Формы и методы научного познания

 

Научное знание существует в различных формах. Для развитой отрасли знания характерно системное представление результатов познания. Знание становящееся, формирующееся характеризуется несистемным, на первых порах отрывочным, лоскутным набором форм существования знания.

Понятия эмпирического и теоретического. Различные уровни научного познания выражаются и существуют в различных логических формах, сменяющих друг друга в процессе познания.

В науке выделяются эмпирический и теоретический уровни исследования. Теоретическое познание исследует сущность явлений на уровне абстракции высоких порядков. Эмпирический (греч. “empeiria” - опыт) уровень познания связан с получением и обработкой исходных фактов. О роли фактов в научном знании свидетельствует бытующее в научной среде почтительно-шутливое именование “Его величество господин Факт”. Факт действительности - это событие, предмет, явление, процесс, как они существуют и происходят сами по себе. Научные факты представляют собой осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений факты действительности. Иначе говоря, факты действительности существуют объективно, а факты науки - в описаниях и протоколах ученого, наблюдающего факты действительности. Накопление и осмысление фактов составляет эмпирическую основу научной работы, ее реальную базу.

На этапе первичной обработки и осмысления фактов для исследователя чрезвычайно важно максимально “очистить” анализируемые факты от налета субъективности. Припомните, сколько детективных сюжетов основано на неоднозначности свидетельских показаний! А ведь все свидетели смотрели на одно и тоже, да видели разное. Очевидность наблюдаемого еще не служит мерой достоверности факта. Мы каждый день наблюдаем восход и заход Солнца как свидетельство его вращения вокруг Земли. Иными словами, наблюдаем факт, которого не существует, поскольку Солнце вокруг Земли не вращается!

Изолированные факты, вырванные из объективной реальности, ничего не могут объяснить. Напротив, если их подобрать соответствующим образом, то можно построить любую “доказательную” теорию, хотя научной ценности она иметь не будет. Ценна та теория, которая может объяснить всю совокупность наблюдаемых фактов. Однако со временем появляются факты, которые не могут быть объяснены в рамках существующей теории.

Сущность научной проблемы.По словам великого русского химика А. М. Бутлерова(1828-1826), факты, не объяснимые существующими научными теориями, наиболее дороги для науки, поскольку именно от их разработки следует ожидать дальнейшего развития научного знания. Как правило, в этих условиях в науке возникают различного рода догадки и теоретические построения, иногда совершенно фантастические; возникает научная проблема.

Постановка проблемы предполагает:

* отчленение неизвестного от уже известного, отделение фактов, объясненных наукой, от фактов, требующих объяснения,

* формулирование вопроса, выражающего основной смысл проблемы,

* предварительное определение возможных путей разрешения вопроса.

Проблему можно определить как “знание о нашем незнании”. Чаще всего разрешение научной проблемы начинается с выдвижения гипотез.

Роль гипотезы в развитии научного зрения.Осмысление новых фактов первоначально происходит на основе некоторых зыбких догадок и предположений. В процессе осмысления отбираются наиболее вероятные догадки, рассматриваются возможные варианты тех или иных способов математических, физических и других доказательств. Постепенно формируется гипотеза.

Гипотеза может быть определена как научно обоснованное предположение о сущности, структуре и возможных функциях, причинах и закономерностях развития такого явления, которое лежит в недостаточно изученной области мира. Чем менее изведана область, факты которой подлежат осмыслению, тем более разнообразными могут быть гипотезы. Специалисты утверждают, что существует более 600 гипотез происхождения шаровой молнии. После находки на острове Ява ученым Э. Дюбуа останков питекантропа в развернувшейся дискуссии было высказано более 50 различных предположений.

По выражению современного российского философа А.Г. Спиркина, истинность дана гипотезе как бы в кредит, эту истинность надо еще доказывать. Нередки факты, когда в науке подтверждались гипотезы на первый взгляд, бездоказательные и фантастические. Однако, как потом оказывалось, они не противоречили логике, вытекали из пока необъяснимых, но теоретически мыслимых фактов и наблюдений. Как правило, построение гипотез - наиболее трудная сфера теоретического мышления. Исследователями науки до сих пор не найдено ни одного метода, который бы дал эффективные приемы для построения гипотез.

Важнейшей формой научного познания выступает процесс доказательства гипотезы. Только доказанная, подтвержденная гипотеза приобретает ранг теории. Однако многие положения трудно или невозможно достоверно проверить практически. Поэтому в современной науке широко используется косвенное теоретическое доказательство гипотез. Можно выделить: подтверждение гипотезы аргументами, включающими указания на факты и законы, - путь индукции; выведение гипотезы из других, более общих, но уже доказанных положений - путь дедукции; включение гипотезы в такую систему научного знания, каждое положение которой не противоречит данной гипотезе. Доказанная гипотеза формирует научную теорию.

Теория как форма научного познания. В широком смысле теория представляет собой систему достоверных идей, представлений, объясняющих некоторый круг явлений. В более узком понимании теория представляется как высшая, обоснованная система научного знания, формирующая целостный взгляд на совокупность существенных свойств, закономерностей, причинно-следственных связей, детерминирующих факторов некоторого фрагмента реальной действительности. Теория выступает не просто как законченный, “мертвый” результат познания, который остается применять в неизменном виде. Хорошая теория выступает и как программа дальнейших теоретических исследований, выполняет методологическую функцию. Динамичность теории определяется и тем, что она постоянно соотносится с фактами. И если на определенном этапе становится все больше фактов, которые она не в состоянии объяснить, наступает пора пересмотра теории или ее уточнения.

Ярким примером такого пересмотра является революция в физике на рубеже XIX-XX веков. В этот период прежние физические теории не могли объяснить сущность новых фактов, обнаруженных в связи с открытием радиоактивности, внутреннего строения атома, фотоэффекта. На смену классической физике Ньютона пришла физика микромира Н. Бора и Э. Резерфорда, релятивистская физика А. Эйнштейна.

Основу структуры теоретического знания составляют законы и закономерности. Более того, если в структуре знания законы отсутствуют, оно не может считаться научным. Кроме того, в структуре теории выделяют:

* исходную эмпирическую базу (систему основных фактов),

* сумму постулатов, аксиом, некоторых допущений,

* допустимые правила логических выводов и доказательств,

* сумму выведенных утверждений с их доказательствами (этот элемент составляет основную часть теории),

* законы наук,

* прогнозирование новых фактов.

Среди основных типов теории можно выделить:

* описательные теории, задачей которых является упорядочение обширного и разнородного материала (исторические концепции),

* математизированные теории, использующие аппарат и модели математики (математическая физика),

* интерпретационные, выполняющие задачу эмпирической интерпретации( объяснения); пример - концепции обществознания,

* дедуктивные теоретические системы, которые содержат строго фиксированные исходные положения и логические правила построения и развертывания (геометрия).

Все типы научных теорий служат выполнению основных социальных функций: описательной, объяснительной, методологической, прогностической (функции научного предвидения). В полной мере это относится и к военной теории, к теоретическому аппарату военно-технических наук. Применительно к военно-техническим наукам целесообразно внутри методологической функции выделить функцию конструктивно-творческую, поскольку эти науки выступают не только в качестве метода исследования военно-технических объектов, но и формируют методологию конструирования и практического создания образцов военной техники.

Таким образом, формы научного познания взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Предыдущая форма в наиболее важных своих моментах включается в последующую. Вместе с тем, все эти формы существуют одновременно, но по отношению к разной совокупности исследуемых фактов. Часть фактов описывается уже существующей теорией, другие факты поставили исследователя перед научной проблемой, в отношении третьих разрабатывается набор гипотез, в разной степени доказанных или недоказанных. Логика научного познания, “качество” существующих форм научного познания в большой степени зависят от используемых в процессе познания методов.

 

Методы научного познания.Важное место в научном познании принадлежит методу - своеобразному интеллектуальному орудию, с помощью которого добывается знание, осуществляется переход от фактов через научную теорию к практике. Каждая наука стремится развивать свои методы, поскольку неверный метод может завести исследование в тупик.

Метод (греч.metodos- путь к чему-либо) - это путь познавательной деятельности. Это интеллектуальное орудие, знание для получения другого знания. В самом общем виде метод определяет основные подходы, порядок познавательной деятельности, способ ее организации. Та или иная научная теория выполняет роль метода (реализует методологическую функцию) по отношению к другим наукам, если она вооружает их знанием законов развития объективной реальности, разрабатывает понятия, идеи, положения, на которые опирается другая наука или теория. Так, математика выступает методом для физики, физика - для электротехники и т. д.

По степени общности и широте применения научные методы подразделяются на три основные группы:

* всеобщий философский метод

* общенаучные методы

* специфические методы частных наук.

Роль философии как всеобщего научного метода разделяется не всеми философами. Неопозитивисты в качестве исходного принципа философствования избрали тезис о том, что всякая наука - сама себе философия. В лучшем случае методом философии ими объявляется формальная логика. И это при том, что сама философия неопозитивизма объективно внесла крупный вклад в разработку методологии современной науки.

На разных исторических этапах роль философского метода выполняли разные философские системы (нередко - несколько философских систем одновременно). Так, для XVII - XVIII веков существенную методологическую роль играла философская метафизика в различных ее вариантах. В современном философском познании важную роль играет категориальный аппарат диалектики. Основы диалектического метода были разработаны еще Гегелем.

В отличие от других научных методов диалектический метод обладает значительной степенью общности, он не сводится к жестким предписаниям относительно порядка познавательных действий. Тем не менее, наиболее общие фундаментальные мировоззренческие принципы, образующие содержание этого метода, формируют своеобразное “поисковое” поле, которое значительно сужает сектор эффективных поисков. В числе таких принципов можно выделить: принцип обнаружения противоречий в развитии и выявления способов их разрешения; принцип объективности подхода в исследовании предмета познания; принцип всесторонности исследования; принцип детерминизма, ориентирующий на поиск причинно-следственных связей; принцип конкретности анализа; принцип единства теории и практики и ряд других методологических принципов, непосредственно вытекающих из содержания диалектики как наиболее полного учения о всеобщей связи и развитии, ее законов и категорий. Диалектика получает эвристическую ценность, становится эффективным средством исследования лишь в том случае, если она применяется в единстве с достижениями частных наук, если она опирается на компетентность в конкретной сфере деятельности, в том числе, в области военного дела. Таким образом, основные принципы диалектического метода конкретизируются в общенаучных и специфических методах познания.

Общенаучные методы познания. Общенаучные методы познания - это характерные приемы и способы познания, используемые во всех или в большинстве наук. Они имеют самую широкую сферу применения, но в отличие от философского метода каждый общенаучный метод используется для решения достаточно узкого, характерного лишь для этого метода круга научных задач.

Принято выделять методы, используемые преимущественно на эмпирическом и теоретическом этапах познания, хотя такое деление носит весьма относительный характер. В частности, метод анализа может выступать как процесс эмпирического, опытного, “практического” разделения исследуемого объекта на составные элементы (например, полная разборка стрелкового оружия), тем самым он проявляется как метод эмпирического познания. Анализ используется и при мысленном разделении объекта на его составляющие. В этом случае он выступает методом теоретического познания.

На эмпирическом уровне научного исследования наиболее характерными методами являются наблюдение и эксперимент. Преимущество наблюдения состоит в том, что объект, как правило, исследуется в его естественном состоянии, без вмешательства исследователя. Эксперимент же позволяет исключить второстепенные влияния, изучить объект в “чистом виде”.

Наблюдение есть преднамеренное, целенаправленное, заранее спланированное и организованное восприятие явлений, связанных с исследуемым объектом. Оно предполагает предварительную постановку познавательной цели, определение способов ее осуществления и контроля за поведением объекта. Задача наблюдения - выявить конкретный факт действительности и объективно зафиксировать его.

Методэксперимента предполагает соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент связан с активным вмешательством субъекта в исследуемую область явлений, нередко - с нарушением естественного хода вещей, с постановкой объекта в специально предусмотренные условия. В результате могут обнаружиться новые свойства объекта, не наблюдаемые в естественной обстановке.

Применительно к исследованию военного дела эксперимент имеет ряд существенных достоинств. Он позволяет изучать, прежде всего, такие явления войны, которые возможно создавать искусственно в мирное время: применение различных видов вооружений, боевой техники, маневр силами и средствами, марши и марш-броски, проверка тактико-технических данных вооружений. Эксперимент открывает простор для пытливой творческой активности исследователя. Наиболее характерными для военно-научного познания являются такие виды эксперимента, как военно-социологический эксперимент (разработка новых форм военной организации, приемов профессиональной деятельности воинов в различных условиях), военно-технический эксперимент (разработка новых видов вооружений и оптимальных способов их эксплуатации). Военно-познавательным экспериментом сложного характера и значительного масштаба выступают войсковые учения. Такого рода эксперименты могут быть отнесены к оперативно-тактическим.

Методы теоретического уровня познания.Для теоретического уровня научного исследования характерны такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция, теоретическое моделирование и ряд других. Эти методы способствуют выявлению устойчивых, повторяющихся свойств и связей, которые в совокупности способствуют обнаружению закономерностей развития исследуемого объекта, формированию на этой основе общих представлений и понятий, выводов и суждений.

Метод сравнения позволяет обнаружить тождество и различия в исследуемых объектах, устанавливать в них общее и единичное.

Результаты осмысливаются и закрепляются в научном знании с помощью метода абстрагирования, который представляет собой выделение интересующих исследователя свойств и связей изучаемого объекта, присущих ему свойств и характеристик. Абстрагирование позволяет мысленно “упростить” исследуемый объект, временно отвлечься от второстепенного, несущественного в нем.

Абстрагирование оказывается тесно связанным с обобщением.Выделенное в процессе сравнения и абстрагирования объективное свойство, которое присуще всем исследуемым объектам, в процессе мыслительной переработки через обобщение распространяется на все явления данного рода. В итоге формируется эмпирическое понятие или представление.

Рассматриваемые методы широко используются в военно-научном познании. Так, исходной ступенью военно-технического познания в процессе разработки нового оружия является сравнение тактико-технических характеристик существующего оружия с потребным для современного боя, в результате абстрагирования и обобщения формируется тактико-технические задания на разработку требуемого образца, создается концепция дальнейшей работы исследователей, конструкторов, инженеров. Очевидно, что в подобном случае мысль конструктора постоянно соотносит отдельные абстракции, которыми она оперирует, с реальной военно-технической конкретностью, но на новой, более высокой основе. Это конкретность, обогащенная знанием закономерностей, пониманием единства многообразного. В этом состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному. Он сходен с принципом: отойти, чтобы вернее попасть. Метод помогает исследователю на “крыльях” абстракции взлететь над конкретной чувственно данной действительностью, чтобы с высоты конкретного теоретического мышления лучше обозреть сущность исследуемого предмета.

Важными методами получения теоретического знания являются анализ и синтез. Анализ - это разложение исследуемых объектов на составляющие их части, стороны, отношения с целью познания некоторого сложного целого. Однако, следует помнить меткое замечание Гегеля, что химик, исследуя мясо, может выявить входящие в его состав кислород, углерод, водород, но эти вещества уже не есть мясо. В каждой области есть свой предел членения объекта, за которым начинается новый мир свойств и закономерностей, а особенности исследуемого объекта “улетучиваются”, ибо они создаются именно “разъятыми” связями. Поэтому анализ с необходимостью дополняется синтезом - практическим или мысленным объединением в единое целое элементов, которые были расчленены на предыдущем этапе исследования - этапе анализа. В реальном процессе исследования анализ и синтез постоянно взаимодействуют, трудно установить, что “идет сначала”, а что потом. Поэтому нередко их объединяют в единый аналитико-синтетический метод.

Существенную роль в теоретическом познании занимают взаимосвязанные методы исторического и логического. Историческое - это метод воспроизведения объекта в познании таким образом, каким он реально формировался во времени, со всеми зигзагами, поворотами, попятными движениями. Примером могут служить труды по истории войн и военного искусства, по истории алхимических и химических исследований.

Метод логического воспроизводит как бы спрямленную линию развития, каковой она была, если бы определялась лишь необходимыми факторами, внутренними закономерностями, не подвергалась бы случайным влияниям. Таким образом, логическое выступает обобщенным отражением исторического. По сути дела, логическое - это историческое, “очищенное” от случайности, от индивидуальных, неповторимых характеристик объекта. Так история военного искусства рассматривает войны и сражения в их неповторимой индивидуальности, теория военного искусства от этой индивидуальности отвлекается, используя метод логического, и выявляя закономерные характеристики военных действий.

Свое место в процессе познания занимают методы индукции и дедукции. Метод индукции обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Научная индукция позволяет сделать вывод от части элементов данного класса ко всему классу. Отдельные факты как бы наводят (индуктируют) исследователя на общее положение, на закон.

В реальном процессе познания индукция всегда выступает в единстве с дедукцией. Дедукция есть переход от общего к частному, это движение мысли от закона, от общих теоретических положений к частным выводам. Дедукция позволяет сделать достоверный вывод-следствие из одной или нескольких посылок, в которых это следствие содержится в скрытом виде (конечно, в том случае, если сами эти посылки являются верными). Дедукция помогает проверять индуктивные выводы и наоборот. Поэтому индукция и дедукция представляют собой неразрывно связанные и обусловливающие друг друга методы познания действительности. Так, из общего вывода о том, что все металлы являются проводниками электрического тока, может быть сделано дедуктивное заключение, что медь-проводник, поскольку она является металлом.

Методмоделирования своим основанием имеет подобие, аналогию и основан на теоретическом построении (а часто и их практическом воплощении) моделей исследуемых объектов. Модель - это материализованная или мысленно представляемая система, замещающая объект познания по определенным основаниям. Если модель имеет одинаковую с объектом физическую природу, речь идет о физическом моделировании. Использование сходных систем уравнений для описания объекта и его модели позволяет говорить о математическом моделировании. Современное познание, в том числе химическое, имеет тенденцию широкой математизации и компьютеризации.

Все более универсальным методом современной науки становится системный подход, который рассматривает изучаемые объекты, как целостные системы, расчленяемые на относительно автономные единицы- элементы системы. В процессе реализации системного подхода изучается структура системы, ее функции, законы развития и функционирования. Достоинство этого подхода состоит в том, что он позволяет вести одновременный многофакторный анализ, как самой системы, так и системы факторов, воздействующий на нее. Системный подход выступает ныне неотъемлемой характеристикой современной химической науки, а также инженерного, в том числе военно-инженерного мышления. Проф. А.И. Ракитов считает даже, что ныне инженерное мышление представляет собой “наисистемнейший” вид человеческого мышления[2].

 

Специальные методы научного познания.Общенаучные методы познания используются в большинстве наук, однако, в каждой из них - особым образом. Специфика такого применения позволяет говорить об особом классе методов - частных методах конкретных наук. Они порождены специфической практикой конкретной науки и конкретной сферы бытия, которую эта наука изучает. К примеру, метод наблюдения носит общенаучный характер. Однако в астрономии он требует применения особых приборов - разного рода телескопов, в микробиологии потребны приборы иного рода - микроскопы, в военном деле этот метод приобретает форму разведки и т.д.

Поэтому важнейшим условием успешной работы в конкретной сфере науки является эффективное овладение всем комплексом присущих ей исследовательских средств. Широким спектром таких средств обладают военно-технические науки. Спецификой этого рода значения является то, что здесь методы эмпирического понятия применяются не менее широко и разносторонне, чем методы теоретического исследования. Они применяются в комплексе, в тесной связи с общенаучными методами познания, с общефилософским методом.

 

Краткие выводы. Развитие научного знания имеет длительную историю. Особенности современной науки в значительной мере определяются спецификой ее “галилеевского типа”. Научное знание имеет существенную специфику и принципиально отличается от ненауки и псевдонауки.

Одним из авторитетных направлений исследования науки в современной философии является “критический рационализм”. Различные формы этой философии представляют развитие науки как последовательную смену научных парадигм или научно-исследовательских программ.

Научное знание выступает в современных условияхкак важнейшая форма рациональности - такого подхода к миру, который усматривает в разуме высшую способность человека. Оно существует в таких основных формах, как научные факты, проблемы, гипотезы, доказательства, научные теории.

Существенную роль в процессе познания играет выбор адекватного научного метода. Роль всеобщего метода познания выполняет философия, формирующая общие методологические и мировоззренческие установки исследователя. Общенаучные методы познания используются большинством наук. Специфика применения общенаучных методов в конкретных науках приводит к формированию частных методов конкретных наук.

В военном и военно-техническом познании активно используется вся система научных методов. Эффективность познавательной деятельности в сфере военного дела существенно зависит от верного выбора используемых методов познания.

 

Основные вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность и структуру науки как системы.

2. Покажите специфику аристотелевского и галилеевского типов науки.

3. Охарактеризуйте соотношение понятий: “наука”, “ненаука”, “псевдонаука”.

4. Покажите развитие взглядов на науку в критическом рационализме.

5. В чем заключаются особенности научной рациональности?

6. Каковы основные функции науки?

7. Охарактеризуйте основные положения этики науки.