Последствия взрыва заряда взрывчатого вещества на борту воздушного судна в полете.

Вероятность возникновение катастрофической ситуации при взрыве заряда ВВ на борту ВС зависит от размеров вызываемых взрывом разрушений и от степени их влияния на работоспособность систем ВС в целом. В свою очередь размеры разрушений зависят от характеристик взрывного устройства - массы заряда, типа ВВ, наличия оболочки, его местонахождения на борту, а также от взрывостойкости конструктивных элементах, находящихся в зоне взрыва.

Так как ВС слабо защищены от взрыва, большое значение для обеспечения безопасности полета при угрозе взрыва имеет определение на борту ВС места (зоны), куда следует переместить обнаруженное взрывное устройство с целью уменьшения влияния опасных факторов взрыва.

Живучесть ВС зависит от функционирования всех его систем, но в различной степени. В связи с этим отказ разных систем в результате взрыва может привести к различным последствиям.

К наиболее опасным последствиям взрыва заряда ВВ на борту следует отнести:

- Нарушение аэродинамики и потеря управляемости в результате разрушение обшивки фюзеляжа.

- Заклинивание или разрушение системы управления.

- Разрушение элементов топливной системы с последующим воспламенением топлива.

- Разрушение элементов гидросистемы с последующим пожаром.

Все эти разрушения, как правило, приводят к катастрофическим последствиям, поэтому правильный выбор наименее опасной зоны играет решающую роль для успешного завершения полета.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований показали, что обшивка фюзеляжа наиболее слабое место в конструкции ВС. Даже при использовании заряда массой более 0,4 кг (в тротиловом эквиваленте) при любом расположении ВУ внутри самолета происходит разрушение обшивки ВС типа Ил-62, Ту-154.

Избыточное давление в герметичной кабине при разрушении обшивки, вызванном взрывом, оказывает дополнительную нагрузку на обшивку. В связи с этим необходимо снизится до высоты минимального эксплуатационного давления и разгерметизации кабины в случае обнаружения на борту ВС взрывного устройства.

При размещении ВУ в любой зоне экипажу необходимо предварительно удалить из отсека кислородные баллоны (взрывоопасное оборудование, устройства, предметы или вещества) и по возможности обесточить отсек.

Для уменьшения действия опасных факторов взрыва на конструкцию ВС и пассажиров необходимо экранировать ВУ. Как показали исследования, наиболее эффективными для этой цели штатными материалами на борту ВС являются подушки кресел, ковровые покрытия, одеяла. Минимальная толщина экранирующего слоя должна превышать максимальный размер ВУ не менее чем в десять раз. Для исключения возгорания при взрыве экранирующую оболочку необходимо пропитать не воспламеняющейся жидкостью (водой).