Тема 13. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Правовые начала участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.

2. Гражданская правосубъектность государства, государственных и муниципальных образований.

3. Формы участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте.

 

Положения главы 5 Гражданского кодекса РФ исходят из того, что Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образо­вания, во-первых, участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в качестве субъектов гражданского права, во-вторых, выступают в них на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами и, в-третьих, действуют в соответ­ствии с нормами, определяющими участие в упомянутых отношениях юри­дических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Особенности же эти определяются прежде всего свойствами правосубъектности государства, проистекающими от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными прерогати­вами, и субъекта хозяйствования.

Органы местного самоуправления, обеспечивающего, как следует из ст. 130 Конституции РФ, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материаль­ных и финансовых средств.

Как и другие субъекты гражданского права, государственные и муници­пальные образования обладают гражданской правоспособностью. Ее специ­альный характер определяется самой природой таких образований. Это обусловливает содержание и объем приобретаемых ими гражданских пра­вомочий, способы и порядок осуществления правомочий органами государ­ственной власти и местного самоуправления.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товари­ществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Акционерные общества, учредителями которых в случаях, установленных федеральными законами, выступают Российская Федерация, субъект Рос­сийской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муни­ципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Российская Федерация, субъекты Федера­ции и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятель­ность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения собственности — важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство. Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собствен­ности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации, объекты муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципаль­ных образований, являются государственной собственностью.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации производится в порядке, установленном законом. Конституцией Российской Федерации (ст. 114) и в соответствии с ней Федеральным конституционным законом "О Правитель­стве Российской Федерации" осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

В части второй Гражданского кодекса РФ определяются особенности участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательства, возникающие из государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, договора поставки товаров для этих нужд, договора государственного займа, банковского вклада, некоторых других договоров, а также обяза­тельства вследствие причинения вреда.

Возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическо­му лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Возмещение вреда производится за счет соответственно казны Рос­сийской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК). За счет казны Российской Федерации, а в случа­ях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федера­ции или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом, возмещается вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в каче­стве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (п. 1 ст. 1070 ГК). Вместе с тем Российской Федера­ции, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при возмещении ими вреда, причиненного должностным лицом органа доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, в указанных случаях предоставляется право регресса к этому лицу, если его вина уста­новлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Государство, субъекты федерации, муниципальные образования участвуют в отношениях, ре­гулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов. В рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус, эти органы могут от имени соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права и обязанности.

Гражданский кодекс РФ определяет, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Россий­ской Федерации или казны муниципального образования. В этих случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если такая обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражда­нина (ст. 1071 ГК). Основанием для возложения этой обязанности на другой орган, юридическое лицо или гражданина является правило п. 3 ст. 125 ГК. Согласно этому правилу в случаях и в порядке, предусмотренных федераль­ными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

return false">ссылка скрыта

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той его частью, которая не закрепле­на за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной соб­ственности.

Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государ­ственными и муниципальными предприятиями, не является средством обес­печения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муници­пальных образований и, следовательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязатель­ствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципаль­ные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридичес­ких лиц, кроме случаев, установленных законом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными сред­ствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обяза­тельствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст. 115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Прави­тельства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязатель­ствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридичес­кого лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с други­ми субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена. Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммуни­тете государства и его собственности.

Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.

Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим госу­дарство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из раз­новидностей юридического лица.

С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданско­го оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями. В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указан­ные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В. Венедиктов, "если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отри­цание права собственности за государственными органами на это имущество с поня­тием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права соб­ственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?". Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следова­тельно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления гос­органов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуще­ствления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же го­сударство "в целом" и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исклю­чения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами фи­нансового, налогового, административного, но не гражданского права.

Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением граж­данско-правовых отношений "внутри государственного сектора" отпала необходи­мость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства. Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична право­субъектности юридических лиц (ст. 124), а его органы, так же как и органы юридиче­ских лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).