Диалектика и ее альтернативы

Глава 7. ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день над нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

А.С. Пушкин

В Государственных образовательных стандартах не нашлось места дидактической единице, которая в прямой постановке охватывала бы проблемы развития. Вместе с тем образование современного офицера-химика, формирование его профессионального облика, методологической культуры невозможно без обращения к этой проблеме, без выяснения вопроса о способах бытия окружающего мира. Для уяснения сути вопроса совершим краткий историко-философский экскурс.

Диалектика и ее альтернативы

Философское понимание изменений. Долгое время считалось, что однажды созданный мир неизменен, Логика Библии утверждает, что растения, созданные Богом на третий день творения, животные, созданные на четвертый день, пребывают с этого времени в неизменном виде. Однако повседневный опыт постоянно подводит к идее об изменениях в каждом предмете, в каждом явлении на протяжении его жизни или существования. Одним из первооткрывателей всеобщности изменений явился Гераклит. Он представил мир в образе “живого огня” или потока, в который нельзя войти дважды, ибо во второй раз это будет изменившийся, иной поток.

Вместе с тем существовала и иная философская тенденция, с позиций которой усматривалось, что изменения происходят на “поверхности” вещей и не затрагивают сущности предметов и процессов. К примеру, каждая весна не похожа на другую, однако ее устойчивое свойство наступать после зимы остается неизменным. С подобных позиций Зенон Элейский и возглавляемая им школа противопоставили взглядам Гераклита свое учение об устойчивости и неизменности бытия. В знаменитых апориях Зенона показано, что, если стрела в процессе полета находится в каждый данный момент в конкретном месте, то есть, как бы покоится, то ее движение невозможно: сумма покоев есть покой. Тем самым были обнаружены две стороны объективного бытия: его устойчивость и его изменчивость.

Был дан толчок к развитию и совершенствованию диалектики мышления как такого способа рассуждения, при котором противоположные позиции не отбрасываются, а дополняют друг друга, при этом выявляются условия их возможного взаимоперехода. Противоположный метод рассуждения исходит из принципа “либо да, либо нет, а третьего не дано”. При таком подходе неизбежно отбрасывание одной из противоположных позиций, неизбежно рассмотрение вещей как застывших, равных самим себе. А если мыслить вещь постоянно равной самой себе, становится совершенно непонятным, как происходит развитие: ведь в процессе развития на каждом новом этапе вещь приобретает новые черты и не равняется себе самой, какова она была в прошлом. Это и есть метафизический способ мышления, свойственный элеатам.

Сущность развития. Даже рассматривая движение как атрибут бытия, непросто прийти к пониманию такого его вида, как развитие. К примеру, диалектик Гераклит представлял движение вечного и несотворенного мира как вечный круговорот, как постоянное повторение пройденного.

Христианская философия истории внесла в понимание исторического процесса направленность, связанную с ожиданием пришествия мессии - Спасителя, концепция исторического круговорота перестала быть единственной. Ньютон отвел Богу роль часовщика, который “завел” мир и отошел в сторону, предоставив ему развиваться по собственным законам. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, а Кондорсе дополнил ее принципом прогресса, как преобладающей тенденции развития общества.

Велик вклад в понимание развития немецкой классической философии. И. Кант ставил вопрос о развитии как Солнечной системы, так и человеческой нравственности, Гегель разработал целостную концепцию развития духа в рамках грандиозной системы объективного идеализма. Движение Духа, по Гегелю, заключало внутри себя собственные законы и движущие силы развития. В результате история общества предстала как история мысли. К. Маркси Ф. Энгельс распространили диалектический подход на понимание природы и общества, политики и техники, военного дела и других сфер бытия.

Таким образом, в результате многовекового развития философии сформировалось два в известной мере противоположных инструмента исследования и понимания мира: метод диалектики и метод метафизики. Отметим, что существует точка зрения, отождествляющая метафизику и догматизм[1]. Однако в современном понимании догматизм - это система мышления, опирающаяся на догмы. В свою очередь догма - это положение, некритически принятое на веру как единственно истинное. Уже по определению догматизм никакого отношения к подлинной науке не имеет, в то время как метафизика - теоретический метод, которым пользовались весьма авторитетные мыслители: французские материалисты XVIII века, Л. Фейербах и др. Поэтому оставим догматизм обыденному некритическому сознанию и рассмотрим особенности диалектики и метафизики.

Диалектика и метафизика о развитии и связях.Древнегреческие мыслители термином “dialektike techne” обозначали искусство вести спор посредством вопросов и ответов, в известном смысле это понятие было синонимом красноречия. Однако в V в. до н.э. красноречию учили софисты, понимавшие под диалектикой искусство представлять ложное и сомнительное за истинное. Софистика опирается на софизмы - приемы, подходы и уловки, имеющие видимость доказательства, но нарушающие правила логики и спекулирующие на многозначности понятий.

Трудами Гегеля и его последователей как среди материалистов, так и среди идеалистов сформировалось понимание диалектики как философской теории развития и всеобщей связи явлений, а также основанного на этой теории метода исследования явлений объективного и субъективного мира. При этом разделение диалектики на теорию и метод относительно. Так, теорема Пифагора есть фрагмент теории прямоугольных треугольников, но она немедленно становится методом, будучи применена к решению конкретных треугольников. Аналогично теория диалектики выступает как метод при ее применении к исследованию различных сфер бытия. Как всякая теория, диалектика включает в себя три группы понятий: принципы, законы и категории, отражающие соответственно различные стороны бытия.

Философы расходятся в понимании количества и определений принципов диалектики, но ни один из них не может пройти мимо двух: принципа развития и принципа всеобщей связи.

В диалектическом понимании развитие- это особый тип движения, обладающий характеристиками поступательности, направленности, необратимости, взаимодействия прогрессивных и регрессивных ветвей развития. Прогресс - это восходящая ветвь развития, характеризующаяся переходом от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регресс - нисходящая ветвь развития, движение от сложного к простому, в известной мере - деградация.

Принцип развитияможет быть сформулирован следующим образом. Все изменяется, все движется. Явления связаны во времени. Изменения процессов и явлений имеют тенденцию восхождения от простого к сложному, к более совершенному.

С подобным пониманием развития не будет спорить и метафизик. И в этом он схож с диалектиком. Его отличия от диалектика проявляются при более подробном обсуждении проблем развития. Для наглядности понимания эти различия можно свести в таблицу 1.

Таким образом, применительно к пониманию сути развития различия диалектики и метафизики характеризуются разной глубиной понимания этой сущности. Для метафизики оно более поверхностное, менее глубокое. Различным оказывается для них и понимание связи явлений.

 

Основания различия Метафизика Диалектика
1. Каков источник развития? Внешнее воздействия, “первотолчок” Диалектическое противоречия
2. Каков механизм развития? Либо постепенные количественные изменения, либо внезапные качественные скачки Взаимосвязь постепенных количественных изменений с качественными скачками
3. Какова направленность развития? Либо только прогресс, либо только регресс, либо вечный круговорот Восходящее развитие с известным повторением пройденных этапов

 

Табл. 1. Диалектика и метафизика о развитии

 

Другой принцип диалектики характеризует философское понимание связи как такого соотношения предметов или процессов, при котором изменения одного влекут за собой изменения другого.

Принцип всеобщей связисводится к следующим положениям. Все в мире связано и взаимообусловлено. Связи не приносятся извне (как утверждали Д. Юм, И. Кант), они присущи самим предметам и явлениям. Важнейшую роль играют внутренние связи и взаимодействия между сторонами, силами, тенденциями любых явлений действительности.

Такое понимание сущности связей не является в философии единственным. Для объективного идеалиста всеобщая связь - лишь проявление единства абсолютной идеи, субъективный идеалист понимает связь как единство самосознания, которое вносит порядок в бессвязный “поток впечатлений”.

Как понимается природа связей метафизикой? Схематически отличие метафизического понимания связей от диалектического отобразим в таблице 2.

 

Основания различия Метафизика Диалектика
1. Существует ли всеобщая связь явлений? Не существует. Явления обособлены или слабо связаны Существует. Все связано со всем
2. Какова иерархия связей? Ведущую роль играют внешние, преимущественно механические связи Определяющая роль принадлежит внутренним связям

 

Табл. 2. Диалектика и метафизика о связях

 

Таким образом, метафизика абсолютизирует внешние, механические связи, диалектика же исходит из их многообразия, выступает против эклектики. Применительно к рассматриваемому принципу эклектика выступает как некритическое, механическое соединение всех видов связей, в которых действует данный объект. Тем самым создается иллюзия “всесторонности” рассмотрения. Диалектический же метод предполагает выявление главных, основных, ведущих, существенных связей, которые подлежат исследованию и учету в первую очередь, и второстепенных, которыми на определенном этапе исследования можно пренебречь.

Для классификации связей могут быть использованы различные критерии. Однако в рассматриваемом нами аспекте особый интерес представляет выявление связей, которые ведут к закону, и связей, которые к закону не ведут. Такую классификацию можно представить следующим образом:

 

СВЯЗИ, ВЕДУЩИЕ К ЗАКОНУ СВЯЗИ, НЕ ВЕДУЩИЕ К ЗАКОНУ
внутренние внешние
существенные несущественные
необходимые случайные
устойчивые неустойчивые
повторяющиеся единичные

 

На таком основании можно дать определение закона.

Закон - это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь, характеризующая взаимосвязь предметов и явлений, порядок их строения и функционирования, тенденции возникновения и развития. При таком понимании закона диалектик акцентирует внимание на внутренних устойчивых связях, метафизик же обращается в первую очередь к внешним связям.

В общем виде метафизику можно определить как такое понимание способа бытия мира и основанный на нем способ философствования, который делает акцент на обособленности явлений и их неизменности, устойчивости, диалектик же подчеркивает моменты взаимосвязи и развития явлений.

Какой же из методов философствования - диалектический или метафизический - является единственно верным? Не будет ошибкой сказать, что в объективном мире господствует диалектика, причем настолько сложная, что мы находимся лишь на подступах к ее познанию. Сам же процесс познания также сложен и включает в себя ряд этапов. На первых этапах познавательной деятельности неоценимую услугу оказывает именно метафизика: прежде чем исследовать развитие и систему связей предмета, целесообразно предварительно выделить этот предмет из системы связей, понять, что он представляет сам по себе, каков предмет как таковой, а это требует рассмотрения его в состоянии некоторой “застылости”, неизменности. В известной мере будет справедливо сказать, что метафизика есть предельный случай диалектики при определенных условиях аналогично тому, как механика Ньютона есть предельный случай механики Эйнштейна при скоростях, существенно меньших, чем скорость света.