Продвижение
Продвижение - создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком для информации, убеждения и напоминания о своей деятельности с целью активизации продажи товаров и формирования положительного образа (имиджа) на рынке.
Маркетинговый смысл продвижения
Активная передача информации потребителям.
Основа продвижения
Процесс коммуникативных связей предприятия с рынком.
Средства продвижения
Реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта и формирование спроса, связи с общественностью.
Цель продвижения в комплексе маркетинга
Достижение осведомленности потенциальных потребителей о получаемых ими выгодах и преимуществах через предоставляемые предприятием товары, цену, условия продажи, скидки.
Схема коммуникативной связи предприятия с рынком:
Предприятие направляет на рынок свои товары и информацию о них .
Рынок возвращает предприятию деньги за реализованную продукцию и информацию о том, как товар был принят рынком
Элементы коммуникативной модели процесса коммуникаций:
- источник информации (отправитель) –предприятие, устанавливающее коммуникативную связь с рынком
- информация – сведения, которые изготовитель хочет донести до потребителей о своем товаре, его цене, условиях продажи и т.д.
- кодирование – специальное преобразование информации с целью более глубокого проникновения в сознание потребителей (изображение, символы, звук, тексты и др.)
- каналы сообщения – средства массовой передачи информации
- адресат – целевая группа потребителей, которая выбирается предприятием (сегмент рынка)
- декодирование – восприятие (и ответная реакция) потребителей полученной информации.
Решения по коммуникациям
Выбор личных или безличных контактов с потенциальными потребителями продукции предприятия.
Коммуникативные средства маркетинга :
- реклама – процесс распространения информации, имеющий целью продвижение товаров, услуг или идей определенного заказчика без его непосредственного участия, но за его счет.
Сущность рекламы – достижение экономического интереса производителей.
Форма рекламы – коммуникативные связи с рынком.
Содержание рекламы – коммерческая пропаганда товаров.
Действенность рекламы – ее конкретное положение в комплексе
маркетинговых мероприятий.
Эффективность рекламы – формирование позитивного отношения
потребителей к предприятию и его продукции.
- персональные продажи – личные контакты торгового персонала предприятия с покупателями, устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его продажи или заключения торгового соглашения.
Формирование спроса и стимулирование сбыта – действия, направленные на увеличение продаж путем активного привлечения к этому процессу покупателей, посредников и поставщиков с использованием различного рода побудительных мер.
- формирование спроса – повышение осведомленности потребителей о товаре и самом предприятии: разработка фирменного стиля предприятия, проведение выставок и конференций, издание журналов, прямая рассылка рекламных материалов , распространение образцов, организация купонной продажи товаров, создание специальных упаковок, оформление витрин, выкладка товаров в магазине, лотереи и т. д.
- стимулирование сбыта - предоставление поставщикам, посредникам и продавцам различного рода льгот и скидок, проведения конкурсов и профессиональных встреч, распространения сувениров, награждения подарками и т.д.
- связи с общественностью – продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией (предприятием), и общественностью: наиболее активные средства – корпоративная реклама, формирование позитивного имиджа, отклики в СМИ, спонсорство.
Определяющие моменты выбора безличных контактов (рекламы)
Привлекательность:
- одновременный охват целевой аудитории
- доступность сообщений для массового потребителя
- низкие затраты на каждое «предъявление» информации
Ограничения:
- небольшое число аргументов
- безличное общение
- сложность оценки эффективности
Определяющие моменты выбора личных контактов (персональные продажи)
Привлекательность:
· интерактивный обмен информацией
· возможность адаптации к конкретным требованиям потребителя
· условия для быстрого принятия решения
Ограничения:
· высокая стоимость каждого предъявления информации
· незначительный охват потенциальных покупателей
· неконтролируемая форма контактов
Решения по рекламе:
· формулирование целей рекламы для выбранного сегмента рынка
· определение рекламной стратегии
· выбор сообщения
· выбор каналов сообщения
· разработка бюджета рекламной кампании
· измерение эффективности рекламы
Определение целей рекламы.
Цели рекламной кампании состоят в достижении желательной реакции в поведении потребителей:
- познавательная реакция (повышение известности торговой марки, быть первой торговой маркой в представлении потребителей)
- эмоциональная реакция (осознание ценности товара, достижение предрасположенности к торговой марке, выработка предпочтений)
- поведенческая реакция (побуждение к пробным покупкам, повышение интенсивности потребления, усиление преданности торговой марке)
Модели определения целей рекламы:
- модель «знания -эмоции-действия» -классическая иерархическая модель , ориентированная на то, что потребители реагируют на рекламу путем сопоставления своих знаний о преимуществах и выгодах различных товаров. При этом приобретаемые товары имеют важное значение и знания о них достаточно полные.
- модель «действия- эмоции-знания» - строится на теории уменьшения диссонанса (т.е. разочарований, связанных с покупкой).Потребитель будет делать выбор среди товаров, хотя и важных для него, но имеющих незначительные различия между собой, а затем оценивать результаты своей покупки и получать окончательные знания о приобретенном товаре (разные функции, разные цвета)
- модель «эмоции- действия-знания» - основана на теории слабой вовлеченности. Товары не слишком важны для потребителя и имеют незначительные различия между собой (стиральные порошки, безалкогольные напитки).потребители обладают пассивными знаниями о таких товарах и будут приобретать их, основываясь на некоторых эмоциональных мотивах (хочу это, говорят, что хорошее)
Цель рекламы показывает, на каком виде реакции потребителя следует сосредоточить основные усилия.
Основные маркетинговые стратегии рекламы:
- стратегии «новости» - ориентированы на выделение достоинств рекламируемого продукта, несут в основном информационную нагрузку. Используются главным образом лидерами рынка при выведении нового товара с целью формирования первичного спроса (дешевле, чем сейчас, не будет, попробуй и я тебе понравлюсь)
- стратегии «логики» - ориентированы на повышение знаний о товаре, создание и поддержание известности товарной марки, ее узнавание и запоминание. Используются предприятиями для поддержания спроса на марочную продукцию. Основаны на увеличении воспринимаемости различий по отношению к товарам-конкурентам (я лучше их, потому что…,у вас проблема? У меня есть решение)
- стратегии «образа» - ориентированы на закрепление положительного отношения, верности торговой марке. Используются для усиления позитивного имиджа. основаны на формировании ассоциативной связи образа товара, определенного чувства или настроения, которое он испытывает к конкретной торговой марке (тефаль, ты всегда думаешь о нас)
Цель рекламного сообщения – оказать влияние на процесс принятия решения потребителем и добиться желаемого эффекта.
Выбор рекламного сообщения
- что сказать –определяется конкретным предложением, информирующим потребителя о типе продукта, торговой марке, условиях потребления, целевой группе и др.
- как сказать – определяется требованиями к сообщению: привлечь внимание, быть интересным, способным убеждать, быть запоминающимся, соответствовать целевой группе
- В какой форме сказать – определяется конкретным макетом ,фотографией , иллюстрацией, текстом, звуковым оформлением)
Каналы для передачи рекламного сообщения целевой группе
- электронные средства (телевидение, радио, видео, аудио)
- печатные издания (газеты, журналы)
- средства внешней рекламы (щиты, плакаты)
- прямая реклама (рассылка по почте)
- сувенирная реклама
Алгоритм создания эффективного рекламного сообщения
- Определить цель создания и размещения рекламного сообщения
- Определить целевого потребителя, на которого будет направлено рекламное сообщение
- Определить первичную и конечную желаемые реакции потребителя на рекламное сообщение
- Определить объем информации, которую должен воспринять потребитель из рекламного сообщения
- Определить время и место знакомства потребителя с рекламным сообщением
- Определить рекламный носитель и рекламную форму сообщения
- Создать привлекательный функциональный заголовок
- Определить формы представления рекламной информации
- Определить дизайн рекламного сообщения
- Определить шрифты рекламного сообщения
- Определить стилистические формы рекламного сообщения
- Составить рекламный текст
- Опередить порядок и формы иллюстрирования рекламного сообщения
- Определить цветовую гамму рекламного сообщения
- Определить способы замеров эффективности рекламного сообщения
Основная информация рекламного сообщения
- Уникальные характеристики предприятия или товара
- Ключевые факторы успеха
- Конкурентные преимущества
- Основные характеристики, служащие основой для достоинств рекламируемого товара, переходящие в выгоды для клиентов
- Основные визуальные отличия, позволяющие дифференцировать предприятие или товар относительно конкурентов
- Аргументы для покупки именно этого товара, именно на этом предприятии, именно на этих условиях
Правила создания эффективной рекламы
- Не загонять себя в жесткие рамки правил, но знать правила игры
- Начинать с четкой стратегии или плана
- Помнить – большинство товаров не являются уникальными, все зависит от того, как представить товар
- Проявить знание людей, для которых вы работаете, увидев рекламу они должны сказать:«О, это про меня!»
- Аудитория не интересуется тем, что вы хотите ей преподнести, сообщение должно «пронять» потребителя
- Провести собственные исследования и самому разобраться в информации
- Знать, что люди часто проявляют непоследовательность в выборе товаров
- Никогда не давать неоправданных обещаний
- Выделять полезные свойства товаров, а не детали устройств
- Реклама должна быть простой
- Выстраивать взаимоотношения между товаром и потребителем, понравилась реклама – можно попробовать товар
- Избегать клише
- Пересматривать материал
Функции заголовков
- Завладеть вниманием читателя
- Вовлечь читателя в чтение текста
- Сообщить о выгодах
- Закрепить имя торговой марки
- Создать связь с потребителем
Типы заголовков
- Прямые выгоды – предоставление читателю оснований для использования продукта
- Противопоставление выгод – без рекламируемого товара или услуги потребителю будет хуже
- Основанные на фактах (занимательные мелочи, малоизвестные факты)
- Селективные – адресное обращение к читателю в заголовке для привлечения внимания целевого потребителя
- Вызывающие любопытство – небольшой, но достаточный для того чтобы соблазнить продолжить чтение, объем информации
- Новостные – информация о новинках
- Командные – приказ читателю сделать что-либо
- Вопросительные – пробуждают любопытство и заставляют заглянуть в текст
- С повторениями – усиливают воздействие
- Каламбуры – игра слов
- Метафоры, сравнения, аналогии – установление ассоциаций с общеизвестными образами
- Параллельные конструкции – повторение структуры фразы или предложения, подчеркивая характеристики товара
- Рифмы – созвучия для подчеркивания особенностей продаваемого товара
Основные приемы изображения товара в продвижении
- Изобразить товар
- Изобразить часть товара
- Показать товар, готовый к использованию
- Сравнить товар с конкурентным
- Продемонстрировать как тестируется товар
- Отобразить продукт в процессе использования
- Продемонстрировать успешные результаты использования продукта
- Показать грустные результаты неиспользования продукта
Правила написания рекламного текста
- Любить свой товар
- Не пытаться сделать все в одной рекламе
- Обращаться непосредственно к потребителю
- Перевести деловой язык на язык человеческий
- Избегать всеобъемлющих фраз
- Быть конкретным
- Не расхваливать товар, а просто показать, что он может дать потребителю
- Если возможно, использовать настоящее время и действительный залог
- Использовать связки, чтобы соединить отдельный мысли и построить отношения между ними
- Избегать клише
- Изменять длину и структуру предложения
- Не хвастаться
- Делать незнакомое - знакомым, знакомое – незнакомым
- Писать вслух
- Проверить текст
- Пересмотреть и отредактировать работу
Подходы к написанию рекламного текста
- Стандартный подход – ведущий абзац, соединяющий заголовок и основной текст (призван возбудить любопытство), внутренние абзацы (подчеркивают выгоды торгового предложения), заключительный абзац (объединяет рекламу и предлагает читателю рассмотреть товар), формы – заметка, статья, корреспонденция, очерк
- Реклама – сюжет – повествовательный текст читается как литературное произведение: в нем присутствуют сюжет и действующие лица
- Реклама – диалог
- Реклама – брошюра/листинг
- Поэтическая реклама
- Рекламный репортаж
- Рекламный отчет
- Рекламная рецензия
Стилистические особенности языка продвижения
- Многозначность – обыгрываются различные значения одного и того же слова или выражения
- Сравнения – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого
- Метафора – выражение в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений
- Метонимия – слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами или явлениями
- Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение определенных качеств предмета или явления
- Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвечаемые понятия
- Эпитеты – слова, подчеркивающие характерное свойство или качество предмета или устройства
- Перифраз – оборот, в котором название предмета или явления заменяются описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
- Фразеологические обороты – дополнительная выразительность текста
- Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения
- Слова из популярных стихов, песен
- Стилистические фигуры – усиливают выразительность высказывания, выделяют основную мысль: анафора, антитеза, инверсия, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание, эллипсис, эпиграф
Приемы иллюстрирования рекламного объявления
- Штриховые рисунки – черным цветом по белой поверхности, затем переход в выворотное изображение
- Фотографии – служат доказательством события или ситуации, т.е. свидетельство реальности
- Тонированные штриховые рисунки и штриховые рисунки с размывкой
- Рисунки в технике линогравюры
- Тоновые рисунки – для создания атмосферы или декоративного эффекта
- Цветные иллюстрации
- Символы и стилевое оформление названий (логотипы)
Влияние цвета в рекламном сообщении на восприятие
- Зеленый – успокаивает. Снимает боль, уравновешивает, спокойный, создает приятное настроение
- Голубой – спокойный, способствует сентиментальному настроению, успокаивает нервную систему, стимулирует хорошее настроение
- Оранжевый – веселый, вызывает радость, усиливает активность
- Желтый – стимулирует мозг, привлекает внимание, сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета
- Красный – теплый, веселый, действует возбуждающе, вызывает желание действовать, прилагать усилия
- Фиолетовый – любим людьми, в жизни которых наблюдается период неустойчивости, полон жизни, в некоторых случаях вызывает грусть
- Белый – цвет чистоты
- Розовый – эффективен при меланхолии, действует утомляюще
- Серебристый – ассоциируется с современными технологиями, открытиями
- Коричневый – хорош в сочетании с бежевым и белым
- Черный – действует угнетающе, вызывает печаль, в то же время, цвет стиля, элегантности
Распределение цветов по степени эффективности привлечения внимания (в%)
- сине-фиолетовый - 100
- темно-синий - 90
- бирюзовый – 85
- интенсивно-лимонный – 60
- черный – 47
- темно-фиолетовый - 42
- желтый – 22
- голубой - 17,5
- синий - 14,5
- коричневый - 9,5
- рубиновый - 7,5
- красно розовый - 3,5.