Обеспечения в Великобритании.
С начала XX века в Великобритании начинает разворачиваться программа национальной системы социального страхования и пенсионного обеспечения. В конце XIX века были проведены исследования состояния 12 ООО пожилых людей и того бедственного положения, в котором они оказались. В 1899 году правительство начинает искать схемы пенсионного обеспечения, тем более что в таких странах, как Германия, Франция, Дания и других, такие подходы уже начинали реализовываться в масштабе государства.
В 1908 году в Англии начинают реализовываться пенсионные схемы выплат с учетом возраста не менее 70 лет, однако цель этих выплат была связана с облегчением бедственного положения нуждающихся, а не обеспечением их достойной жизни в обществе.
В 1911 году кабинет Ллойда Джорджа осуществляет национальную систему страхования от болезней и безработицы.
В 1925 году расширяется система социального обеспечения, и она распространяется в рамках программ обязательного пенсионного страхования работающих по найму и ряда других категорий людей, обеспечения по старости, по случаю потери кормильца и инвалидности. Практически данный подход остается без изменения до 1942 года.
К концу века благотворительные общества Англии, которые были во многом пионерами в области работы в сеттльменте, в работе с девиантами, стояли перед проблемой профессионализации в области социальной благотворительности. Идея систематической и профессиональной работы впервые реализуется в Обществе организованной благотворительности, которое в 1903 году открывает первое учебное заведение для подготовки социальных работников. В 1912 году Школа социологии преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. Для развития практики того времени было характерно доминирование методов благотворительности, вот почему относительно поздно, лишь в 1935 году, была создана профессиональная федерация социальных работников.
Новый концептуальный подход к практике социального обеспечения и социальной работы начинает осуществляться с 1942 года после доклада Бевериджа перед палатой общин. В докладе было предложено покончить с бедностью, ставился вопрос о необходимости компенсации экономического и социального неравенства путем предоставления малоимущим слоям населения пособий и услуг социального страхования, тем самым добиваясь перераспределения доходов между широкими слоями населения.
После Второй мировой войны складывается централизованная система социальной защиты населения. В результате реформ 1970— 1971 годов был образован департамент здравоохранения и социальной защиты, который в середине 80-х годов был преобразован в два ведомства: департамент социальной защиты и департамент здравоохранения.
Система административного управления осуществляется Министерством здравоохранения и социального обеспечения, которое имеет свои отделения во всех графствах. Сбором страховых взносов на пенсии, которые зависят от заработков, занимается Министерство финансов, а выплатой пособий по безработице — Министерство занятости, имеющее свои отделения, занимающееся данной деятельностью.
Финансирование расходов на семейные пособия полностью осуществляется за счет государственных налогов, не имеющих целевого назначения.
Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется за счет страховых взносов трудящихся и предпринимателей, устанавливаемых в процентах к заработку.
В каждой местности существуют отделы социального обеспечения, которые обслуживают все категории клиентов, решают проблемы с потребностями в благосостоянии. Можно отметить, что половина местного финансирования на социальные программы поступает от центральных органов, однако они могут разворачивать самостоятельные программы социального обеспечения, особенно когда это касается проблем семьи.
Пособия социальной защиты населения можно условно разделить на четыре категории: взносовые пособия, безвзносовые пособия, пособия, подлежащие проверке нуждаемости, пособия детям.
· 1-я группа пособий — образуется от страховых отчислений по безработице, болезни, беременности, инвалидности, травм на производстве, старости, смерти.
· 2-я группа пособий — финансируется из общей налоговой системы на страховые суммы и предназначена для тех категорий лиц, которые не попадают в систему страхования.
· 3-я группа пособий — финансируется из общей налоговой системы, и нуждаемость в них подлежит проверке, проверяется необходимость помощи, когда вопрос стоит о дополнительной поддержке доходов.
· 4-я группа пособий — пособие детям.
Британский закон стоит на охране прав и интересов детей, особенно это касается их прав, связанных с обеспечением, когда родители ущемляют их права. Разработка нового акта о детях велась с 1989 по 1992 год. Основой этого закона явилось обоснование принципа «лучшие интересы ребенка», который должен быть доминирующим при всех решениях суда, это главный приоритет, который выше интересов родителей, попечителей, органов власти и т. д.
Социальные службы на уровне местных органов могут принимать решения об опеке и попечительстве детей до 18-летнего возраста, если родители не занимаются своим ребенком. Ювенальные суды, которые решают эти вопросы, рассматривают и другие, связанные с детской преступностью, безнадзорностью, бродяжничеством и т. д. Как правило, ювенальные суды ставят задачи социального перевоспитания подростков, вот почему дети отдаются под контроль социальных работников или в специальные центры.
Большое внимание уделяется работе с людьми, имеющими психические расстройства. В отношении лиц, страдающих психическими заболеваниями, был принят акт от 1959 года, в соответствии с которым лечение, в том числе и стационарное, может осуществляться только при добровольном согласии пациента. В актах от 1982, 1983 годов подтверждались ранее принятые решения, были определены обязанности и ответственность социальных служб за патронат таких пациентов. В Англии действует трибунал охраны психического здоровья, который защищает права данных пациентов и их опекунов. Можно отметить, что услуги для пожилых людей и людей, имеющих проблемы с психическим здоровьем, составляют половину от всех финансируемых государством программ. В середине 60-х годов со стороны общественности были подвергнуты критике учреждения, в которых пребывали люди с проблемами в психическом здоровье, за низкий уровень обслуживания клиентов. В Англии начинает оформляться движение за деинституционализацию обслуживания психически больных по месту жительства. Однако в обществе не было однозначного мнения, велись дебаты по поводу целесообразности нестационарного лечения больных психически.
Можно отметить, что социальная работа как профессиональная деятельность начинает оформляться к 50-м годам. В 1952 году образуется совет по образованию в области социальной работы, призванный координировать деятельность учебных заведений и определять единые требования к уровню квалификации. В 1955 году образуется единая профессиональная Национальная ассоциация социальных работников, которая начинает лицензировать курсы подготовки социальных работников, в эти же годы социальная работа начинает преподаваться в университетах.
return false">ссылка скрытаВ 1971 году издается «Закон о социальных службах при местных органах власти», в связи с чем Центральный совет по обучению и подготовке социальных работников ставит задачи по пересмотру программ подготовки социальных работников и координации развития процесса образования.
Ситуация изменяется в 80-е годы, когда изменяется экономическая и политическая жизнь страны. В докладе Баркли были даны следующие рекомендации: «перенести акцент с привычных методов индивидуального патроната и консультирования... на разработку методик в социуме». Были закрыты многие крупные учреждения социальной защиты, стратегии подготовки были больше направлены на активизацию самопомощи клиентов, защиту их прав, предотвращения различных форм дискриминации.
В Англии продолжают развиваться благотворительные организации и благотворительные фонды. Координацией деятельности благотворительных организаций и обществ занимается комиссия по делам благотворительных организаций, ее основной задачей является контроль за финансовой деятельностью. Правительство поддерживает данные фонды, так как они более оперативно реагируют на проблемы, возникающие в обществе, поскольку правительственные организации с их структурой бюрократического аппарата менее оперативно реагируют на возникающие сложные ситуации. К началу 90-х годов в Англии было зафиксировано 170 тысяч благотворительных организаций и фондов. Среди этих организаций имеются как молодые, так и имеющие опыт работы в несколько столетий. Так Армия спасения в Лондоне традиционно занимается проблемами бездомных людей. Основной задачей их является санитарная обработка бездомных, обеспечение их горячей едой, социальная работа по возвращению бездомных к нормальной жизни, разработка социально-медицинских программ. С 1988 по 1990 годы проживающим на улицах Лондона 75 тыс. бездомных была оказана поддержка.
Основные понятия темы:
Армия спасения, бездомность, благотворительный союз рабочих, доклад Бевериджа, Женская социальная школа, немецкий благотворительный союз «Каритас», немецкий паритетный благотворительный союз, объединенная служба помощи детям, принцип «концентрических кругов», принцип «лучшие интересы ребенка», принцип субсидиарного права, семейные пособия, семейный работник, социальная защита, социальная педагогика, социальное ассистирование, социальное обеспечение, социальное страхование, социокультурная анимация, школа социального обучения.
Темы рефератов
1. Становление социально-педагогических подходов к детям и молодежи в Германии в 20-х годах XX века.
2. Французская система социокультурной анимации в 90-е годы XX столетия.
3. Система страхования в Англии во второй половине XX века.
4. Европейская модель социальной работы в конце XX века.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Какие основные черты приобретает социальная работа в Европе в XX веке?
2. Особенности становления системы социального страхования и социальной работы в Германии в первой половине XX века.
3. Зарождение социального законодательства и подходов к социокультурной анимации во Франции после Первой мировой войны.
4. Покажите, какие тенденции характеризуют социальную защиту в Англии в первой половине XX века.
5. Раскройте особенности социальной работы в Германии во второй половине XX века.
6. Какие новые тенденции в социальной работе и социальном обеспечении появляются во Франции после Второй мировой войны?
7. Английская модель помощи и защиты на рубеже веков.
8. Дайте сравнительную характеристику системы социальной защиты Франции и Германии.
9. Покажите основные отличия системы социального обеспечения Германии и Англии.
Литература
1. Введение в законодательство о социальной защите в странах — членах Европейского сообщества. М., 1995.
2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М., 1997.
3. Дорьон Ж., Гионне А. Социальное страхование во Франции. М., 1996.
4. Иванова Е.В., Иванова Ж.Е. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001.
5. Козлов АЛ. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998.
6. Социальное государство и социальная система в Федеративной Республике Германии. Берлин, 1998.