АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Практически все социологические исследования начинаются с анализа документов. В документах заключены огромные информационные возможности.
Документ — специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.
Классификация документов по различным основаниям;
1. По способу фиксации информации: а) текстовые документы (рукописные, печатные); б) иконографические документы (видео-, кино-фотодокументы, картины); в) фонетические документы (магнитофон); г) статистические данные (сборники ЦСУ); д) информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски).
2. По общей значимости: а) официальные; б) неофициальные.
3. По форме изложения: а) статистические; б) вербальные.
4. По содержанию: а) исторические (описание событий); б) правовые (оценка событий); в) экономические (фиксация состояния).
5. По степени близости к информации: а) первичные (стенограммы);
б) вторичные (справки, обобщения).
Один из самых важных документальных источников — статистические данные. Они содержат данные в числовой форме, обычно систематизированы, сведены в таблицы, схемы. Функции статистических данных
в социологическом исследовании:
• могут использоваться для характеристики исторического контекста
изучаемого явления или процесса;
• могут стать предметом специального анализа;
• могут обеспечивать концептуальные рамки конкретного исследовательского процесса;
Основные источники статистической документации:
• переписи населения;
• выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими учреждениями;
• специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями;
1 статистическая отчетность организаций.
Официальные документы — это все документы, которые носят служебный характер. Они подразделяются на:
•текущую документацию (переписка, директивы и т.д.),
•документы периодического характера (периодическая отчетность),
•документы непериодического характера (доклады, акты). Более подробное описание некоторых явлений могут дать неофициальные документы.
Различают общественные и личные документы. Личными документами называются документы, составленные частным лицом по собственной инициативе(дневники, мемуары, письма и т.д.). Личные документы могут быть и основными и дополнительными источниками информации. К недостаткам личных документов относят субъективизм в изложении реальных событий, отсутствие репрезентативности и т.д.
Для получения достоверной информации из документов необходимо:
1. Уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ.
2. Выявлять намерения составителя документа.
3. Отличать описание событий от их оценки.
4. Знать метод получения первичных данных.
5. Помнить, что официальные документы более достоверны, чем неофициальные, личные более надежны, чем безличные, первичные надежнее вторичных.
Очень часто единственно надежным источником информации выступают документы, специально созданные для целей исследования: анкеты, тесты, опросные листы, протоколы наблюдений.
В практике исследования взаимодополняют друг друга два основных метода анализа документов: традиционный (классический) и формализованный, количественный метод (контент-анализ).
Традиционный метод — это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа. Два вида традиционного анализа:
• внешний анализ — анализ обстоятельств появления документа,
• внутренний анализ — непосредственный анализ документа, направленный на установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений из документа.
При проведении традиционного анализа социолог отвечает на такие вопросы:
1. Какова форма документа, его вид?
2. Каков его контекст?
3. Кто является его автором?
4. Какова надежность документа?
5. Какова достоверность зафиксированных Данных?
6. Каково фактическое содержание документа?
7. Каковы цели создания документа?
8. Каково оценочное содержание документа?
9. Какие выводы можно сделать в отношении автора документа? Основной недостаток традиционного метода анализа — возможность субъективной интерпретации материала.
Данный недостаток преодолевается с помощью формализованного
метода.
Формализованный метод (контетп-анализ) —это перевод качественной информации в количественные показатели с последующей ее статистической обработкой.
Основные принципы контент-анализа:
а) восхождение от текста к внетекстовой реальности;
б) строгость исследования.
Контент-анализ применяется в следующих случаях:
1) когда требуется высокая степень точности,
2) при наличии большого несистематизированного материала,
3) если материал нельзя охватить без суммарных оценок. Процедура контент-анализа:
1. Определение проблемы, цели, задачи, объекта и предмета исследования. Разрабатывается программа контент-аналитического исследования, формируется репрезентативная выборка, отбираются необходимые документы. При определении надежности документа необходимо четко определить, что это за документ, с какой целью он создарка, отбираются необходимые документы. При определении надежности документа необходимо четко определить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор.
2. Выделение в текстовой информации категории анализа — смысловой единицы анализа. В качестве смысловых единиц анализа могут выступать:
• понятия, выраженные в словах и отдельных терминах;
• тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях;
• имена исторических личностей, политиков, организаторов производства, наименования учреждений и т.д.;
• общественные события, факты, случаи и т.д.
Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования. Единицы анализа могу не совпадать с единицами счета.
Единица счета — это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица (число строк, абзацев, знаков, колонок, длительность звучания, метраж пленки и т.д.)
3. Процедурный подсчет употребления категории анализа. Обоснованность (валидность) разработанной методики можно проверить:
• при помощи экспертов,
• получением аналогичных данных другими методами,
• повторным кодированием тех же документов по единой инструкции. Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помощи специальных кодировальных матриц. Преимущества метода контент-анализа:
а) обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации;
б) избегает влияние исследователя на изучаемый объект;
в) позволяет исследовать проблемы прошлых лет. Основной недостаток метода —громоздкость процедур и техники проведения исследования.