Фома Аквинский – систематизатор католической философии

 

К XIII веку в Западной Европе значительного развития достигло свободомыслие, укрепила свои позиции наука. Возникла задача в рамках религии выработать средства противодействия свободомыслию, но в то же время учесть возросший авторитет науки, а также приблизить христианство к земной жизни, поскольку если вера становится слишком неземной она выдохнется и превратится в нежизненную идею. Наиболее лучшим образом, с точки зрения церкви, эту задачу решил Фома Аквинский, переработавший в христианском духе учение Аристотеля.

Мир Фома представлял как систему, порядок, согласно которому всё разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней бытия, сотворённых Богом и упорядоченных им с помощью активного начала – формы. На низшей ступени бытия форма составляет лишь внешнюю определённость вещи (формальная причина); сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстаёт как конечная (целевая) причина вещи, которой в силу этого присуща целесообразность, названная Аристотелем «растительной душой», - таковы растения.

Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина, поэтому животные имеют в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На четвёртой ступени форма выступает в виде разумной человеческой души, оживляющей тело. Души животных погибают вместе с их телом, душа же человека бессмертна, она есть самое благородное в сотворённой части мира. Высшим бытием, наисовершеннейшей реальностью, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.

В отличие от некоторых христианских мыслителей, чрезмерно принижавших природу, Фома утверждал, что природа – не злое, а доброе начало. Человека надо изучать всего целиком, т.е. в единстве души и тела. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться не только к райскому, но и к земному блаженству. И это, по мнению Фомы, вытекает из учения Христа, изложенного в Евангелии.

Фома продолжил учение Августина о «гармонии между верой и разумом». Он считал, что вера не должна противоречить разуму, и наоборот. Разум действует через науку и философию, вера – через теологию. Задачи науки и философии сводятся к объяснению закономерностей земного мира, и человек способен достигать объективного, верного знания. Разум способен обосновать и некоторые положения вероучения, например, догмат о существовании Бога, о бессмертии души. Фома сам пытался приводить такие доказательства и использовать разум для укрепления веры.

Но, хотя научное знание объективно и истинно, оно, по мнению Фомы, не может охватить всё. Имеется такая сфера, в которую невозможно проникнуть естественной силой мышления. Это - область наисущественнейших таинств христианства, например, триединство Бога, воскресение и др. Указанная область, недоступная человеческому разуму, раскрывается человеку через божественное откровение. Результаты последнего в виде веры в соответствующие сверхъестественные явления составляют содержание теологии. Основанием для принятия истин разума (науки и философии) служит их логическая доказательность, а основанием для принятия истин веры (теологии) – авторитет возвестившего их Бога.

Фома учил, что истина одна. Это – знание о Боге, сотворённом им мире и его учении. Поэтому противоречий между разумом и верой, наукой и теологией быть не должно. Но к этой общей истине ведут два пути: путь веры, откровения – короткий, непосредственный путь; и путь разума, науки – длинный путь со многими наблюдениями и доказательствами. Но как быть, если какие-то положения вероучения кажутся противоречащими науке? Например, идея творения из ничего не согласуется с научными, да и обыденными наблюдениями, которые свидетельствуют, что «что-то» всегда возникает из «чего-то». Объявить ли идею творения мира из ничего противоразумной? Нет, - учил Фома, - некоторые истины вероучения являются не противоразумными, а сверхразумными, находящимися за пределами слабого человеческого разума, их следует просто принимать на веру. В случае конфликта решающим должен признаваться авторитет истин откровения, которые превосходят своей ценностью и достоверностью любые разумные доказательства.

Таким образом, Фома Аквинский весьма удачно, выгодно и дальновидно для христианства решил проблему «гармонии» между разумом и верой: 1) признал высокую ценность науки и разума; 2) открыл возможность использовать науку и логику для укрепления веры; 3) оградил теологию и религию от научной критики. В целом же его концепция выражала, конечно, не гармонию между разумом и верой, а подчинение разума, науки и философии религии и теологии. В связи с этим в последующем его учение, называемое томизмом, было признано в качестве официального учения католической церкви, а сам Фома Аквинский был причислен к лику святых.

Литература

 

1.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991

2.Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979

3.Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М., 1983

4.Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975

 

 

 

 

Глава 5

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ