Государственное и международное регулирование внешней торговли
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
- обеспечение экономического роста;
- изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
- выравнивание структуры платежного баланса;
- обеспечение стабильности национальной валюты;
- сохранение политической и экономической независимости страны;
- обеспечение страны необходимыми ресурсами.
Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм:
· протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.
· либерализации, связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; проведение политики свободной торговли (фритредерство) позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.
В реальной действительности политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводится, а действует как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.
В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна «нового» протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые фирмам-экспортерам. В 90-е гг. в мировой торговле доминировала политика свободной торговли.
Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация международной торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.
Но развиваются и тенденции протекционизма. Протекционизм приобретает региональный характер. В группировках происходит либерализация обмена, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран:
а) в постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»;
б) на региональном уровне вводятся правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины при нанесении «значительного ущерба» национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.
Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.
Промышленно развитые страны используют:
- прямое субсидирование экспорта (например, на сельскохозяйственные товары);
- экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до 15% объема экспорта);
- страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).
В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы:
- тарифные ограничения (таможенные пошлины);
- нетарифные ограничения.
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций:
- защищает национальных производителей от иностранной конкуренции;
- является источником поступления средств в бюджет государства;
- служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Таможенная пошлина - налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.
Таможенный тариф строится на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, причем каждому товару присваивается многозначный цифровой код. Различные системы кодирования товаров постепенно унифицируются. Наиболее распространена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, вступившая в силу в 1988 г.
В России в качестве товарного классификатора действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), основанная на принципах Гармонизированной системы.
Таможенный тариф представляет собой таблицу, в которой указаны код товара, наименование товара и ставка таможенной пошлины. Для одного и того же вида товаров могут быть указаны разные пошлины. Максимальные (или генеральные) - применяются по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных договоров или соглашений. Минимальные пошлины - для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договора или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные (льготные) пошлины - обычно имеют место в промышленно развитых странах для товаров из развивающихся государств.
При классификации таможенных пошлин используются различные критерии:
1. По направлению движения товара:
- импортные - на товары, ввозимые в страну;
- экспортные - применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки);
- транзитные - за провоз иностранного товаров по территории данной страны.
2. По способам установления:
- адвалорные - взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;
- специфические - твердая денежная ставка с единицы веса, объема, количества, мощности и т.д.;
- смешанные - комбинации адвалорных и специфических пошлин.
3. По целям введения:
- преференциальные (пониженные) - для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;
- дискриминационные (повышенные) - ответные на определенные действия партнера;
- компенсационные - в ответ на субсидирование экспорта в других странах;
- антидемпинговые - для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным.
4. В зависимости от экономических целей и результатов:
- фискальные - для увеличения притока денег в государственную казну;
- протекционистские - для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.
В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х гг. – 7-10%; с конца 90-х гг. в промышленно развитых странах – 3-5%, в России – 13-16% (в 2010 г. – 10,15%).
Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования - это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
Меры нетарифного регулирования.
Квотирование - количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений. Разновидностью квот является «добровольное ограничение экспорта» - форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.
Лицензирование - выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений на экспортно-импортные операции.
Эмбарго - полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно.
Валютные ограничения - регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, они являются ченно.
Валютные ограничения - регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, они являются частью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки.
Налоги на экспортно-импортные операции - ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами.
Импортные депозиты - форма залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доли к стоимости импортируемого товара (в РФ - 100%).
Меры экономического стимулирования экспорта - государственное субсидирование, льготное кредитование, страхование.
Административные барьеры - ограничения, касающиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, и условий их производства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и др.