Власть и лидерство

Существенным условием успешной деятельности организации является эффективное использование руководителем его статуса лидера, влияния и власти.

С точки зрения управления, лидерство – это способность влиять на отдельные лица и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Тем не менее лидерство рассматривается под двумя углами зрения: лидером становится руководитель организации в связи с необходимостью выполнения им формальных обязанностей руководителя; с другой стороны, лидером можно быть и не по желанию организации, то есть без привязывания к формальной должности в иерархии, а лишь благодаря способности вести за собой людей.

Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Лицо, принявшее на себя добровольно бόльшую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Лидер также является руководителем, но, в отличие от менеджера-администратора не командует, а ведёт за собой остальных. Лидер психологически признаётся окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций.

В группе лидер может выполнять роль координатора, контролёра, эксперта, арбитра, носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»).

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным вопросам. В обоих случаях он ― интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Выделяют три подхода к пониманию сути лидерства:

· подход с позиции личных качеств;

· ситуационный подход;

· поведенческий подход.

Согласно личностной теории лидерства лучшие руководители обладают набором общих для всех личных качеств. Основные из них – это уровень интеллекта и знания; инициативность; впечатляющая внешность; честность; здравый смысл; социальное и экономическое образование; высокая степень уверенности в себе.

Ситуационный подход предполагает, что лидер должен вести себя по-разному в различных ситуациях. Ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Поведенческий подход формирует стили руководства, т.е. поведение руководителя со своими подчинёнными.

В основе руководства и лидерства находятся два главных элемента: влияние и власть. Влияние – это любое поведение одного индивида, который вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Руководители должны использовать и проявлять свое влияние таким образом, чтобы это приводило не только к пониманию идеи, а и к действию — фактической деятельности, необходимой для достижения цели организации.

Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, формальный руководитель должен развивать и применять власть. Власть — это возможность влиять на поведение других.

В науке управления разработана такая классификация форм власти руководителя:

1) власть, основанная на принуждении или страхе – одна из самых неэффективных форм, поскольку её действие может вызвать только кратковременный результат;

2) власть, основанная на вознаграждении, одна из самых старых и наиболее эффективных форм влияния на исполнителей;

3) эталонная или власть примера, когда личные качества руководителя настолько привлекательны для подчиненного, что последний хочет во всем быть похожим на руководителя;

4) экспертная власть, при которой руководитель владеет настолько широкими знаниями и опытом, что его указания неопровержимы для выполнения;

5) традиционная или законная власть, когда подчиненный убежден, что руководитель имеет полное право отдавать приказы, а его обязанность подчиняться им;

6) власть харизмы, основанная не на логике, давней традиции, а на силе личностных качеств или способностей лидера.

Современному руководителю нужно уметь пользоваться разными формами власти, однако преимущество отдается все-таки методам убеждения и сочувствия. Чтобы эффективно использовать методы убеждения, предлагается руководствоваться такими правилами:

1) стараться точно определить потребности слушателя и апеллировать к этим потребностям;

2) начинать разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателям;

3) стараться создать свой образ, который вызовет доверие и ощущение надежности;

4) просить чуточку больше, чем на самом деле нужно, так как для убеждения приходится иногда делать уступки;

5) говорить, приспосабливаясь к интересам слушателей, а не к своим собственным;

6) если высказывается несколько мнений, стараться говорить последним: аргументы, прослушанные последними, имеют наибольший шанс повлиять на слушателей.

Но, обладая формальной властью и правом формального лидера, умелый руководитель не станет этим ограничиваться при применении влияния на коллектив, а в соответствии с собственной оценкой ситуации, своим опытом, знаниями, умением решать проблемы будет избирать те методы и стили управления, которые он считает наиболее эффективными в каждом конкретном случае.