Внешнеторговая политика Российской Федерации на современном этапе и механизм государственного регулирования внешней торговли.

Государственное регулирование ВЭД в РФ, как и в любом другом государстве, является составной частью государственного регулирования экономики в целом.

Для нашей страны в разные периоды истории характерны различные модели государственного вмешательства в экономику :

- доминирующая роль в советский период, которая определялась плановой системой хозяйствования, идеологическим и военным противостоянием с мировой капиталистической системой;

- государство с минимальной ролью в экономике (90-е г) – государство под воздействием спешного и радикального разгосударствления утратило свою экономическую роль;

- переход к модели эффективного государства ( с 90 –х г. по наст. время) – государство должно стать катализатором и помощником рынка, стимулировать и дополнять деятельность частного бизнеса и отдельных лиц в национальном и мировом масштабе.

Государственное регулирование экономики – это скоординированное воздействие на экономические процессы для развития в желаемом направлении, обеспечивающим эффективное функционирование национальной экономики посредством мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Усиление вмешательства государства во ВЭД обусловлено объективной необходимостью расширения ВЭФ предприятий и их зависимостью, как и экономики страны в целом, от международных процессов глобализации, интеграции, производственной и сбытовой кооперации, включая кооперирование в рамках ТНК. Степень воздействия на ВЭД в современный период не только не снизилась, но фактически возросла в связи с усилением необходимости защиты своих национальных интересов и рынков в условиях либерализации.

Таким образом, вмешательство государства в рыночные процессы является необходимым и обоснованным рядом факторов, обеспечивающих реализацию его конкретных функций.

Набор типовых мер – инструментов государственного воздействия на экономические процессы, в том числе внешнеэкономическую сферу представлен двумя методами:

а) прямого воздействия – реализуется средствами административного и экономического влияния;

б) косвенного воздействия – реализуются только экономическими методами.

Административные методы основываются:

• на силе и авторитете государственной власти;

• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

• включают меры запрета, разрешений и принуждений.

Экономические средства воздействия предполагают использование инструментов:

• государственного экономического прогнозирования;

• государственного экономического программирования;

• бюджетно-налоговой системы;

• денежно-кредитной политики;

• валютной политики;

• таможенной политики.

В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика переживает все еще сложный период и ей необходим весь арсенал средств государственного регулирования ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притоков иностранного капитала.

Функции государственного регулирования ВЭД:

1)системообразующие:

• Разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;

• Формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

• Формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;

2)системоутверждающие:

• структурная трансформация, обеспечение конкурентноспособности на мировых рынках;

• рост уровня и качества жизни;

3)системовоспроизводящие:

• достижение устойчивого экономического развития;

• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;

• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.

Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие.

Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста.

Социальная - в повышении качества и уровня жизни населения.

Адаптационная – в интеграции в мировую экономику как полноправного игрока мирового рынка.

Одной из важнейших характеристик и составляющих государственного регулирования ВЭД является его целевая направленность, которая приобретает все большее значение в условиях происходящих преобразований в российской экономике.

Основной целью ВЭП является развитие внешнеэкономической сферы страны. В свою очередь, как было уже сказано выше развитие ВЭ сферы не возможно без вмешательства государства, без применения мер государственного регулирования. Таким образом, государственное регулирование ВЭД – основной инструмент ВЭП.

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро, мезо и микро уровнях.

ВЭП государства представляет собой целенаправленную комплексную программу действий законодательной и исполнительной власти по развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей страны.

Разработка ВЭП государства должна осуществляться на основе анализа и учета ряда внутренних и внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

• уровень развития и структуру производительных сил страны;

• состояние природных ресурсов и климатические условия;

• количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления;

• валютно-финансовое положение страны;

• количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает все основания для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим направлениям:

а) экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество.

б) импортная политика;

в) валютное регулирование;

г) регулирование российских инвестиций за рубежом;

Кроме того, действуют и внешние факторы, к важнейшим из которых относятся:

• глобализация мировой экономики;

• тенденция либерализации международной торговли и роста степени открытости стран;

• функционирование региональных интеграционных группировок (ЕС, ШОС и пр.);

• регулирующая роль международных организаций.

Внешние факторы учитываются в принципах взаимодействия РФ с каждой конкретной страной.

Основными принципами ВЭП являются:

• открытость;

• независимость;

• равноправие;

• признание приоритета международных договоров.

Структурообразующими элементами ВЭП страны, образующими единую систему воздействия государства на различные виды ВЭД, являются:

1) внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами

2) валютно-кредитная политика – совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание нормальных условий функционирования национальной валютной системы;

3) внешняя инвестиционная политика – совокупность нормативных правовых актов и инструментов государственного воздействия на экспортно - импортные потоки инвестиций с целью их эффективного использования во внутреннем соц/эк развитии страны;

4) научно-техническая политика – создание благоприятных условий взаимодействия субъектов различных стран в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества;

5) миграционная политика – целенаправленное воздействие государства на эмиграцию и иммиграцию рабочей силы для устранения баланса в демографической сфере.

В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI века. В этой связи Внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.

О ПРИОРИТЕТАХ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1. Основные тенденции в развитии международных отношений

- формирование нового многополярного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира по окончании «холодной войны»;

- основная парадигма международных отношений более не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве.

Соответственно этим тенденциям меняется и характер задач дипломатии, которые в России формулируются следующим образом:

- коллективные (в формате «сетевой дипломатии») решение крупнейших международных проблем и поиск ответов на глобальные вызовы;

- одним из главных приоритетов дипломатии становится выработка «объединительной повестки дня».

2. Приоритеты российской внешней политики на рубеже второго десятилетия XXI века

Обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Производным результатом этих усилий должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.

3. Противодействие политизированной фальсификации истории

В последнее время активизировалась деятельность разного рода псевдоисториков и политиков, пытающихся задним числом пересмотреть смысл исторических событий периода между Первой и Второй мировыми войнами, Великой Отечественной войны. Они преследуют стратегическую цель добиться пересмотра итогов второй мировой войны, поставить под сомнение подвиг СССР и Красной армии, которые внесли решающий вклад в победу над фашизмом.