Натурфилософия и пантеизм

 

В позднем периоде эпохи Возрождения философия вновь после средневековья обращается к изучению природы. Это было обусловлено потребностями развития производства и науки. Однако такой возврат осуществляется через призму средневекового теоцентризма и оформляется в особый тип мировоззрения – пантеизм, согласно которому Бог представляет собой безличное начало находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Пантеизм, идея которого была высказана еще в античности, растворяет Бога в природе, отвергая наличие какого-либо сверхприродного, сверхъестественного существа.

Наиболее крупным натурфилософом той эпохи был итальянский философ Д.Бруно (1548-1600). В своих воззрениях на природу он опирался на гелиоцентрическую (от греч.«гелиос» – Солнце) астрономию Н.Коперника (1473-1543), которая отвергала принятую христианством у Аристотеля геоцентрическую систему. Согласно Копернику, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, являющегося центром мира. Бруно идет дальше Коперника: он правильно утверждает, что и Солнце тоже не центр мира, Вселенной. Звёзды – это Солнца других миров. В мире вообще нет центра, поскольку он безграничен. Понятие «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным в пространстве и во времени, системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. Согласно Бруно, существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих звезд, как наши планеты кружатся вокруг нашего Солнца; некоторые миры, подобно нашему, населены разумными существами, другие – нет. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он писал: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю её светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звёздам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве» (6,с.247).

Бруно отвергает идущую от Аристотеля противоположность формы, как начала активного и творческого, и материи, как начала пассивного. Материя, по Бруно, изначально соединена с формой; природа не была сотворена и активна она не благодаря внешнему перводвигателю - Богу, а изнутри, в результате того, что она есть «Бог в вещах», который не существует отдельно, над миром, а только во всем единичном. Пантеизм приводит к отрицанию главного положения христианства – положения о творении мира Богом из ничего.

За свое учение Бруно был арестован инквизицией, но не отрёкся от своих взглядов и после 8 лет заключения был сожжён на костре. Идеи Бруно и других мыслителей Возрождения заложили основу для развития философии и науки Нового времени.

 

 

Литература

 

1.Бруно Д. О причинах, начале и едином. М.,1934

2.История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.,1961.Т.I

3.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980

4.Лосев А.Ф. Эстетика эпохи Возрождения. М.,1976

5.Философия. Ростов н/Д.,1995. Гл.2, §4

6.Бруно Д. Диалоги. М., 1949


 

Глава 6

ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

 

Новое время начинается с XVII века. Процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется. Развивается промышленность, торговля, мореплавание. Для дальнейшего развития производства, техники, вооружения, транспорта требуется естественнонаучное знание. Наука становится важнейшим фактором развития производства. В связи с этим философия, не отказываясь и от традиционной проблематики, преимущественно ориентируется на науку, и её главным разделом становится гносеология. Важнейшей же задачей гносеологии служит критика исчерпавшей себя схоластики и разработка эффективного метода научного познания. Решение этой задачи вылилось в два основных направления: эмпиризм (от греч. «эмпериа» - опыт) и рационализм (от лат. «рационалис» – разумный). Определяющим источником знания, с точки зрения эмпиризма, служит опыт, а с позиций рационализма, таким определяющим источником является разум, мышление. Крайние эмпиризм и рационализм абсолютизировали соответственно роль опыта и разума в познании.