Текст 2.6. Обряды инициации

 

Оказывается, обрядовая инициация детей совершается лишь раз в пять-семь лет. В ней участвуют несколько деревень. Прежде всего они сообща намечают на своей территории большой участок густо­го леса; все тропинки, ведущие через этот участок, перегораживаются и отводятся в сторону. У входа в лес сооружаются огромные ворота...

В лесу непосвященными завладевают знахари. Разбив детей на несколько групп, они тут же начинают их татуировать.

— Бывает больше двухсот ребят, — поясняет Вуане, — так что приходится резать много спин.

Не все дети одинаково переносят пытку. Некоторые так кри­чат и отбиваются, что знахари удовлетворяются нанесением двух-трех царапин с каждой стороны; другие, наоборот, требуют все новых рубцов, чтобы доказать свою храбрость. Как правило, в день торжества делают не больше трех рядов насечек, а за время ста­жировки в лесу каждый год прибавляют по одному ряду...

Следует признать, что практика инициации, если совлечь с нее мистическую оболочку, соответствует происходящему в действи­тельности превращению. Она заставляет мальчика превозмочь дет­ские страхи и требует от него большой выносливости. Но этого испытания было бы недостаточно, если бы оно не сопровождалось длительным пребыванием в лесу. Ребенок знает уже великие тай­ны племени, но он еще не способен выполнять свою роль мужчины и выносить тяжелую жизнь... Он должен научиться всему, что полез­но знать.

Прежде всего мальчики строят в испытательном лагере неболь­шую деревню — позже они сумеют построить хижину для своей се­мьи. Они корчуют и возделывают участки, сеют и выращивают рис, собирают плоды пальмы для выжимки масла; вскоре они умеют от­личать все съедобные плоды в лесу, выслеживать дичь и охотиться с собаками. Они сами ткут полоски хлопчатобумажной ткани для своих бубу и в свободное время изготовляют рабану [разновидность ткани из растительных волокон. — Авт.у. Весь излишек произве­денного ими поступает к родителям.

Кроме этого чисто практического воспитания, мальчики полу­чают здесь и моральную подготовку. Хранители фетишистского культа открывают им великие традиции племени: имена лесных духов и героев, способы изготовления лекарств и ядов, искусство ис­толкования воли духов по орехам кола и чтения знамений во время жертвоприношений, запреты и ритуал фетишистских церемоний...

Время от времени подросток в лагере подвергается новым физи­ческим испытаниям: он должен, например, оставшись один и лесу, сам обеспечить себе пропитание. Жизнь в испытательном лагере иногда настолько сурова, что некоторые дети не выдерживают.

Испытательный срок длится до семи лет. По его окончании под­ростки возвращаются в свои семьи. Празднество, устраиваемое по этому поводу, — одно из самых больших .

Церемония начинается подобием крещения. Оно совершается за оградой лагеря в присутствии одних только посвященных. Юноша совершает очистительное купание в рукаве реки, ложась в поток го­ловой в сторону истока. Блюститель культа, произнося свои закли­нания, сообщает посвящаемому тайное имя, которое дано ему во время инициации; это имя может быть обозначено звуками барабана или свистка. Затем подростка подводят к магической стене, которую он должен на глазах собравшихся старейшин преодолеть одним прыж-ком. За стеной, среди усеявшей почву листвы, разбросаны семь лис­тьев различных пород, из которых ни один не должен быть задет при прыжке. Разумеется, посвящаемый может рассчитывать толь­ко на удачу, но в этом и состоит игра: тома не любят неудачников. На рассвете того дня, когда посвященные выходят из леса, по деревне пробегает вестник и разбивает горшок перед хижиной той семьи, чей мальчик умер во время испытаний. При этом он произно­сит: «Твой сын, как этот горшок». Родителям не разрешается вы­ражать свою скорбь до окончания празднества, они должны прини­мать участие во всех увеселениях. Для отца это уже не новость: он может посещать испытательный лагерь в любое время, но, связанный общей тайной, не имеет права предупредить свою жену...

У входа в лес устроено возвышение вроде театральной сцены. На ней колдуны дают разительные доказательства своей магической власти. Самые опасные растения и звери леса один за другим пови­нуются их велениям...

На самом деле только несколько тонких стволов сгибаются под звуки голоса зоги: на каждом мальчик, привязанный к вершине и замаскированный рафией, раскачивает ствол во все стороны. Лес­ные звери дают о себе знать лишь криком, а самые страшные хищ­ники, пантеры, — это всего лишь посвященные, одетые в их шкуры. Хорошо натренировавшись, они прекрасно имитируют повадки этих животных — так по крайней мере кажется издали.

После выступления колдунов один из старейшин приближается к входу в священный лес и через огромные папоротники обращается к Афви. Он требует отпустить юношей в деревню. Начинается длин­ный диалог. Афви требует в обмен на детей приношения. Тогда все жители деревни приближаются к входу в священный лес. Выраста­ет огромная груда даров, и подростки наконец выходят из заточения.

 

Гэсо П.-Д. Священный лес. — 2-е изд., испр. — М., 1979. — С. 108-