Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены суще­ственные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие — внесены изменения и дополнения.

Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обло­жение доходов, имущества и потребления и способствую­щей становлению рыночного хозяйства.

Вместе с тем она базировалась в основном на зарубеж­ном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государ­ственной экономики к рыночной не было.

С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены.

Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась так­же возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Нало­гового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В ко­дексе введено ограничение полномочий федеральных орга­нов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий пере­чень федеральных, региональных и местных налогов.

Классификация налогов. Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным ос­нованиям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 12) все налоги подраз­деляет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ):

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называ­ют региональными);

• местные налоги и сборы.

Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступле­ний и соотнести ее (через расходы) с объемом функций ор­ганов власти каждого уровня.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обяза­тельны к взиманию на территории всей страны. К федераль­ным налогам и сборам Налоговый кодекс относит:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг);

3) налог на доходы от капитала;

4) налог на пользование недрами;

5) взносы в государственные внебюджетные фонды;

6) налог на прибыль организаций;

7) таможенная пошлина и таможенные сборы;

8) подоходный налог с физических лиц;

9) государственная пошлина;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углево­дородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

 

Региональными признаются налоги и сборы, устанав­ливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие за­конами субъектов РФ и обязательные к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5)налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При этом при введении налога на недвижимость прекра­щается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливае­мые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым ко­дексом, нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным нало­гам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы.

В целом общее число федеральных, а также местных на­логов и сборов существенно сокращено, а перечень налогов и сборов субъектов РФ расширен, поскольку в него включе­ны, в частности, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, имевшие ранее федеральный характер.

Система налогов дополнена также некоторыми новы­ми видами платежей, таких как налог на капитал, эколо­гический налог, налог на пользование недрами и др. Также конкретизированы налоги на природные ресурсы. Страхо­вые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу феде­ральных налогов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим осно­ваниям.

В зависимости от плательщиков налоги можно класси­фицировать следующим образом:

а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физи­ческих лиц, налог на наследование и дарение и др.);

б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений,
имеющих отдельный баланс и расчетный счет (налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), транспортный налог и др.);

в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических
и физических лиц (таможенная пошлина, государственная пошлина, земельный налог и др.).

В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа на­логов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся ак­цизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной мас­сы товаров, услуг, работ), таможенные пошлины и др. Кос­венные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец.

2. Налоговый кодекс РФ: структура, содержание, эволюция

 

Посредством развития конституционных основ налогообложения в процессе федерального, регионального и муниципального правотворчества осуществляется совершенствование механизма правового регулирования налоговых отношений, реализуются общеправовые принципы в налоговом праве.

Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

Предпосылки кодификации налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов налогового права, усложнением способов правового воздействия на налоговые отношения. После принятия Конституции РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество субъектов РФ, в результате чего произошло количественное увеличение актов налогового законодательства, возникли противоречия между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, появились диспропорции в соотношении формы правового регулирования и сферы охватываемых налоговых отношений. Одновременно с этим необходимо отметить повышение роли государства в экономической жизни об

щества и особенно в финансовой сфере. Таким образом, проблема кодификации наиболее значимых и объемных по своему содержанию актов налогового законодательства актуализировалась.

Налоговый кодекс РФ является правовым актом, обобщившим ранее принятые законы о налогах и сборах, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения. Он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем HК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства.

В настоящее время HК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая часть HК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

Налоговый кодекс РФ применяется как нормативный правовой акт прямого действия, в силу чего, как правило, детализация или разъяснение его положений подзаконными нормативными актами исключается.

В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах. К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения определенного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК РФ. Например, ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

 

3. Налоговые правоотношения: субъекты, объект, содержание

Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.

Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имуще­ственный характер. Но им присущи и свои особенности:

1)они возникают в процессе налоговой деятельности
государства, т. е. деятельности по установлению и взима­нию налогов;

2) они включают две группы правоотношений — так на­зываемые общие (общерегулятивные) и конкретные.

Основную массу налоговых правоотношений составля­ют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифици­рованных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих эле­ментов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения.

Субъектный состав.Стороны налоговых правоотношений, наделенные юри­дическими правами и обязанностями, считаются субъек­тами этих правоотношений.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физичес­кие лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.

Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его при­знак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уп­латить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредствен­но (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика на­лог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Полномочия представителя должны быть документаль­но подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным пред­ставителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплатель­щиком представлять его интересы в отношениях с налого­выми органами и иными участниками налоговых право­отношений. Уполномоченными представителями налого­плательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, су­дьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Финансовые органы обязаны вести учет налогоплатель­щиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном поряд­ке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.

Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25).

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет.

Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обяза­тельный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Следует различать понятия объект налогового право­отношения и объект налогообложения. Эти по­нятия не идентичны.

Объектом налоговых правоотношений является недви­жимое и движимое имущество (материальные и нематери­альные объекты). К объектам относятся доходы от хозяй­ственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природ­ными ресурсами и др.

Объектом налогообложения, в теории финансового пра­ва, являются те юридические факты, которые обуславли­вают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации то­вара и т. п.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие “объект налогообложения” так: “Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ).

Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности.

Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Термин “предмет налогового обложения” обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обя­занности субъектов правоотношения.

Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотрен­ные в налоговом законодательстве, перечень которых уточ­нен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21). Налогопла­тельщик имеет право:

• пользоваться льготами по уплате налогов на основани­ях и в порядке, установленных законодательными актами;

• представлять налоговым органам документы, под­тверждающие право на льготы по налогам;

• знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

• представлять налоговым органам пояснения по исчис­лению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

• в установленном законом порядке обжаловать реше­ния налоговых органов и действия их должностных лиц;

• другие права.

Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физичес­ких лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — органи­заций и индивидуальных предпринимателей.

 

К основным обязанностям налогоплательщиков первой группы относятся:

• обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги;

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их со­хранность не менее 5 лет;

• представлять налоговым органам необходимые для
исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах;

• другие обязанности.

Налогоплательщики второй группы помимо этих обя­занностей должны:

• письменно сообщать по месту учета, сведения об от­крытии или закрытии счета — в 10-ти дневный срок;

• сообщать о прекращении своей деятельности;

• извещать об изменении своего местонахождения и др.
Налоговый кодекс (ст. 44) установил также основание прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

Неисполнение обязательств налогоплательщиком при­чиняет ущерб государству, поэтому в налоговых правоот­ношениях существует особый порядок применения санк­ций к правонарушителям.

За неисполнение налогоплательщиком своих обяза­тельств по уплате налогов законодательством предусмот­рена юридическая ответственность — административная, финансовая и уголовная.

Рассмотрим права и обязанности налоговых органов. Основопо­лагающим документом их деятельности являлся Закон РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” от 21.03.91 г, ныне — закон РФ “О налоговых органах Рос­сийской Федерации” от 08.07.99 г. Указом Президента РФ от 23.12.98г. № 1635 Государственная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ. Среди прав налоговых органов и их должностных лиц сле­дует назвать следующие права:

а) осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов;

б) производить проверку денежных документов, бух­галтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

в) требовать документы и получать необходимые объяс­нения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих ком­мерческую тайну;

г) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством,1 документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания предполагать, что они будут уничтожены; скрыты, исправлены или заменены;

д) обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения;

е) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;

ж) накладывать в случаях, предусмотренных законода­тельством, финансовые и административные санкции (штра­фы, пени, приостановку операций по счетам налогоплатель­щиков, налагать арест на их имущество и др.);

з) взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических лиц и юридических лиц, обращая взыскание недоимки на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия — на имущество этих лиц;

и) предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению про­изводственной деятельности налогоплательщика;

к) предъявлять в суды иски: о ликвидации предприя­тия; о признании сделок недействительными и о взыска­нии в доход государства всего полученного по таким сдел­кам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий дохода; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании задолженности по налогам.

Закон от 08.07.99 г. отнес к задачам налоговых орга­нов также валютный контроль 1.

Вступая в налоговые правоотношения с налогоплатель­щиками и другими лицами, налоговые органы обязаны со­хранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предус­мотренные Законом РФ “О налоговых органах РФ” от 08.07.99 г., а также Налоговым кодексом РФ (ст. 31).

Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный на­логоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществле­ния налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установлен­ном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудни­ки могут привлекаться к другим видам ответственности, пре­дусмотренным законодательными актами РФ.

Налоговые органы ежемесячно представляют финансо­вым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Меры ответственности налогоплательщиков за нару­шения налогового законодательства определяются в пер­вую очередь Налоговым кодексом РФ (ст. 45-51, 75-77, гл. 15 и 16), а также Уголовным кодексом (ст. 198, 199) Налоговый кодекс определяет виды налоговых правона­рушений (ст. 116—129), устанавливают порядок предъяв­ления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуры действия этих органов (ст. 106-115).

 

4. Налоговый контроль: понятие, субъекты

 

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы, которые являются правопреемником Министерства по налогам и сборам РФ в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообложения, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный

контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены HК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»1 , Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а также иными нормативными правовыми актами.

В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы НК РФ.

Согласно положениям Конституции (ст. 72, 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий.

Во-первых, нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству, а во-вторых, содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.

ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. Возглавляет единую систему налоговых органов ФНС России.

Вторым звеном являются межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятель

ности. По территориальному принципу образованы межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам. В зависимости от круга охватываемой деятельности создаются межрегиональные специализированные инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, по контролю за алкогольной и табачной продукцией.

Третьим звеном единой системы налоговых органов являются управления ФНС по субъектам РФ.

Завершают систему налоговых органов территориальные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции.

В основу построения системы налоговых органов заложен принцип иерархичности, имеющий два аспекта. Во-первых, вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Во-вторых, налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящие налоговые органы решения нижестоящих налоговых органов.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) осуществляет контроль и надзор за:

соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полно

той и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

производство табачных изделий;

учреждение акцизных складов;

осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

проведение всероссийских лотерей;

3) осуществляет:

государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

4) регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии;

контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ;

5) ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков;

государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

реестр лицензий на производство табачных изделий;

реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;

Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

7) осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

8) принимает в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

9) устанавливает (утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога;

форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;

форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

форму и требования к составлению акта налоговой проверки;

форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;

форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими

пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;

10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством РФ, и направляет их для утверждения в Министерство финансов РФ;

11) представляет в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

12) рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

13) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

14) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России и реализацию возложенных на нее функций;

15) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

16) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним

решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок;

17) организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

18) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Налоговые органы согласно ст. 31 HК РФ вправе: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном HК РФ;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пени и штрафов;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

 

5. Налоговая ответственность субъектов налогового права

 

Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил поведения в налоговых отношениях вызывает применение ответственности.

Предоставляя гражданам определенные права и экономические свободы, государство со своей стороны требует от субъектов налогового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. В свою очередь налогоплательщики обязаны следовать правовым предписаниям, содержащимся в законодательстве о налогах и сборах. Тем самым объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является налоговая ответственность. Следовательно, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах имеет социальное основание, состоящее в необходимости охраны общественных отношений в налоговой сфере.

Наличие налогов является одним из признаков государства, и взимание обязательных платежей составляет элемент правового статуса суверенитета государства. Нарушения финансовой дисциплины в налоговой сфере в первую очередь затрагивают публичные интересы государства. Принудительное изъятие части собственности (в денежной форме) вызывает у налогоплательщиков подсознательную готовность к сокрытию дохода либо иным неправомерным деяниям, обеспечивающим использование и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода. Нарушению фискальных прав государства способствуют также высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения. Совокупность названных факторов создает предпосылки для совершения большого числа налоговых правонарушений и, как следствие, реакцию государства по защите своих имущественных интересов.

Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 HК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность представляет собой разновидность финансово-правовой ответственности.

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.

Налоговая ответственность по своей природе, предмету и методу регулирования является составной частью финансово- правовой ответственности и реализуется в государственно-властных отношениях, складывающихся относительно установления и взимания обязательных платежей. Отнесение налоговой ответственности к разновидности финансово-правовой под тверждается и вхождением налогового права в финансовое в качестве его подотрасли.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:

она основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;

она наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением HК РФ процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

Нарушения норм налогового права обусловливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, вследствие реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в принуждении виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений.

Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «в целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права»1.

Наличие либо отсутствие государственного принуждения определяет факт существования налоговой ответственности. Налоговая ответственность не связывается только с неблагоприятными последствиями для правонарушителя, которые наступают в результате совершенного им нарушения законодательства о налогах и сборах. Карательные механизмы в налоговой ответственности существуют параллельно с правовосстановительными, поскольку государству важно не только наказать нарушителя налогового законодательства, но и восстановить публичные имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер по обеспечению безопасности, мер пресечения, мер защиты и т. д.

Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Налоговая ответственность является развитием, «продолжением» материального налогового правоотношения, которое реализуется посредством особой процессуальной формы. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах составляет часть механизма правового регулирования налоговых отношений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая нарушать законодательство о налогах и сборах, государство возлагает на субъектов налогового права обязанность воздерживаться от совершения определенных действий либо,

напротив, не бездействовать, а своими действиями реализовы- вать возложенные обязанности.

Следовательно, налоговая ответственность существует в рамках охранительного правового института, регулирующего общественные отношения налоговой сферы посредством установления запретов.

Юридическим фактом, порождающим охранительные налоговые правоотношения, является нарушение законодательства о налогах и сборах.

Негативная налоговая ответственность имеет три основания:

1) формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм законодательства о налогах и сборах, устанавливающих составы налоговых правонарушений, права и обязанности участников охранительного налогового правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение норм налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к налоговой ответственности;

2) фактическое, представляющее собой совершение субъектом налогового права противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;

3) процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом (налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершение налогового правонарушения.

Наступление негативной налоговой ответственности возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — налоговое правонарушение — применение санкции.

Следовательно, к охранительным относятся все правоотношения, возникающие в связи с совершением участниками налогового правоотношения нарушения законодательства о налогах и сборах, а также с привлечением виновного к ответственности. В рамках охранительных правоотношений реализуются санкции, установленные налоговыми нормами.

Право государства применять к нарушителю налогового законодательства меры государственно-правового принуждения (меры ответственности) предполагает возникновение у правонарушителя обязанности претерпевать эти меры. Применение мер налоговой ответственности является одновременно правом и обязанностью государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно прекращает совершение налогового правонарушения (например, встает на учет в налого

вом органе после истечения установленного срока), государство не утрачивает права на применение соответствующих мер налоговой ответственности.

Однако наделение государства правом принуждать к несению налоговой ответственности не означает вседозволенности для налоговых органов. Обе стороны охранительного правоотношения могут действовать только в границах законодательства о налогах и сборах, а реализация налоговой ответственности возможна исключительно на основе норм права, с применением конкретных норм НК РФ, устанавливающих ответственность за конкретно-определенное правонарушение.

Охранительные налоговые правоотношения имеют юридическое и фактическое содержание. Юридическое содержание заключается в возможности совершения определенных действий со стороны государства в качестве управомоченного лица и необходимости определенных действий нарушителя налогового законодательства. Фактическое содержание составляют сами действия участников охранительного правоотношения, направленные на реализацию предоставленных прав и возложенных обязанностей.

Объектом правоотношения налоговой ответственности является правовой статус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и ограничений имущественного характера, определенных мерой налоговой ответственности. Различные соотношения лишений и ограничений характеризуют изменения статуса нарушителя законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач самого НК РФ. Нормативным порядком определены основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством которых достигаются цели налоговой ответственности. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует две цели:

1) охранительную, посредством которой общество ограждается от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

2) стимулирующую, посредством которой поощряется правомерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в ее функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственно

сти, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений налоговая ответственность выполняет юридическую и социальную функции.

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: право- восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Правовосстановительный характер налоговой ответственности обусловлен имущественными отношениями между публичным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обязанности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим имущественного урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотизуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотвращения совершения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.

Частная превенция направлена к индивидуально-определенному субъекту налогового права и заключается в предотвращении совершения им нового нарушения законодательства о налогах и сборах. Способом реализации частной превенции служат претерпевание режима имущественного урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного налогового правонарушения (п. 4 ст. 114 HК РФ).

Главное предназначение функций налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

 


1 Инструкция Минфина РФ от 26.07.1991 г. № 161176//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств 1992. №1.

1 Российская газета 1999. 14 июля