Экспертные методы, особенности их применения в исследовании систем управления

Сущность экспертных методов, как при решении задач исследования СУ, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники, управления, заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.

Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по признаку оценки предпочтений в настоящее время при принятии решений по управлению являются следующие:

-метод рангов;

-метод непосредственного оценивания;

-метод сопоставлений.

В принципе каждый из них имеет много общего, а отличие, в основном, только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными способами. Причем каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.

Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести:

-организацию экспертного оценивания;

-проведение сбора мнений экспертов;

-обработку результатов мнений экспертов.

Практика показывает, что уменьшение субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ. Особенно это зависит, в первую очередь, от организации экспертного оценивания, назначения ответственного за организацию и проведение работ по экспертной оценке, а также от формирования экспертных комиссий.

Для общего руководства экспертными работами следует назначать председателя экспертной комиссии. В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную.

Рабочую группу возглавляет ее руководитель (организатор). В его подчинение входят технические работники, осуществляющие технические работы по подготовке материалов к работе экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п.

В экспертную группу входят эксперты - специалисты по решаемым проблемам.

Количество экспертов в экспертной группе зависит от множества факторов и условий. В частности, от важности решаемой проблемы, располагаемых возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов.

Подбор конкретных экспертов проводится на основе анализа качества каждого из предлагаемых экспертов. Используются для этой цели разнообразные способы:

-оценка кандидатов в эксперты на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве экспертов по проблемам оргпроектирования;

-коллективная оценка кандидата в эксперты как специалиста в данной области;

-самооценка кандидата в эксперты;

-аналитическое определение компетентности кандидатов в эксперты.

Применение всех рассмотренных экспертных методов, несмотря на их недостатки, показывает их эффективность при исследованиях и проектировании СУ. Причем, наибольший эффект достигается при одновременном использовании нескольких методов.

К разновидности экспертного метода можно отнести социологический, который основывается на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме - распространением анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использовании этого метода также следует применять научно-обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.

 

85.Современные тенденции и проббл амер мен
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление.
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
Если говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому - осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции.. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе.
Однако, параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, - это усиление внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности.
Также существовало усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой, экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них -- что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.

 

33. Общая схема процесса осуществления стратегии.
Стратегическое управление— поэтапный процесс постановки стратегических целей, выработки стратегии, организации ее реализации и коррекции.
Разработка стратегии — ориентированная на рынок и потребителя творческая деятельность, требующая таких качеств, как умение использовать рыночные возможности и покупательские потребности, чутье на перспективные инновации, готовность к разумному риску и интуитивное понимание того, что нужно для роста и укрепления бизнеса.
Реализация стратегии — набор конкретных действий по воплощению стратегии: запуск стратегических программ, формирование органов принятия и контроля стратегических решений, разработку систем мотивации, направленных на выполнение стратегических целей.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов:
- Анализ внутренней и внешней среды;
- Определение миссии и цели организации;
- Анализ и выбор стратегии;
- Оценка выбранной стратегии;
- Выполнение стратегии.
- Оценка и контроль выполнения стратегии.
Между ними существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные.
1. Анализ внутренней и внешней среды организации: обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение внешней и внутренней среды организации.
Внешняя среда организации включает в себя макроокружение и непосредственное окружение.
Макроокружение включает состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
Анализ непосредственного окружения включает изучение тех компонентов внешней среды, с которыми организация находится в постоянном взаимодействии это: конкуренты, покупатели, поставщики, ранок рабочей силы.
2. Определение миссии и целей
. состоит из трех пунктов. Во - первых нужно определить смысл существования организации, ее предназначение. Во - вторых нужно определить долгосрочные цели. И завершается эта часть стратегического управления определение краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
3. Анализ и выбор стратегии
Стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Процесс выбора стратегии включает следующие основные шаги:
уяснение текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии.
4.Оценка выбранной стратегии
в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся проце-дура оценки выбранной стратегии, в конечном счете, подчинена одному, приведет ли выбранная стратегия к достижению организацией своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии.
5. Выполнение стратегии
является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит организацию к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда организации оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде.
6. Оценка и контроль выполнения стратегии
является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:
- определение того, что и по каким показателям проверять;
- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами и другими эталонными показателями;
- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
- корректировка, если она необходима и возможна.

 

 

35.Общие подходы к управлению производством
Функции управления производством можно разделить на две группы: создание производственных процессов и обеспечение их функционирования. Различие состоит в том, что решения, направленные на создание, всегда дают отдаленные во времени результаты, в то время как результаты решений по обеспечению функционирования систем проявляются достаточно быстро. Это позволяет говорить о разделении функций производственного менеджмента соответственно на стратегические и тактические. Стратегические функции управления производством включают:1) стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся. Эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований;2) стратегию процесса, определяющую выбор способов производства товаров и обоснование производственной мощности. Под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производст-вом;3) стратегию размещения новых производств в других регионах аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распреде-лительной сети; 4) стратегию организации производства, определяющую организационную структуру предприятия, выбор форм и методов организации работ внутри предприятия, построение рабочих участков и обеспечение их ресурсами5) стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия; 6) стратегию качества Тактические функции управления производством включают:1) тактику управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производст-венной системы, а управление ими — как элемент управления материальными потоками в производстве;2) тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;3) тактику расчета потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях рыночного спроса; 4) тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;5) тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом степени загруженности производственных участков.

 

36.Определение цены и объема производства на рынке монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция — тип рыноч-ной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Примерами монопо-листических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам: ). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек, решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара

 

 

37.Определение цены и объема производства на рынке олигополии. Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Рынок делится на зоны влияния , вступают в силу неценовые факторы. Олигополия отличается определенной стабилизацией цен.

 

39.Определение цены и объема производства на рынке чистой монополии.
Фирма, обладает монопольной властью тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей и от доли его в общих продажах на рынке. Монопольной власти присущи:
Рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемого товара. Монополия часто поднимает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса.
Для монополиста невозможно определить кривую спроса, т.к. данное количество товара, предлагаемое монополией, может реализовываться по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объемы выпуска могут быть связаны с одной ценой, поскольку монополия сама устанавливает цену.
Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции. Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Источники монопольной власти:
1) Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).
2) Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
3) Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
4) Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).
Виды монополий:
1) Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
2) Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.
3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Общественные издержки монопольной власти — это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти — L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н — показатель концентрации, Рп — процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Ценовая дискриминация — разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство.
Кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) — MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR — максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.

32. Обслуживание производства.
Техническое обслуживание производства - часть производственной деятельности предприятия, необходимая для обслуживания основного производства, выпуска высококачественной продукции, обеспечения ее ритмичного изготовления.
Для организации производства наличие непосредственно производственного процесса является недостаточным. Обязательное условие успешного осуществления производственной деятельности состоит в организации инструментального, ремонтного и энергетического обеспечения производства.
Инструментальное хозяйство предприятия.
Назначение инструментального хозяйства предприятия заключается в своевременном и в полном объеме удовлетворении потребностей производственных подразделений предприятия в технологической оснастке с минимальными затратами.
На каждом производстве используется технологическая оснастка, от качества которой и своевременности оснащения рабочих мест зависят результаты производства и деятельности предприятия в целом. Затраты на инструмент и другую технологическую оснастку составляют от 5 до 30% стоимости оборудования, их удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции — от 1,5 до 15%; причем эти затраты тем выше, чем выше серийность производства.
Основными задачами инструментального хозяйства предприятия являются:
-определение потребности и планирование обеспечения предприятия оснасткой;
-нормирование расхода оснастки и поддержание ее запасов на требуемом уровне;
-обеспечение предприятия покупной оснасткой;
-организация собственного производства оснастки;
-организация учета, хранения и обеспечения рабочих мест оснасткой; -организация рациональной эксплуатации оснастки и технический надзор; -организация восстановления оснастки; -контроль внедрения учет и анализ эффективности использования оснастки.
Для определения потребности в инструменте на какой-либо период времени необходимо установить номенклатуру потребляемого инструмента, расход инструмента, запасы и оборотный фонд инструмента.
Ремонтное хозяйство предприятия.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования на предприятии осуществляет ремонтное хозяйство. Назначение ремонтного хозяйства предприятия заключается в своевременном и в полном объеме удовлетворение потребностей производственных подразделений предприятия в техническом обслуживании и ремонте оборудования с минимальными затратами. Ремонтное хозяйство выполняет следующие функции: -паспортизация и аттестация оборудования; -разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
-организация и планирование технического обслуживания и ремонта оборудования, труда ремонтного персонала; -выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту, модернизации оборудования.
Организация ремонтных работ включает две фазы:
1. Организация подготовки ремонтных работ. В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта она включает:
Конструкторская подготовка. Модернизация оборудования— изменения конструкции и материала его частей или принципа работы.
Плановая подготовка. Заключается в разработке планов-графиков ремонта..
2. Организация выполнения ремонтных работ. Для проведения ремонта без полной остановки производства, ускорения ремонтных работ и сокращения простоев оборудования в ремонте целесообразно использовать агрегатный (узловой) или последовательно-агрегатный (последовательно-узловой) методы ремонта. Энергетическое хозяйство предприятия.
В процессе производства продукции предприятия потребляют в значительных количествах энергию и энергоносители различных видов и параметров: электроэнергию, газообразное, жидкое и твердое топливо, горячую и холодную воду, пар, сжатый воздух, кислород, ацетилен и т.д. Для поддержания нормального хода производственного процесса на каждом предприятии требуется организация устойчивого энергоснабжения. Эта задача возложена на энергетическое хозяйство предприятия.
Назначение энергетического хозяйства предприятия — надежное и бесперебойное удовлетворение в полном объеме потребностей производственных подразделений предприятия в энергии необходимых параметров с минимальными затратами.
Транспортно-складское обслуживание производства.Cистемы транспортировки и складирования взаимодополняют и взаимозамещают друг друга при организации поставок в технологических целях предприятий. Именно от затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и сбыта и размещения производства, и именно эти затраты имеют решающее значение при принятии многих других решений в области управления операционной деятельностью предприятий.

 

73. Проблемы. Этапы диагностики проблем. Методы их диагностики:……...
Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения П. служит её правильная постановка. Неверно поставленная П. или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных П.
Этапы диагностики: 1) разделение проблемы на части. 2) выделение основных и второстепенных характеристик. 3) установление причинно-следственных связей по всем вариантам решения проблемы. 4) прогнозирование и анализ требуемых действий. 5) разработка рекомендаций к действию.
Метод - (от греч . methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методы диагностики: 1) Контрольные листы (это простой документ представляет собой форму в которой пользователи могут записать и организовать данные способом облегченным сбор и анализ инф-ии. Контр. лист разрабатывается на основе того, что именно пользователи пытаются узнать из собранных данных). 2) Временные диаграммы (это способ отслеживания результатов которые возникли на протяжении определенного периода времени. Определяется время с наибольшим количеством ошибок и средства борьбы с определенными ошибками в определенное время). 3) Блок-схема (это визуальное представление основных составляющих процесса). 4) Метод Эталона (бенчмаркетинг), (это процесс оценки своей деятельности по отношению к лучшему в этой или других отраслях. Процесс включает 5 шагов: а) определить основной процесс, который нуждается в усовершенствовании; б) определить организацию которая превосходит в этом процессе, желательно самую лучшую; в) установить контакт с этой организацией и узнать технику соответствующего процесса; г) проанализировать данные; д) усовершенствовать соответствующий процесс в собственной организации). 5) Диаграмма Парето (это классификация проблемы и ее аспектов по степени их важности и фокусировка на самой важной из них. Анализ основывается на правиле 80/20: на 80% проблем создается 20% причин. Анализ Парето проводится на основе контрольного листа, где все дефекты это 100%.Рассчитываем процентное соотношение всех факторов и строим диаграмму ). 6) Диаграмма Ишикавы (отображает дефекты работы зафиксированные в контрольных листах в соответствии с их причинами. Существует 4 гр. причин: а) машины и оборудование, б) сырье и материалы, в) методы, г) персонал. Причины располагаются на «скелете рыбы», голова рыбы это проблема требующая решения, остальные группы отдалены на столько далеко, насколько слабо они влияют на основную проблему). 7) Метод 5W2H
5W2H - это аббревиатура от следующих английских слов:
• What (что) – что представляет собой проблема - (суть проблемы),
• Why (зачем) - зачем необходимо ее устранить – (цель),
• Where (где) – где будут выполняться действия по устранению проблемы – (территориальный аспект),
• When (когда) – в какие сроки будут выполняться действия по устранению проблемы – (последовательность решения),
• Who (кто) – кто будет выполнять работы по устранению проблемы – (человеческие ресурсы),
• How (как) – как выполняются эти работы – (метод решения),
• How much (сколько) – сколько будет стоить устранение проблемы – (затраты)."

 

61.Планир матер, труд рес и рез произв
Планирование трудовых ресурсов - применение методов планирования кадров и рабочей силы.
Планирование трудовых ресурсов включает в себя следующие этапы: 1. Оценка имеющихся трудовых ресурсов. Коллектив оценивается по
количественным и качественным показателям.
2. Оценка будущих потребностей исходит из стратегических целей предприятия, а также из краткосрочных задач. 3. Разработка программы по развитию трудовых ресурсов, мероприятия по
найму, подготовке и продвижению кадров.
Оценка наличных трудовых ресурсов, позволяющая судить о необходимых изменениях численности работников.

Целью такого анализа является уточнение задач по отдельным группам исполнителей и формирование адекватным квалификационных требований, а также выявление резервов
повышения продуктивности труда на каждом конкретном участке работы.
В экономической практике используется несколько методов анализа содержания работы. Это фотография рабочего времени, в ходе которой определяются и регистрируются во времени задачи и действия, выполняемые
работником и по результатам которой могут быть достаточно оценены степень целесообразности и роли значимости отдельных трудовых действий.
Другой метод предусматривает сбор необходимой информации путем собеседования с работниками или их непосредственными руководителями.
Оценка будущей потребности в рабочей силе представляет весьма сложную задачу. К настоящему времени разработан ряд методов построения моделей прогноза потребности в рабочей силе. К наиболее распространенным относятся эконометрический метод и метод проектирования тенденций.
Посредством эконометр. метода потребность в рабочей силе выводится из предполагаемых уровней конечного спроса на товары и услуги в экономике на какой-то год в будущем.
Метод проектирования тенденций предполагает перенос прошлых тенденций,
изменений в величине совокупной рабочей силы и ее структуры на прогнозируемый год.
В соответствии с планируемой потребностью в трудовых ресурсах предприятием выполняется набор работников, заключающийся в создании остаточного количества кандидатов на все должности и специальности.
Создание резерва кандидатов на все требующие замещения должности и
специальности позволяет выполнить отбор работников, имеющих наилучшую
квалификацию и достаточный опыт для выполнения работы на конкретной должности.
Отбор обычно производится на основании информации о базовом и специальном образовании кандидата, уровню профессиональ навыков, стажа работы по специальности, возрасте и т.п.
Чаще всего при отборе используются такие методы, как собеседование, испытание, проверка кандидатов в центрах оценки.
Наиболее широко используемым методом является собеседование. Отбор кандидатов в центрах оценки обходится довольно дорого, поэтому используется в основном для претендентов на руководящие должности.
Планирование материальных ресурсов - корпоративная информационная система, предназначенная для оптимизации и балансировки схем и процедур поставок комплектующих, планирования потребностей производства, обеспечения гарантированного наличия необходимых материалов, снижения излишних запасов.
Именно с целью оптимального управления производством от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу метода или концепции "Планирование материальных ресурсов": производственная деятельность описывается как поток взаимосвязанных заказов; •при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов;
•обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов; •заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков;
•движение заказов "увязывается" с эконом. показателями; •выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.
Метод планирования материальных ресурсов декларирует какие процессы учета и управления должны быть реализованы на предприятии, в какой последовательности они должны выполняться, содержит конкретные рекомендации о том, как они должны выполняться, то есть алгоритмы.
Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

 

 

64.Показат эк эффект использ кап влож
Экономическая эффективность капитальных вложений, показатель, характеризующий планомерные связи и количественные соотношения между затратами социалистического общества на расширение и простое воспроизводство основных фондов и получаемыми от этого результатами. Непосредственный результат капитальных вложений — ввод в действие производственных мощностей и непроизводственных объектов, конечный результат — прирост продукции и материальных услуг, а в целом — прирост национального дохода.
Эффект (результат) производств. капитальных вложений в масштабе народного хозяйства, его отраслей, а также отдельных подотраслей, где налажен соответственный учёт, проявляется в росте продукции валовой и конечной, а также чистой (т. е. национального дохода) в стоимостном и натуральном выражении; эффективность же измеряется отношением результата (продукции) к вызвавшим его затратам (вложениям). В тех отраслях и подотраслях, а также на предприятиях (объединениях), где чистая продукция (национальный доход) не исчисляется, в качестве показателя эффекта используется прибыль, а эффективность принимается как отношение прибыли к стоимости фондов или отношение прироста прибыли к приросту стоимости фондов (или капитальных вложений). Количественно этот показатель не отражает всей Э. э. к. в., т.к. не включает значительной части чистого продукта (заработную плату, общественные фонды потребления), но позволяет судить о её динамике.
Эффект непроизводственных капитальных вложений выражается в росте услуг, удовлетворяющих непроизводственные социально-культурные потребности (жилищные, бытовые, образование, здравоохранение), а эффективность измеряется отношением натуральных результатов (площадь жилых домов, число мест в школах, число коек в больницах и т.п.) к затратам (вложениям).
Определение абсолютной (общей) эффективности капитальных вложений (отношения эффекта к затратам) имеет большое значение для планирования воспроизводства общественного продукта и его анализа, особенно в связи с задачей повышения эффективности общественного производства в условиях полной занятости рабочей силы и растущего использования природных ресурсов. По отраслям и предприятиям используются показатели фондоотдачи или фондоёмкости, которые сопоставляются с показателями себестоимости продукции. Рост фондоёмкости (или снижение фондоотдачи) может компенсироваться снижением текущих затрат и окупаться в течение нормативного срока. В этом и заключается проблема окупаемости капитальных вложений.
Э. э. к. в., как производственных, так и непроизводственных, зависит в большой мере от снижения фактических затрат на строительство, повышения его качества, сокращения сроков строительства, степени освоения производственных мощностей и достижения проектных экономических показателей.
Различаются плановая и фактическая эффективность капитальных вложений. Плановая — задаётся планом исходя из возможностей использования внутренних ресурсов производства, повышения производительности труда, снижения материалоёмкости и фондоёмкости продукции, а также достижений технического прогресса и увеличения масштабов производства. Величина плановой эффективности определяется из соотношения планового эффекта и затрат. Фактическая — определяется сопоставлением отчётных данных о затратах с данными об эффекте по народному хозяйству, по отраслям и предприятиям.
Сравнительная Э. э. к. в. применяется для выбора наилучшего из возможных плановых и проектных вариантов капитальных вложений, имеющих целью осуществление поставленной народно-хозяйственной задачи по производству продукта для удовлетворения данной потребности. Для этого сопоставляются по вариантам капитальные вложения и текущие затраты и выбирается вариант, наилучший по срокам окупаемости или по приведённым затратам. Для расчётов сравнительной эффективности большое значение имеет правильное определение нормативного коэффициента эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости). Норматив сравнительной эффективности используется для приведения капитальных вложений к годовой размерности и суммирования с текущими затратами. Он устанавливается на уровне той минимально допустимой экономии текущих затрат или прибыли по отношению к вложениям, при которой данное вложение признаётся целесообразным для осуществления. Согласно Типовой методике определения эффективности капитальных вложений, нормативный коэффициент сравнительной эффективности по народному хозяйству может быть корректирован в отраслевых инструкциях по определению эффективности с учётом особенностей отраслей и районов

 

 

115. Эксперимент в исследовании систем управления. Понятие, типы, планирование эксперимента.
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах менеджмента. Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами. Эксперимент - критерий истинности гипотез. Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием. Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент. Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.
1.Социально-экономический эксперимент ставит задачи: отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации
2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ
3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ
4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия
5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств
6. задачи взаимодействия человека и машины
7. задачи нововведения и проблемы их внедрения
Социологические исследования проводятся с целью выявления
социальных последствий управленческих нововведений.
Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов – и изменения характера влияние одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статической обработки результатов экспериментов в этом случае применяется дисперсионный анализ и факторный анализ. Если изучаемая область относительно не известна и система гипотез отсутствует то предварительно проводят пилотажный эксперимент, результаты которого могут помочь найти направления дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, то говорят о решающем эксперименте, с целью проверки каких либо зависимостей проводят контрольный эксперимент.

 

 

117. Этапы развития управления качеством. Опыт управления качеством в США и Японии
1. 1905 г. система Тейлора – улучшение качества деталей. Система мотивации: поощрения за высокую производительность труда и устранение дефектов. Появляются контролеры, инспекторы по качеству.
2. 1924 г. Статистические методы исследования качества – стат. методы, контрольные карты. Проверяется и ведется стат. учет дефектов.
3. 1950 г. Тотальный контроль качества на стадиях планирования, конструирования, организации производства, хранения продукции, реализации. Вводится документация – права и обязанности персонала для повышения качества.
4. 1987 г. Всеобщий менеджмент качества. Всесторонни подход к повышению качества изделия. Планирование качества, политика качества. Основные принципы: улучшению качества нет предела. Снижение непроизводственных затрат за счет поставки точно в срок (канбан),
снижение транспортных затрат и хранения.
5. 90-е Внедрение системы стандартов ISO 14000. Особенность: экологический менеджмент качества. Появился из-за активного вмешательства общества в деятельность предприятия.
Характерные особенности американского опыта в области качества: Жёсткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики; Внимание к процессу планирования производства по объёмным качественным показателям, административный контроль за исполнением планов; Совершенствование управления фирмой в целом.
Отличительные элементы японского подхода к Управлению качеством: Ориентация на постоянное совершенствования процессов и результатов труда во всех подразделениях; Ориентация на контроль качества процессов, и на качество продукции; Ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов; Исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего, т.е. от последующей операции к предыдущей; Культивирование принципа «Твой потребитель – исполнитель следующей производственной операции»; Полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем; Активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала.

 

 

63Паказатели эк эффективн интенсивности ИНТЕНСИВНОСТЬ (франц. intensif, лат. intensio - напряжение, усиление) — напряженность процесса, характеризуемая большой отдачей используемых ресурсов. Например, интенсивность труда - количество труда, затрачиваемое работником в единицу времени. Чем выше интенсивность труда, тем больше трудовых затрат (умственной и физической энергии) осуществляет работник в единицу времени.
Интенсивный путь развития - процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ - процесс в развитии производства за счет применения более эффективных средств производства и его организации. Интенсификация предполагает увеличение затрат на производство, однако эти затраты окупаются более эффективным и экономичным использованием всех применяемых ресурсов. За счет интенсификации происходит процесс преобразования структуры используемых ресурсов, ее сдвиг в пользу овеществленного труда (фондовооруженности), т. к. применение новых машин и оборудования приводит к экономии живого труда и росту его производительности. Происходит также экономия предметов труда и природных ресурсов за счет замены естественных материалов синтетическими, внедрения новейших технологий в т. ч. технологий, приводящих к безотходному производству. В результате интенсификации происходят изменения в использовании всех факторов производства. Растет напряженность труда, что проявляется в увеличении плотности использования рабочего времени, усилении физических, нервных и интеллектуальных нагрузок на рабочую силу; улучшается организация производства; осуществляется экономия всех средств производства и сырья.
Решающим фактором интенсификации производства и экономического роста является научно-технический прогресс, который предполагает развитие фундаментальных исследований, прикладных исследований и разработку и внедрение новых технологий, создание принципиально новых техники и оборудования. Этот процесс в целом носит название инновационного. Показателями инновационного процесса служат доля продукции наукоемких отраслей в совокупном объеме производства, коэффициент выбытия оборудования, коэффициент внедрения новой техники и др. Эти же показатели являются главными показателями интенсификации производства.
Для количественной характеристики процесса интенсификации применяется понятие «уровень интенсивности». Он характеризуется системой показателей. Среди них имеются прямые и косвенные, общие и частные, стоимостные и натуральные.
Косвенные показатели интенсификации.
1. Удельный вес пашни в общей земельной площади.
2. Удельный вес посевов в общей земельной площади.
3. Удельный вес мелиорированных земель в общей земельной площади.
4. Удельный вес новых сортов и пород скота.
5. Энерго- и фондовооруженность труда.
6. Энергооснащенность и фондообеспеченность.
7. Количество вносимых минеральных удобрений в действующем веществе на 1 га.
8. Расход кормов на 1 голову скота.
9. Структура кормов. 10.Сроки откорма.
11. Механизация отдельных работ.
12. Комплексная механизация производства отдельных видов продукции.
13.Годовая, дневная и сменная выработка на трактор.
14. Удельный вес квалификационных кадров в общей их численности. При анализе процесса интенсификации отрасли, конкретного предприятия рост затрат надо рассматривать в тесной связи с результативными показателями интенсификации производства и с позиций конечных результатов хозяйственной деятельности в условиях интенсивного развития.