Действия экипажа в случае угрозы взрыва в полете

В случае угрозы взрыва в полете, ответственность за принятые решения лежит на командире экипажа. Действия экипажа будут зависеть от типа самолета, предполагаемом типа взрывателя (с часовым механизмом, барометрический и др.), расположения взрывного устройства на борту, расстояния до ближайшего аэропорта и количества топлива.

У экипажа должны быть инструкции по действиям в случае угрозы взрыва и список мест расположения взрывного устройства с минимальным ущербом от взрыва. Командир экипажа должен владеть всей информацией об угрозе и в случае объявления чрезвычайной ситуации все службы управления воздушным движением (УВД) должны выполнять необходимые меры.

При переговорах по радиосредствам между самолетом и службами УВД необходимо учитывать возможность утечки данных в средства массовой информации.

В случаях, не терпящих отлагательства, командир экипажа может принять решение о срочной посадке на ближайший подходящий аэродром.

Перед посадкой он должен уточнить расположение изолированной стоянки, использование трапов или других способов срочной эвакуации пассажиров.

Сразу же после посадки самолет должен быть поставлен на изолированную стоянку, используя рулежные дорожки, свободные от других ВС.

Если выход из ВС пассажиров по каким-либо причинам может затянуться, КВС может произвести аварийную высадку, по возможности, в местах, не нарушающих нормальной деятельности аэропорта.

После высадки пассажиры должны быть собраны членами экипажа или сотрудникам: наземных служб на достаточном (не менее 100 м.) расстоянии от ВС.

Если известно или подозревается, что взрывное устройство имеет барометрический взрыватель, необходимо принять меры по поддержанию в салоне постоянного давления и изменения маршрута для посадки в аэропорту, высота которого над уровнем моря позволяют не сработать взрывателю.

Командир экипажа может запросить у служб УВД изменения высоты полета, выравнивания давления внутри и снаружи ВС, что позволит уменьшить ущерб для ВС, если взрывное устройство сработает.

Если позволяет время, проводятся поисковые мероприятия на самолете в воздухе. Эти мероприятия проводят члены экипажа и сотрудники САБ (если имеются на борту). Поиск производится таким образом, чтобы не вызвать паники среди пассажиров.

Если установлено, что взрывное устройство имеет барометрический взрыватель, ВС важно поддерживать высоту полета, пока экипаж ведет поиск. Если никаких подозрительных устройств не обнаружено, пассажиров просят открыть ручную кладь и ожить еена столики. Экипаж проверяет каждое место, а также карманы на чехлах сидений. Эти меры также проводятся таким образом, чтобы не допустить паники.

Если подозрительный пакет (предмет) обнаружен, то командир экипажа должен:

· немедленно информировать службу УВД и запросить совет у специалистов по взрывным устройствам на земле;

· снизиться на высоту, на которой давление внутри и снаружи ВС одинаково, после чего, поддерживая эту высоту, открыть все иллюминаторы и другие отверстия, чтобы свести к минимуму действие ударной волны в случае возможного взрыва. Ни при каких обстоятельствах давление в кабине пилотов не должно меняться, в том числе для выравнивания уровней давления;

· убедиться, что все люди на борту спокойны и сидят на местах;

· убедиться, чтобы ни в коем случае подозрительный предмет или пакет не открывался и не перемещался.