муниципальных служащих
Аттестация муниципального служащего, призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров районных муниципальных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности, а также решению вопроса о присвоении муниципальному служащему очередного квалификационного разряда.
Аттестации подлежат муниципальные служащие, замещающие младшие, старшие, ведущие, главные и высшие муниципальные должности муниципальной службы. При этом аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
Для проведения аттестации: формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, зам. председателя, секретаря и членов комиссии. Руководитель органа местного самоуправления может привлечь к работе комиссии независимых экспертов. Оценка экспертами качеств муниципального служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестацию. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб, а также может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа.
Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем органа местного самоуправления, принимающим решение о назначении на должность или освобождении от должности соответствующих муниципальных служащих.
График проведения аттестации в администрации Лебедянского района утверждается главой района и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего за месяц до начала аттестации.
Не позднее,чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв подлежащего аттестации муниципального служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утверждённый вышестоящим руководителем. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также отзыв о муниципальном служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации. Кадровая служба органа местного самоуправления, не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого подлежащего аттестации муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности.
Аттестуемый муниципальный служащий вправе представить дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
В администрации Лебедянского района аттестации не подлежат муниципальные служащие:
- замещающие муниципальную должность соответствующей группы менее года;
- достигшие предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности;
- беременные женщины;
- находящиеся в отпуске по уходом за ребенком. Аттестация указанных муниципальных служащих производится не ранее чем через год после выхода из отпуска;
- в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на муниципальную должность или сдачи квалификационного государственного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовке.
Порядок проведения аттестации показан на рисунке 11.
Операции | Исполнители | |||||||||||||||||||||
№ п.п. | сотрудники | Руководитель отдела | Отдел организационно-контрольной и кадровой работы | |||||||||||||||||||
2.
3.
4.
5. | Представление сотрудника на аттестацию Формирование пакета документов Формирование аттестационной комиссии и проведение аттестации Решение о присвоении сотруднику квалификационной категории (оформление результатов) Утверждение результатов аттестации распоряжением главы администрации района |
1 – 8 - действия – движение документов: 1–квартальный отчёт, 2 – кадровая справка, 3. аттестационные анкеты, 4. результаты тестирования, 5. результаты, 6. информация о присвоении категории, 7. результаты в личное дело, 8. проект распоряжения.
Рисунок 11 - Схема аттестации муниципального служащего в
администрации Лебедянского муниципального района
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
Оценка служебной деятельности муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определении его участия в решении перед соответствующими подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности, при этом должны учитываться профессиональные знания муниципального служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении в отношении соответствующей группы должностей организаторские способности. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на ней присутствует не менее двух третей ее членов.
Решение об оценке профессиональных и личностных качеств муниципального служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим занимаемой муниципальной должности. Проходящий аттестацию муниципальный служащий, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя органа местного самоуправления мотивированные рекомендации о повышении муниципального служащего в должности, освоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки, особые условия службы, о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
В результате аттестации муниципальному служащему дается одна из следующих оценок:
- соответствует замещаемой муниципальной должности;
- соответствует замещаемой муниципальной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебнойдеятельности;
- не соответствует замещаемой муниципальной должности.
По результатам аттестации руководителем органа местного самоуправления муниципальному служащему присваивается соответствующий квалификационный разряд. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под расписку.
Другие документы по результатам аттестации не оформляются. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле муниципального служащего. Результаты аттестации муниципального служащего представляются руководителю органа местного самоуправления не позднее чем через семь дней после ее проведения.
Руководитель органа местного самоуправления с учетом результатов аттестации принимает решение:
- о повышении муниципального служащего в должности;
- о присвоении муниципальному служащему в установленном порядке очередного квалификационного разряда;
- об изменении муниципальному служащему надбавки за особые условия муниципальной службы;
- о включении муниципального служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность.
Муниципальный служащий в случае признания его не соответствующим занимаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую муниципальную должность.
При отказе муниципального служащего от повышения квалификации, переподготовке или перевода на другую муниципальную должность глава администрации Лебедянского района или его первый заместитель вправе принять решение об увольнении муниципального служащего в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Рекомендации аттестационной комиссии служат основанием для принятия соответствующим руководителем органа местного самоуправления решения о присвоении в установленном порядке муниципальному служащему квалификационного разряда. После проведения аттестации муниципальных служащих издаётся распоряжение главы администрации Лебедянского района, в котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами.
Согласно распоряжению главы администрации Лебедянского района «О проведении аттестации муниципальных служащих в администрации района и ее структурных подразделениях», на основании закона Липецкой области «О муниципальной службе в Липецкой области» и в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации муниципального служащего района, для определения уровня - профессиональной подготовки и соответствия служащего занимаемой муниципальной должности в администрации Лебедянского района в марте 2008 года была проведена аттестация муниципальных служащих в администрации района и ее структурных подразделениях. Для проведения аттестации сотрудников аппарата администрации, ее структурных подразделений, была образована аттестационная комиссия в составе:
1) заместитель главы администрации района, председатель комиссии.
2) начальник отдела организационно-контрольной и кадровой работы администрации района;
3) первый заместительглавы администрации района;
4) заместитель главы администрации района;
5) управляющий делами администрации района;
6) начальник юридического отдела администрации района;
7) председатель профсоюзного комитета.
Показатели аттестации административных работников, специалистов и технических работников за период 2001 – 2009 года в администрации Лебедянского района отражена в таблице 8.
Таблица 8 – Показатели аттестации муниципальных служащих администрации Лебедянского муниципального района
Годы | Прошли аттестационных мероприятий, человек, в том числе | ||||||||||||
Административных работников | Специалистов | Технических работников | Аттестовано всего | Атт. % от среднесписочного состава | Неат- тестованы | Неатт. % от среднесписочного состава | |||||||
Прошли аттестационных мероприятий всего | Аттестованы | Неаттестованы | Прошли аттестационных мероприятий всего | Аттестованы | Неаттестованы | Прошли аттестационных мероприятий всего | Аттестованы | Неаттестованы | |||||
4,8 | |||||||||||||
3,3 | |||||||||||||
- | - | 1,3 |
Из таблицы мы видим, что число аттестованных работников каждый год растет, и если в 2001году было неаттестовано 4,8% от среднесписочного состава, то в 2009 году было неаттестовано всего 1,3% работников от среднесписочного состава.
Динамика аттестации персонала изображена на рисунке 12.
Рисунок 12 – Динамика аттестации муниципальных служащих
администрации Лебедянского муниципального района
В 2009 году в аттестации участвовало 87 работников администрации, 79 человек подтвердили свою квалификацию, 8 сотрудникам были повышены разряды.
На основании проведённого анализа кадровых мероприятий можно сделать вывод, что система управления муниципальными служащими в администрации Лебедянского района требует реформирования, с целью повышения эффективности и улучшения результатов труда. Администрации необходимо совершенствовать свой стиль руководства и повысить роль «корпоративной культуры» в системе управления, задействовать подходы по закреплению и развитию ключевых кадров.
Перераспределение функций и полномочий в системе управления «человеческими ресурсами» в администрации должно привести к усилению роли отдела организационно-контрольной и кадровой работы в управлении муниципальными служащими, создать новые формы конструктивного сотрудничества с населением.
Для определения эффективности работы с кадрами работникам администрации Лебедянского муниципального района нами был проведен социологический опрос.
Анализируя ответы муниципальных служащих можно сказать, что сотрудники считают, что организационный отдел занимается основными функциями по работе с муниципальными служащими и, в целом, служащие оценивают эту работу достаточно высоко в плане количества проводимых мероприятий.
По ответам на вопрос «Приём на работу» видно, что приём на работу слабое место в работе администрации с кадрами. Приём осуществляется без отборочных испытаний, которые должен проводить отдел организационно-контрольной и кадровой работы. Но пятеро опрошенных определяют приём на работу в соответствии с договорами, заключёнными с другими ведомствами. Имеются ввиду сотрудники функциональных подразделений, имеющих федеральное и областное подчинение.
Отвечая на вопрос «Комплектование подразделений», муниципальные служащие единодушны – в работе с муниципальными служащими не применяются методы, обеспечивающие благоприятный социально-психологический климат в коллективе. И только двое ответили, что, комплектуя рабочие группы, руководитель учитывает то, кто с кем будет работать. Слабый учёт личных качеств работников является огромным недостатком, т. к. от психологической совместимости членов коллектива зависят и успехи в работе и уровень морально-психологического климата в коллективе, степень конфликтности, враждебности, эффект синергии, когда достоинства одних сотрудников усиливаются за счёт положительных качеств других.
Ответы на вопрос о контрактной системе свидетельствуют о том, что контрактная система используется для отдельных работников в самом общем виде. Это действительно так, формы контрактов разработаны, но являются общими и не учитывают специфику занимаемых должностей.
В ответах на вопрос «Должностные инструкции» двое сотрудников считают, что должностные инструкции существуют для отдельных работников в самом общем виде; пятеро считают, что должностные инструкции созданы для многих работников в таком же общем виде; четверо полагают, что они созданы для немногих, но с кратким перечнем обязанностей и функций. Таким образом, мы видим, что для организационного отдела здесь огромное поле деятельности. Обязанности муниципальных служащих должны быть чётко определены и распределены.
Ответы на вопрос «Текущее обучение» показывают, что 6 сотрудников считают обучение муниципальных служащих эпизодическим явлением, пять служащих полагают, что обучение касается только подготовки по рабочим и техническим специальностям. Это свидетельствует об очень слабой работе по повышению квалификации работников.
В ответе на вопрос «Должностное продвижение» три человека ответили, что должностное продвижение зависит от начальства, которое учитывает при отборе и деловые качества, и личное отношение к работнику; восемь человек считают, что должностное продвижение зависит от конкретных руководителей, которые принимают при отборе объективные, но волевые решения. Анализ ответов показывает – в коллективе администрации Лебедянского района – авторитарный стиль руководства, подчинённые связывают вопрос служебного роста только с мнением руководства администрации, нет плана и программы профессионального роста.
Ответы на вопрос «Аттестация» показывают, что аттестация в администрации Лебедянского района проводится для большинства категорий муниципальных служащих, по нескольким методикам, обеспечивающим объективность, строго регулярно – каждые три – пять лет; по тестовым методикам, обеспечивающим автоматизм получения результатов – каждые три года. В этом вопросе ситуация стабильна, оценка муниципальных служащих носит обязательный и регулярный характер.
Ответы на вопрос «Увольнение»: 8 человек ответили, что увольнение осуществляется просто, без проволочек и является рутиной; три человека полагают, что бывают случаи, когда руководство старается задержать под благовидным предлогом увольняющихся по собственному желанию. В администрации Лебедянского района руководство не несёт моральную ответственность за любой факт увольнения; каждый факт увольнения по собственному и несобственному желанию не отражается на оплате работников.
Ответы на вопрос «Гарантии при сокращении»: семь человек полагают, что при сокращении татов работников немедленно увольняют согласно трудовому законодательству; четыре человека ответили, что увольняемых заранее предупреждают об этом. Руководство администрации Лебедянского района не старается одыскать увольняемым какую-нибудь другую работу, не проводит профессиональных консультаций по поводу трудоустройства и не даёт новую специальность за свой счёт или совместно с принимающим на работу предприятием.
Кадровая работа в администрации осуществляется удовлетворительно по следующим направлениям: приём на работу, заключение контрактов, обучение муниципальных служащих и аттестация. В полной мере осуществляются мероприятия только по оценке муниципальных служащих, частично по обучению, контракты заключаются, но без учёта особенностей занимаемых должностей.
Таким образом, политика в отношении кадров в администрации Лебедянского района показывает, что служащие имеют высокий статус и самооценку. Большинство сотрудников открыто для взаимодействия, однако они плохо умеют преодолевать преграды на пути обмена информацией. По всей видимости, это связано с тем, что отделы администрации небольшие по штату и сотрудничают между собой весьма слабо. Веерная коммуникационная система разъединяет отделы, всё замыкается на начальнике отдела. Муниципальные служащие в целом довольны своей работой и не хотели бы её менять.
Из исследования можно сделать вывод, что у служащих и специалистов есть большой потенциал развития и повышения своего образования.
Проведённый анализ показал, что в администрации отсутствует упорядоченная и регламентированная система ротации и продвижения по службе. Перемещение и назначение кадров осуществляются без предварительного плана. Данный фактор тормозит большинство нововведений. Делая вывод, отметим, что поскольку существует прямая корреляционная зависимость между уровнем образования и результативностью труда руководителей и специалистов управления, в администрации Лебедянского района необходимо проводить мероприятия по развитию муниципальных служащих, повышать его образовательный, квалификационный и творческий потенциал. Потребности в развитии муниципальных служащих обосновываются тем, что результаты социологического опроса показывают, что кадровая работа в администрации осуществляется неудовлетворительно по следующим направлениям: комплектование подразделений, составление качественных должностных инструкций, запланированное продвижение муниципальных служащих, гарантии при увольнении.