Emic- и etic – методологические установки в изучении текста
В методологических постулатах и теоретических установках со-
временных кросс-культурных исследований различаются emic- и
etic- подходы. Эти термины, которые выдвинул К.Л. Пайк по анало-
гии с фонетикой и фонемикой 1, были затем поддержаны и разрабо-
таны Г. Триандесом2. Если фонетика связана с изучением общих ас-
пектов звуков и произнесения звуков, то фонемика — это изучение
звуков, используемых в определенном языке.
При emic-подходе делается попытка рассмотреть явления и
их взаимосвязь (структуру) глазами людей, которые относятся к
данной культуре. Эта точка зрения берет начало из культурной
антропологии, где с помощью метода включенного наблюдения
исследователь пытается рассматривать нормы, ценности, мотивы
и обычаи членов определенной общности с их собственной точки
зрения. Исследователи, придерживающиеся emic-подхода, утверждают,
что в ранее в гуманитарных дисциплинах (например, в психологии)
всецело господствовал etic-подход, который основывался на некри-
тическом проецировании западных гуманитарных установок на
внеположный Западу «мир большинства», как они его называют1.
Таким образом, исследователь той или иной культуры работал на
самом деле не с ценностями изучаемой культуры, а с «навязанными
этиками» или «псевдоэтиками». Если попытаться структурировать разницу между этими двумя
подходами, разумеется, в нашей собственной интерпретации, то по-
лучается такая картина.
1. При etic-подходе система изучается с какой-либо позиции вне
этой системы (марксизм, фрейдизм, структурализм и проч.). Emic-
подход позволяет изучать поведение системы изнутри.
2. При etic-подходе система конструируется аналитиком. При
emic-подходе структура обнаруживается аналитиком, а не конструи-
руется.
3. При etic-подходе критерии считаются абсолютными или уни-
версальными. При emic-подходе критерии связаны с внутренними
характеристиками.
Также в современных кросс-культурных исследованиях выде-
ляются три ориентации: абсолютистская, универсалистская и реля-
тивистская. Абсолютистская установка предполагает в качестве ме-
тодов оценки культурной системы стандартный инструментарий,
общий для всех типов культур; универсалистская — научный инст-
рументарий, адаптированный к изучаемой культуре; релятивист-
ская же ориентация предполагает создание инструментария, при-
сущего той или иной культуре.
Особенности марксистского метода состояли с том, что он навя-
зывал в той системе координат, о которой мы сейчас рассуждаем, etic-
подход наряду с абсолютистской ориентацией. Не менее существенна
при попытке понять адекватность/неадекватность подобного подхода
степень искажения объясняемого предмета. Если изучаемая культу-
ра базируется на близких самому Марксу ориентирах, она менее ис-
кажается вследствие его объяснения. Если она базируется на иных
ориентирах, она искажается в большей степени. Если же, как это про-
исходило с Россией, русские ориентиры и марксистские ценности не
просто различны, но и противоположно направлены, то в таком случае конечным результатом вполне академического «описания» русской культуры по Марксу может быть именно и только деструкция
всего русского мира, его переформатирование, согласно совершенно
чуждым ему критериям, вплоть до совершенного его уничтожения.