Нелинейная Архитектура. 1990-2000гг. Основные идеи, мастера, примеры.

Особое направление, которое осваивает сложную математическую парадигму нелинейности и новые динамические принципы формообразования, назвали нелинейной архитектурой.

Нелинейная архитектура не стилевое направление. Эта новая архитектура не связана единой философской, культурной или идеологической установкой, интегрирующей формальный поиск и задающей ему некие рамки. Нелинейность в архитектуре определена, прежде всего, особой техникой моделирования архитектурной формы. Нелинейное компьютерное моделирование обращается не столько к привычной для архитектора геометрии, сколько к вычислительному мышлению, ориентированному на нелинейные процессы.

 

Термин "нелинейная архитектура" был впервые введен в 1997 году Чарльзом Дженксом для обозначения нового течения, приходившего на смену постмодернизму.

 

"Особое направление, которое осваивает сложную математическую парадигму нелинейности и новые динамические принципы формообразования, назвали нелинейной архитектурой". Добрицина И.А.

 

 

"В общем смысле нелинейная архитектура – это направление в современной архитектуре, основанное на применении математической парадигмы нелинейности и использовании новых динамических принципов формообразования, развитию которых способствуют компьютерные технологии". Карнаухов И.В.

 

 

Архитектура компьютерного барокко, нелинейная архитектура, фрактальная архитектура и др.

Внешне, явление дигитальной архитектуры можно охарактеризовать как попытку преобразовать предметный мир по законам нового искусства. Что отвергает дигитальная архитектура? В первую очередь – архитектуру прямого угла, на место которой выдвигаются оболочки, напоминающие «коконы».

 

Формы дигитальной архитектуры символизируют структуру мира как живого организма или космоса, существующего по законам живого организма (динамической, самоорганизующейся системы). Сложность и противоречие современной архитектуры являются ее манифестом.

«Современные архитектура и дизайн должны... отражать глубинные принципы природных форм с помощью «вращений и складок», «волн и неоднородностей», «самоподобия»

 

Грамматика этой новой архитектуры всегда провокативна. Она варьируется от неуклюжих капель

до элегантных волноподобных форм, от рваных фракталов до подчеркнуто нейтральных "инфопространств"

 

Другой тенденцией формообразования нелинейной архитектуры является создание такого типа

здания, облик которого основан на воспроизведении и переосмыслении форм земного ландшафта)

"ленд)форма", а также параллельный ему тип "волновой формы", связанный с открытым метеороло)

гами эффектом "странного аттрактора" [3]. Питер Эйзенман проложил дорогу этому направлению,

создавая Город Культуры в Сантьяго)де)Компостела. Здания такого типа выглядят как результат стол)

кновения тектонических пластов, что подчеркивает понимание земли как непрерывно эволюциони)

рующей динамичной среды.

Поверхность является ключевым звеном в организации любой криволинейной формы, именно она

организует любую форму, она обладает собственной глубиной – она является ключом нелинейной архитектуры.

 

Ведущие практики архитекторы- КООП Химмельблау, З. Хадид, Ф. Гери, Д. Перро и др.

 

Примеры:

Аронофф-Центр Питера Эйзенмана

Музей Гуггенхейма в Бильбао Френка Гери

Стори-Холл Группы АRМ