Внешнеторговая политика Российской Федерации на современном этапе и механизм государственного регулирования внешней торговли.
Государственное регулирование ВЭД в РФ, как и в любом другом государстве, является составной частью государственного регулирования экономики в целом.
Для нашей страны в разные периоды истории характерны различные модели государственного вмешательства в экономику :
- доминирующая роль в советский период, которая определялась плановой системой хозяйствования, идеологическим и военным противостоянием с мировой капиталистической системой;
- государство с минимальной ролью в экономике (90-е г) – государство под воздействием спешного и радикального разгосударствления утратило свою экономическую роль;
- переход к модели эффективного государства ( с 90 –х г. по наст. время) – государство должно стать катализатором и помощником рынка, стимулировать и дополнять деятельность частного бизнеса и отдельных лиц в национальном и мировом масштабе.
Государственное регулирование экономики – это скоординированное воздействие на экономические процессы для развития в желаемом направлении, обеспечивающим эффективное функционирование национальной экономики посредством мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.
Усиление вмешательства государства во ВЭД обусловлено объективной необходимостью расширения ВЭФ предприятий и их зависимостью, как и экономики страны в целом, от международных процессов глобализации, интеграции, производственной и сбытовой кооперации, включая кооперирование в рамках ТНК. Степень воздействия на ВЭД в современный период не только не снизилась, но фактически возросла в связи с усилением необходимости защиты своих национальных интересов и рынков в условиях либерализации.
Таким образом, вмешательство государства в рыночные процессы является необходимым и обоснованным рядом факторов, обеспечивающих реализацию его конкретных функций.
Набор типовых мер – инструментов государственного воздействия на экономические процессы, в том числе внешнеэкономическую сферу представлен двумя методами:
а) прямого воздействия – реализуется средствами административного и экономического влияния;
б) косвенного воздействия – реализуются только экономическими методами.
Административные методы основываются:
• на силе и авторитете государственной власти;
• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
• включают меры запрета, разрешений и принуждений.
Экономические средства воздействия предполагают использование инструментов:
• государственного экономического прогнозирования;
• государственного экономического программирования;
• бюджетно-налоговой системы;
• денежно-кредитной политики;
• валютной политики;
• таможенной политики.
В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика переживает все еще сложный период и ей необходим весь арсенал средств государственного регулирования ВЭД.
Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притоков иностранного капитала.
Функции государственного регулирования ВЭД:
1)системообразующие:
• Разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
• Формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
• Формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;
2)системоутверждающие:
• структурная трансформация, обеспечение конкурентноспособности на мировых рынках;
• рост уровня и качества жизни;
3)системовоспроизводящие:
• достижение устойчивого экономического развития;
• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.
Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие.
Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста.
Социальная - в повышении качества и уровня жизни населения.
Адаптационная – в интеграции в мировую экономику как полноправного игрока мирового рынка.
Одной из важнейших характеристик и составляющих государственного регулирования ВЭД является его целевая направленность, которая приобретает все большее значение в условиях происходящих преобразований в российской экономике.
Основной целью ВЭП является развитие внешнеэкономической сферы страны. В свою очередь, как было уже сказано выше развитие ВЭ сферы не возможно без вмешательства государства, без применения мер государственного регулирования. Таким образом, государственное регулирование ВЭД – основной инструмент ВЭП.
Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро, мезо и микро уровнях.
ВЭП государства представляет собой целенаправленную комплексную программу действий законодательной и исполнительной власти по развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей страны.
Разработка ВЭП государства должна осуществляться на основе анализа и учета ряда внутренних и внешних факторов.
К группе основных внутренних факторов следует отнести:
• уровень развития и структуру производительных сил страны;
• состояние природных ресурсов и климатические условия;
• количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления;
• валютно-финансовое положение страны;
• количественный и профессиональный состав экономически активного населения.
Анализ перечисленных внутренних факторов дает все основания для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим направлениям:
а) экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество.
б) импортная политика;
в) валютное регулирование;
г) регулирование российских инвестиций за рубежом;
Кроме того, действуют и внешние факторы, к важнейшим из которых относятся:
• глобализация мировой экономики;
• тенденция либерализации международной торговли и роста степени открытости стран;
• функционирование региональных интеграционных группировок (ЕС, ШОС и пр.);
• регулирующая роль международных организаций.
Внешние факторы учитываются в принципах взаимодействия РФ с каждой конкретной страной.
Основными принципами ВЭП являются:
• открытость;
• независимость;
• равноправие;
• признание приоритета международных договоров.
Структурообразующими элементами ВЭП страны, образующими единую систему воздействия государства на различные виды ВЭД, являются:
1) внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами
2) валютно-кредитная политика – совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание нормальных условий функционирования национальной валютной системы;
3) внешняя инвестиционная политика – совокупность нормативных правовых актов и инструментов государственного воздействия на экспортно - импортные потоки инвестиций с целью их эффективного использования во внутреннем соц/эк развитии страны;
4) научно-техническая политика – создание благоприятных условий взаимодействия субъектов различных стран в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества;
5) миграционная политика – целенаправленное воздействие государства на эмиграцию и иммиграцию рабочей силы для устранения баланса в демографической сфере.
В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.
К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.
Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.
Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.
Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.
Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI века. В этой связи Внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.
О ПРИОРИТЕТАХ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1. Основные тенденции в развитии международных отношений
- формирование нового многополярного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира по окончании «холодной войны»;
- основная парадигма международных отношений более не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве.
Соответственно этим тенденциям меняется и характер задач дипломатии, которые в России формулируются следующим образом:
- коллективные (в формате «сетевой дипломатии») решение крупнейших международных проблем и поиск ответов на глобальные вызовы;
- одним из главных приоритетов дипломатии становится выработка «объединительной повестки дня».
2. Приоритеты российской внешней политики на рубеже второго десятилетия XXI века
Обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Производным результатом этих усилий должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.
3. Противодействие политизированной фальсификации истории
В последнее время активизировалась деятельность разного рода псевдоисториков и политиков, пытающихся задним числом пересмотреть смысл исторических событий периода между Первой и Второй мировыми войнами, Великой Отечественной войны. Они преследуют стратегическую цель добиться пересмотра итогов второй мировой войны, поставить под сомнение подвиг СССР и Красной армии, которые внесли решающий вклад в победу над фашизмом.