их интересы перестают совпадать и даже начинают противоречить друг другу. Вот почему общественные отношения следует регулировать. Основным способом регуляции являет­ся создание социальных норм. Напомним, что социальные нормы – это искусственно созданные (т.е. придуманные людьми правила, призван­ные упорядочить, организовать, регулировать человеческие действия. Какими же чертами они обладают? Любая норма является предпи­санием, т.е. выражает не реальное, а ожидаемое поведение человека. Нор­ма говорит о том, как следует или как надлежит поступать. Все нормы регулируют действия двумя основными способами. Они либо запрещают или ограничивают что-либо, а наиболее ярким примером запретов явля­ются правовые нормы. Либо они указывают, что следует делать и к чему следует стремиться, а наиболее ярким примером таких указаний являются моральные нормы. Вспомним известное требование «любить ближнего». Отклонение от их исполнения предполагает наказание или санкции. И наоборот стимулом к выполнению выступает обещание вознагражде­ния за исполнение. Совокупность санкций и вознаграждений за выполне­ние социальных норм принято называть словом «социальный контроль». Выполняет функцию социального контроля или государство с помощью специальных органов принуждения, или само общество через давление общественного мнения.

Социальные нормы выполняют в обществе определенные функ­ции. Мы помним, что основная задача социальных норм не просто упоря­дочить человеческое поведение, а обеспечить стабильность и устойчи­вость общественных отношений. Каким образом это делается? В первую очередь добросовестное следование нормам делает поведение людей пред­сказуемым, прогнозируемым. Во-вторых, выполнение норм должно сде­лать поведение людей взаимосогласованным. Если один человек в своих поступках учитывает интересы других, то снижается доля конфликтов в отношениях. Вот почему основное содержание социальных норм состоит в том, чтобы указать как взаимодействовать с окружающими.

Итак, социальные нормы определяют поведение людей в обществе. Как они связаны с общественным интересом? Их отношения можно пред­ставить как цель и средства ее достижения. Общественный интерес указы­вает, к чему люди должны стремиться. Социальные нормы конкретизиру­ют его, показывая как его достичь.

Теперь если мы вспомним, что общественный интерес носит кон­кретно-исторический характер, то сможем наметить два основных полюса его воплощения. Их принято обозначать словами «традиции» и «идеалы» Это означает, что цели и способы регулирования поведения людей будут различными.

Что же такое «традиции»? В самом широком смысле это совокуп­ность знаний и ценностей, которые унаследованы нами от прошлого, ко­торыми мы пользуемся и которым доверяем, т.е. не требуем доказательств. Носит она легитимный характер, т.е. признана обществом. Основная фун­кция такой традиции обеспечить передачу накопленного опыта от одного поколения к другому для дальнейшего использования. В таком виде тради­ция есть в любом обществе. Без нее оно просто не сможет просущество­вать.

Есть еще одно значение слова «традиция». Под ней понимается со­вокупность знаний и ценностей, которые уже утратили авторство, носят неписанный характер и являются результатом практического опыта, т.е. достигаются путем проб и ошибок, а не специальных заплани­рованных исследований. Например, в современной науке есть своя тради­ция. Ведь не с пустого же места начинает ученый. Он приходит в науку уже нагруженный знаниями, полученными, в частности, в вузе. Теории, кото­рые он изучал, часто так и называются «законы Ньютона», «теория отно­сительности Эйнштейна». Иначе говоря, они имеют авторство. Но кто зна­ет имя человека, первым приручившего собаку, открывшего съедобность тех или иных видов растений. Вот это и есть традиция, утратившая автор­ство.

Правовые нормы также являются традицией. Они могут быть со­зданы много лет назад. Но мы живем по ним. Моральные нормы или обычай обмениваться кольцами при бракосочетании также принадлежат к традиции. Но разница в том, что первые записаны, а вторые содержатся только в коллективной памяти. Такие традиции, как правило, закрепляются не волей государства, а силой общественного мнения. Так часто места общественных гуляний, время праздников, популярность рынков опреде­ляется не постановлениями мэра города, а пристрастиями общественного мнения. В таком виде традиция существует и в современном обществе. Но степень ее распространения в разных сферах жизни различна. В основном она преобладает в области нашей повседневной жизни.

Но есть еще один смысл слова «традиция». Это подозрительное, враждебное, отрицательное отношение ко всяким новациям, изменени­ям, преобразованиям. Такая традиция существует и в современных обще­ствах. Ее еще называют консерватизмом. Общество, где такая традиция начинает преобладать среди большинства людей, влиять или даже определять сущность социальных институтов, становиться основой деятельности государства, принято назвать традиционным обществом.

Теперь мы видим, как традиция выступает регулятором обществен­ных отношений. Ее основная задача обеспечить преемственность, закрепить передачу накопленного опыта жизни. Можно образно сказать, что традиция ориентирует на прошлое. Ее абсолютизация приводит к росту консерватизма, боязни новизны, преклонению перед прошлым. Социальные нормы в таком обществе приобретают особый характер. Они не просто обеспечивают стабильность общественных связей, а закрепляют особые общественные отношения.

Второй формой выражения общественного интереса выступают идеалы. В самом общем виде идеалы - это ориентиры, образцы челове­ческого существования. Их характерной чертой является идеализация, т.е. мысленное отбрасывание мелких несущественных черт в каком-либо пред­мете. В наиболее яркой форме это происходит, когда мы в качестве идеала берем какого-либо исторического персонажа.

В более узком смысле слова идеалы - это образцы человеческого существования, устремленные или ориентированные на будущее. Тем самым идеалы указывают, к чему следует стремиться. Они призывают к новизне, к изменениям, преобразованиям. В таком виде они противопо­ложны традициям, которые нацелены на прошлое. Поэтому, как и тради­ции, идеалы не просто регулируют поведение людей, а создают особые общественные отношения, формируют специфический тип общества. Общество, где преобладает ориентация на новизну, на постоянное преоб­разование, принято называть индустриальными.