III.2. Основные понятия дидактики. Связь дидактики с другими науками

Основные понятия дидактики. По мнению большинства исследователей в области науки научные понятия делятся на несколько групп: философские, общенаучные, частнонаучные (то есть специфические для данной науки). Дидактика пользуется понятиями всех этих групп.

Методологической основой дидактики (как и всех частных наук) является учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, то есть философия. Мировоззренческую роль в дидактике выполняют такие философские категории, как «общее и единичное», «сущность и явление», «противоречие», «связь», «качество», «количество» и другие. Философские категории способствуют более глубокому проникновению в содержание и сущность дидактических явлений и процессов, они задают ориентировочную основу для выявления содержания дидактических понятий.

В дидактических исследованиях можно выделить и понятия, общие для многих частных наук, но отличающиеся от философских категорий. Среди общенаучных понятий, используемых дидактикой, есть такие, как «система», «структура», «функция», «элемент» и т.д.. Использование в дидактических исследованиях общенаучных понятий обусловлено интеграционными процессами в науке, которые вызвали к жизни понятия, общие для ряда частных наук, но не имеющие статус философских понятий.

Группу частнонаучных понятий можно разбить на три подгруппы: понятия смежных с дидактикой наук; общепедагогические понятия; специфические понятия дидактики.

Понятия, заимствованные у смежных наук: психологии (восприятие, усвоение, запоминание, осмысление, мышление, умственное развитие и др.); математики (количественные методы, измерение, отклонение и пр.); теории управления (обратная связь, управление и др.), экономики (качество и др.), экологии (мониторинг и др.) и другие.

Как отрасль педагогики дидактика оперирует и общепедагогическими понятиями, в числе которых: воспитание, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность и др.

Специфическими понятиями дидактики являются такие понятия, как: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, цели обучения, содержание обучения, методы, формы и средства обучения, условия обучения и другие. Содержание ряда из этих понятий будет раскрыто подробно в следующих главах пособия. Здесь же остановимся на определении содержания нескольких понятий, выполняющих роль ключевых для дидактики. К таковым относятся понятия обучение, преподавание, учение.

Обучение как дидактическое понятие. В.В.Краевский и А.В.Хуторской дают следующее определение: «Обучение - организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества» (22, С. 32). Здесь выделены такие свойства обучения, как целенаправленность, взаимодействие учеников и учителей, ориентация на формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств.

БезруковаВалентина Сергеевна

Поскольку дидактика является частью педагогики, которая, в свою очередь, имеет главной задачей передачу социального опыта, постольку и обучение следует рассматривать с точки зрения основного механизма передачи и приема социального опыта. С учетом этого мы придерживаемся точки зрения В.С.Безруковой о том, что обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся (1, С.10).

Понятия «преподавание» и «учение». Обучение состоит из двух взаимосвязанных частей – передачи опыта (преподавания) и его приема (учения). Преподавание обеспечивает передачу опыта поколений и опыта творческой деятельности. Учение способствует усвоению этого опыта, его запоминанию, осмыслению, применению и преобразованию. Преподавание – сфера деятельности учителя, учение – ученика. Таким образом, преподавание и учение являются составными частями обучения. Развернутое определение этих понятий дадим в трактовке В.А.Ситарова (38).

Преподавание – система действий педагога, направленная на организацию условий для учебной деятельности учеников. Содержание преподавания составляют система знаний по конкретному предмету, система педагогических умений по формированию системы знаний необходимого уровня и развитию познавательных интересов, коммуникативных умений учащихся.

Учение – это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая преобразующая деятельность ученика, направленная на овладение, переработку, хранение и применение системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности

В дидактической литературе нередко рассматриваются как синонимы понятия обучение и образование. В связи с этим рассмотрим вопрос о соотношении этих понятий. Анализ различных точек зрения по этому вопросу проведен В.А.Ситаровым. Он пишет: «В современной дидактике под термином «образование» понимают «специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека» (38, С.8). В.С.Безрукова дает следующее определение: «Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека» (1,С.9). В.В. Краевский и А.В.Хуторской трактуют образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» (22, С. 30).

Прежде чем определить нашу позицию по этому вопросу подчеркнем следующее. В современных условиях многомерного, разнообразного и быстроменяющегося мира не удивительно, что существуют различные точки зрения на одну и ту же проблему в педагогике. Кстати, это имеет место не только в дидактике, но и в других науках, во всех сферах жизнедеятельности человека. Что касается науки, то наличие разных точек зрения на ту или иную проблему, вообще говоря, является естественным явлением. Это есть условие развития науки.

Многообразие точек зрения сегодня характеризуют и учебные пособия по дидактике. В этом нет ничего удивительного. Вместе с тем, довольно часто имеют место ситуации, когда представляемые в учебных пособиях точки зрения не имеют убедительного обоснования в науке и в результате читатель (студент, преподаватель) оказывается заваленным большим числом дефиниций, понятий, терминов, определений, классификаций и т.д. по одному и тому же вопросу.

Выход из этой ситуации мы видим в использовании требований парадигмального подхода, согласно которому на каждом историческом этапе развития науки имеет место парадигма, то есть принимаемая большинством научного сообщества точка зрения на ключевые методологические проблемы функционирования и развития той или иной отрасли науки. Эти парадигмальные знания фиксируются в соответствующих документах. Применительно к образованию таковыми являются Закон «Об образовании», Концепция развития российского образования до 2010 года и другие.

С учетом этого мы считаем, что понятие «образование» следует трактовать в той редакции, которая представлена в законе «Об образовании», а именно: образование – это "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)" (14, С.3). В определении понятия "образование" акцентируется такой момент, как "констатация достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". То есть, образование – это процесс, результатом которого должно стать получение обучающимся государственного документа (диплома, аттестата), подтверждающего факт достижения соответствующего образовательного уровня (основного или полного общего (среднего) образования, начального, среднего профессионального, высшего профессионального и др.). Например, применительно к полному общему (среднему) образованию это означает получение документа (аттестата о полном среднем образовании), свидетельствующего о соответствии выпускника школы требованиям соответствующей образовательной программы. Эта законченность, подтверждаемая государственным документом – важная характеристика "образования".

Сказанное выше важно и потому, что нередко исследователи под образованием понимают лишь "процесс обучения и воспитания" упуская при этом вторую часть – результат в виде достигнутого и зафиксированного в государственном документе уровня образования. Образование (школьника или специалиста) предполагает освоение им соответствующей образовательной программы, содержание которой представлено в соответствующих государственных образовательных стандартах.

Если говорить о понятии «обучение», то оно, конечно, тоже предполагает определенный результат в виде освоенных учащимся знаний, умений, навыков по тому или иному предмету. Но, в отличие от образовательного результата, обучение не предполагает констатацию его результата в виде того или иного уровня образования, фиксируемого в государственных документах. Результат обучения всегда связан с тем или иным изучаемым предметом, в то время, как результат образования является системой знаний, умений, навыков и личностных свойств, приобретенных в процессе освоения совокупности предметов, составляющих образовательную программу.

Необходимо подчеркнуть, что система научных понятий дидактики постоянно обновляется и пополняется.

Связь дидактики с другими науками. Научное обоснование процесса обучения и разработка новых обучающих систем требуют междисциплинарного подхода, что означает объективную необходимость осуществления связи дидактики с другими науками. Эта связь реализуется по нескольким направлениям. Первое направление предполагает привлечение идей других наук, позволяющих глубже проникать в сущность обучения и разрабатывать его теоретические основы. Второе направление связи дидактики с другими науками заключается в применении методов исследования смежных наук – психологии, социологии и др. Исследовать сложные педагогические явления можно лишь с помощью комплекса современных научных методов. Поэтому в дидактических исследованиях при анализе и обработке экспериментального материала применяются математическая статистика и логика. Третье направление включает совместное исследование общих проблем.

Раскроем подробнее содержание связей дидактики с другими науками. Так, при исследовании сущности обучения дидактика пользуется данными теории познания (гносеологии). Именно этот раздел философии, изучающий природу познания, его сущность и возможности, составляет методологическую основу процесса обучения. Законы познания, раскрытые гносеологией, служат основанием для выявления закономерностей учебно-познавательной деятельности и определения путей ее активизации в процессе обучения.

Однако связи дидактики с философией не ограничиваются только этим. Современные условия требуют, чтобы процесс обучения был обращен к личности учащегося. Философские теории личности дают дидактике знания, необходимые для разработки личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует подчеркнуть, что связи между дидактикой и философией носят двусторонний характер, поскольку обучение – это одно из общественных явлений. Поэтому объект дидактики – обучение – является объектом анализа философии как области проявления общественных законов.

Дидактика основывается на знании закономерностей анатомо-физиологического развития и особенностей функционирования организма детей различных возрастных групп. Данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностях нервной системы, первой и второй сигнальных систем, о функционировании органов чувств, опорно–двигательного аппарата, сердечно–сосудистой и дыхательной систем помогут учителю более успешно решать многие вопросы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Для обоснования средств рациональной организации учебной деятельности, соблюдения режима труда и отдыха, определения учебной нагрузки и т.п. необходимы знания школьной гигиены.

В дидактических исследованиях широко опираются на данные психологии, педагогической психологии и других психологических наук. Разработка эффективной дидактической системы невозможна без опоры на результаты исследований структуры личности и ее основных психологических проявлений, психологических процессов, состояний и качеств (мышление, память, воображение, чувства, воля и т.д.). Психологический анализ необходим для выявления условий и механизмов внутренних процессов обучения: закономерностей усвоения знаний, формирования познавательных процессов и мотивов учащихся, их способностей и т.д.

Методы психологии и данные об эмоционально-волевой сфере личности, ее индивидуально-психологических особенностях могут оказаться полезными и для выяснения причин расхождения между теоретическим представлением об обучении и его результатах и положением дел на практике. В свою очередь, педагогическая психология использует данные дидактики о целях обучения, содержании образования, методах и формах обучения и т.д.

Особенно тесная связь и взаимозависимость существует между дидактикой и частными методиками, раскрывающими специфику обучения конкретным учебным предметам. Дидактика берет из частных методик материалы, позволяющие раскрывать закономерности, делать обобщения. В то же время частные методики опираются на дидактику, которая дает научное обоснование целям, отбору содержания, выбору методов и средств обучения. Рассматривая общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам, дидактика является общенаучным ядром, которое объединяет все частные методики. Она обеспечивает единство в подходах к организации обучения у разных учителей, преподающих конкретные предметы.