Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области
С целью повышения эффективности обучения и развития персонала отдел организационно-контрольной и кадровой работы администрации Лебедянского муниципального района, на наш взгляд, должен проводить с муниципальными служащими тренинги (тренинги-семинары). Их можно отнести к организационным, а также интегрирующим ритуалам. Тренинг — это набор средств, с помощью которых знания, процедуры и мысли преобразуются в практические действия. Сам тренинг относят к методикам активного обучения. Иногда данную методику называют «проблемное обучение», «обучение через опыт».
Тренинг подразумевает планомерный подход, предусматривающий отработку определённых навыков в сочетании с усилением мотивации работника относительно совершенствования работы; процесс, в ходе которого один тренирует другого путём интенсивного обучения, демонстрации и практической работы; ежедневное обучение и руководство трудом, чтобы повысить эффективность исполнительской деятельности; повышение эффективности адаптации новых муниципальных служащих.
Уникальность тренинга как метода заключается в том, что через него можно ненавязчиво и мягко проводить в жизнь политику компании, внедрять в сознание её ценности. Этим тренинг отличен от кодексов, сводов правил, устава и прочих документов, которые работники обязываются соблюдать принудительно.
Через проведение обучающих тренингов происходит сплочение коллектива компании. Тренинг позволяет объединить людей вокруг реальной или смоделированной проблемы, вводит группу в «дискомфортное состояние», так как через «зону дискомфорта» происходит обучение. Группа людей, переживая совместный дискомфорт, сплачивается, в ней укрепляются неформальные отношения, которые могут принести пользу организации. Через неформальные отношения происходит интенсификация работы. Это российская специфика: пока не налажены личностные отношения, делового взаимодействия ждать не приходится.
Совместное обучение формирует открытое информационное пространство. В результате этого предотвращается конкурентная борьба внутри коллектива за информационный ресурс, то есть за знание, как работать с той или иной проблемой. Это предотвращает конфликты.
Команды для тренинга могут формироваться по разным признакам. Ими могут быть «сборные специалистов» и целые отделы администрации. Главное — не допустить ситуации взаимодействия руководителя и его непосредственных подчинённых. Хотим мы того или нет, но нам не удастся снять субординационно - статусные барьеры.
Другой вид тренингов — «создание команды» — позволяет разрушить на определённое время в игровой форме статусные барьеры, даёт возможность людям раскрепоститься. Работа на данном тренинге предполагает использование большого числа кинестетических приемов (тактильно-мышечное общение). Это позволяет сформировать чувство доверия, защищённости и чувство безопасности в коллективе, принадлежности именно к этой группе.
Выделяют два основных вида тренингов: профессионально-информационные ориентированы на передачу профессиональной информации, формирование профессиональных навыков. Психолого-коммуникативные ставят целью формирование и сплочение коллектива, группы; формирование доверительных и открытых отношений; адаптацию персонала; диагностику личностных качеств персонала и проявляемых моделей поведения в стандартных, стрессовых и конфликтных ситуациях. Опыт крупных российских компаний показывает действенность метода тренинга не только в целях развития персонала, но и в качестве средства отбора персонала.
Тренинг относят к методикам активных форм обучения, поэтому на тренинге обязательно задействуется опыт его участников. Основная задача тренера заключается в формировании благоприятного и безопасного пространства, которое способствовало бы возникновению у участников желания обмениваться опытом, а также получать новые знания.
Применение тренингов возможно для адаптации новых муниципальных служащих. Тренинг позволяет уменьшить стресс, приобщить новичка к корпоративной культуре, познакомить его с делами компании, развить профессиональные навыки и познакомить с муниципальными служащими местного органа самоуправления. Возможно, даже говорить о сокращении сроков адаптационного периода новых муниципальных служащих. Проведение тренингов позволяет успешно решать следующие задачи:
- формирование открытых и доверительных отношений среди персонала;
- формирование лояльности и приверженности персонала;
- выработка у персонала необходимых моделей поведения в отношении компании, внешних клиентов;
- быстрое формирование определённых поведенческих навыков, умений;
- повышение уровня знаний персонала и качества выполняемой им работы;
- творческое отношение к труду и обязанностям;
- проведение необходимых организационных изменений и предварительная подготовка базы для внедрения изменений;
- проведение качественной диагностики персонала и получение немедленной обратной связи.
Технология тренинга позволяет создавать сильную и гибкую внутреннюю среду. Именно сила и гибкость организации являются факторами устойчивости, которые предотвращают распад организации в моменты крайней нестабильности экономики.
Для совершенствования профессиональных компетенций необходимо провести учебу депутатов Совета депутатов района и сотрудников отраслевых (функциональных) органов администрации района. Около 20% времени должно быть посвящено профессиональной подготовке, относящейся к сбору и обработке информации. План подготовки руководителей среднего звена приведён в таблице 9.
Таблица 9 - План подготовки руководителей высшего и среднего звена
Форма | Тема |
Общий и инновационный менеджмент | |
Лекции | Концепция современного менеджмента. Организация и её окружение |
Лекции/ семинары | Основное содержание стратегического менеджмента |
Лекции/ семинары | Стратегическое планирование — основа стратегического управления и его важнейшая составляющая |
Лекции/ семинары | Кадровая политика организации |
Лекции/ семинары | Корпоративная и инновационная культура. Управление культурой |
Лекции/ семинары | Мотивация персонала. Мотивация к инновационной деятельности |
Лекции/ семинары | Современные психотехнологии в процессе управления персоналом. Нейролингвистическое программирование (НЛП): сущность, оценка эффективности, пользы и вреда. Коучинг |
Лекции/ семинары | Инновационная стратегия |
Лекции/ семинары | Управление инновационными проектами |
Лекции/ семинары | Прогрессивные производственные технологии |
Лекции/ семинары | Эффективность инновационной деятельности фирмы |
Лекции/ семинары | Информационные технологии (глобальные сети, электронные документы, коммуникации) |
Необходимо провести переподготовку начальников отделов и их заместителей администрации Лебедянского района. Цели — улучшение навыков управления. Обучение может длиться в течение двух недель. Обучение менеджменту и информационным технологиям занимает 20% времени. Обучение профессиональной подготовке — относящимся к сбору, обработке и анализу информации дисциплинам занимает 80% времени. План подготовки начальников отделов и их заместителей приведен в таблице 10.
Таблица 10 -План подготовки начальников отделов и их заместителей
Форма | Тема |
Общий и инновационный менеджмент |
Лекции | Концепция современного менеджмента |
Лекции/ семинары | Организация и её окружение |
Лекции/ семинары | Основное содержание стратегического менеджмента |
Лекции/ семинары | Стратегическое планирование — основа стратегического управления, его важнейшая составляющая |
Лекции/ семинары | Стратегия конкурентного преимущества и порядок ее формирования |
Лекции/ семинары | Инновационная стратегия |
Продолжение таблицы 10
Форма | Тема |
Лекции/ семинары | Управление инновационными проектами |
Лекции/ семинары | Управление созданием, освоением новой техники и технологии |
Лекции/ семинары | Прогрессивные производственные технологии |
Лекции/ семинары | Оценка эффективности инноваций |
Лекции/ семинары | Эффективность инновационной деятельности фирмы |
Лекции/ семинары | Информационные технологии (Интернет, электронные документы, коммуникации) |
Кадровый менеджмент |
Лекции/ семинары | Основные задачи управления кадрами в администрации. Кадровая политика. Планирование и подбор трудовых ресурсов |
Лекции/ семинары | Модели и методы управления муниципальными служащими в свете современных теорий и практических бизнес-моделей |
Семинары/ обсуждения | Социально-психологические основы руководства коллективом. Создание сильной команды. Работа с неформальными лидерами. Управление конфликтом. Психология общения с различными типами людей |
Лекции/ семинары | Информационные возможности в современных персонал-технологиях. Новые периодические кадровые издания. WEB-сайты. Профессиональная базовая литература |
Лекции/ семинары | Оценка работы персонала. Аттестационные собеседования |
Лекции/ семинары | Обучение персонала |
Лекции/ семинары | Мотивирование персонала: постоянный и переменный факторы мотивации, ежедневная практика мотивации, способы мотивации, мотивация персонала с точки зрения персонала и руководителя. Мотивация к инновационной деятельности |
Лекции/ семинары | Корпоративная и инновационная культура. Понятие и типология корпоративной и инновационной культуры. Пути формирования, ошибки при формировании. Оценка эффективности управления корпоративной и инновационной культурой |
Лекции/ семинары | Современные психотехнологии в процессе управления муниципальными служащими. Нейролингвистическое программирование (НЛП): сущность, оценка эффективности, пользы и вреда. Основы НЛП. Коучинг |
Лекции/ семинары | Конфликтные отношения. Причины развития конфликтов, позитивные функции конфликтов, стадии, способы разрешения, формы поведенческих реакций |
Переподготовка позволяет решить проблемы с недостаточными навыками в управлении и информационных технологиях, повысить мотивацию к инновациям и инновационную культуру. Введение новых техник управления даёт возможность
- решить проблемы слишком централизованной организационной структуры: недостаточное делегирование полномочий,
- ознакомление с новыми информационными технологиями, в том числе с «электронным правительством»
- оптимизировать некоординированные рациональные, институциональные и политические интересы.
Среди муниципальных служащих было проведено анкетирование (приложение Б) целью которого было определить отношение муниципальных служащих к существующей системе обучения. На вопросы анкеты ответили 21 муниципальный служащий – от начальников отделов до специалистов, которые получают образование заочно. Результаты исследования отражены на рисунках 14 -19.
Рисунок 14 – Ответ на вопрос «Участвуете ли вы в системе обучения?»
Рисунок 15 – Ответ на вопрос «Удовлетворяет ли вас существующая система обучения?»
Рисунок 16 – Ответ на вопрос «Как часто происходит ваше обучение
(повышение квалификации)?»
Рисунок 17 –Ответ на вопрос «Ваше обучение связано с повышением квалификации муниципального служащего?»
Рисунок 18 – Распределение ответов на вопрос «Обучение носит практикоориентированный характер?»
Рисунок 19 – Ответ на вопрос «Полученные знания применимы в работе муниципального служащего?»
Результаты опроса показали, что из опрошенных учатся заочно 15 % муниципальных служащих. 40% из них не удовлетворяет существующая система обучения. Повышение квалификации проходит большинство – 81% муниципальных служащих. 13% обучающихся повышают свою квалификацию в учебных заведениях не связанных с муниципальной службой. Большинство опрошенных отмечают слабый практикоориентированный характер обучения, однако считают, что полученные знания все-таки применимы в работе муниципального служащего. Отсюда можно сделать вывод: необходимо усилить практическое обучение муниципальных служащих, охватить повышением квалификации 100% муниципальных служащих. Для развития персонала необходимо выяснить причины того, что 40% обучающихся неудовлетворенны качеством обучения. И совершенно удивителен тот факт, что только 1 человек из опрошенных (5%) повышает свои знания самостоятельно, т.е. занимается самообучением. А именно самостоятельное обучение – является наиболее простым видом обучения – для него не требуется инструктор, специальное помещение, определенное время – обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Администрация района могла бы извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных средств – аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ. Обучающийся муниципальный служащий может определить темы обучения, число повторений, продолжительность занятия самостоятельно. В настоящее время широко используются компьютерные программы, которые являются экономически очень выгодными.
Необходимые изменения в системе управления муниципальными служащими, в связи с требованиями, предъявляемыми внешней средой показаны в таблице 11.
Таблица 11 - Направления совершенствования системы развития персонала
Факторы | Изменения в системе управления муниципальными служащими |
1. Изменения технико-технологических факторов. | |
Автоматизация управленческого труда | Непрерывное повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих Создание комплексных систем управления качеством работы |
Интеграция науки с муниципальным управлением | Развитие горизонтальных коммуникаций в процессе нововведений |
Автоматизация управления: использование гибких технологий; повышение роли самоуправления на местах | Пересмотр организации труда с акцентами на интегрированные трудовые функции и групповую работу |
2. Изменения в личностном факторе. | |
Повышение качества «человеческих ресурсов» на важнейших направлениях инновационного развития муниципальной службы | Создание системы непрерывного образования кадров; совершенствование форм обучения внутри администрации и повышение квалификации персонала |
Усложнение трудовой мотивации и переориентации системы ценностей работников на самовыражение, развитие. | Дифференцированный подход к «внутренним рынкам труда» и инвестициям в человеческие ресурсы |
Повышение роли интеллектуального и этического ресурса в системе муниципального управления | Ориентация системы стимулирования на новаторство, высокое качество работы, участие в решениях администрации Комплексный подход к воспроизводству «человеческих ресурсов» в администрации, закрепление и развитие ключевых кадров |
3.Изменение экономических и социально-политических условий. | |
Расширение многообразия и форм методов управленческого воздействия в рыночных условиях | Перераспределение функций и полномочий в системе управления «человеческими ресурсами» в администрации |
Приспособление стратегий и структур к требованиям научно-технического развития, качества взаимодействия с населением района | Создание механизмов управления кадрами на научной основе в системе управления |
Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе | Усиление взаимодействия работы отдела организационно-контрольной и кадровой работы с государственными органами |
Продолжение таблицы 11
4. Изменение в развитии философии управления человеческими ресурсами. | |
Признание возрастающей роли фактора человеческих ресурсов в муниципальном управлении – философской и экономической мыслью Смена парадигмы – от рационального к синтетическому системному подходу. | Формирование целостного «видения» управления человеческими ресурсами как муниципальным управлением, так и всем персоналом, понимание роли этого управления в обеспечении эффективности работы администрации Лебедянского района |
Обобщение практики муниципального управления на основе системной методологии | Повышение аналитической обоснованности решений по использованию труда, по кадровой работе |
Таким образом, для совершенствования системы развития персонала администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области мы предлагаем:
1) Развивать у муниципальных служащих способности мотивировать персонал на проведение существенных изменений в работе с населением с помощью применения методов организационного развития и организационной эффективности.
2) Партнерство с ведущими учебными заведениями города Липецка, что позволит: расширить возможности набора сотрудников и в условиях острого дефицита на рынке труда специалистов и руководителей; в долгосрочном плане обеспечить организацию большей частью квалифицированных человеческих ресурсов.
3) Полную перестройку системы управления муниципальными служащими и ориентация её на человека.
Мы предлагаем разработку следующих стратегий в области развития персонала:
- стратегия планирования потребностей в управлении муниципальными служащими;
- повышение квалификации сотрудников муниципальной службы;
- предоставление более гибких пакетов компенсации;
- совершенствование информационного обеспечения кадровой службы.
Необходимо формирование системы содержания информации о персонале, нужной для рационального и эффективного управления кадрами. Для того чтобы повысить эффективность системы управления муниципальными служащими в администрации Лебедянского района необходимо повысить профессиональную подготовку муниципальных служащих, поскольку муниципальное управление требует особых подходов к системе управления муниципальными служащими.
У муниципальных служащих необходимо развивать:
- способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере);
- мотивацию (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру);
- свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).
Для повышения эффективности обучения муниципальных служащих необходимо:
1) Проводить с муниципальными служащими тренинги.
2) Провести учебу депутатов Совета депутатов района и сотрудников отраслевых (функциональных) органов администрации района.
3) Необходимо провести переподготовку начальников отделов и их заместителей администрации Лебедянского района.
Эффективность реформирования и развития системы управления муниципальными служащими администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области должна быть направлена и измеряться степенью удовлетворения интересов и потребностей населения муниципального образования.
В администрации необходимо формирование целостного «видения» управления человеческими ресурсами как муниципальным управлением, так и всем муниципальными служащими, понимание роли этого управления в обеспечении эффективности работы администрации Лебедянского района.
Предложенные рекомендации по совершенствованию развития персонала администрации Лебедянского района позволят совершенствовать методы и формы развития профессионального потенциала работников администрации Лебедянского муниципального района.