Моделирование одежды.

ФОРМИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ШВЕЙНЫХ ТОВАРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

Создание швейного изделия охватывает четыре этапа, пос­ледовательно связанных между собой: моделирование, констру­ирование, раскрой материалов и пошив деталей и швейного из­делия. Каждый из этих этапов связан с формированием опреде­ленных свойств, уровня качества и разнообразия ассортимента.

Значение первых двух этапов — моделирования и конструи­рования, обобщенно проектирования изделий, определяется тем, что при неучете особенностей эксплуатации изделия потре­бителями возможно снижение уровня качества на 40—60 %. Раскрой материалов и пошивочный процесс называют техноло­гией изготовления швейных изделий.

Моделирование одежды.

Моделирование следует отнести к области прикладного ис­кусства, занимающегося созданием моделей или образцов одежды.

Задачей моделирования является создание удобной, изящ­ной, красивой, а также гигиеничной одежды разнообразных фасонов, отвечающей направлению моды и требованиям потре­бителей. Эту задачу выполняют дома моделей, центры моды, а также лаборатории швейных предприятий.

При разработке новых моделей учитываются: телосложение человека; возраст; экономические факторы — расход материа­лов; возможности воплощения модели в условиях реального производства; затраты времени на изготовление.

Существенное значение при разработке новых образцов одежды имеет сотрудничество художников-модельеров с дизай­нерами, создающими материалы для швейных изделий.

При разработке моделей одежды обеспечение их соответствия предъявляемым требованиям и разнообразие достигают­ся за счет определенных характеристик (элементов) художест­венно-технического оформления. Такими элементами (элемен­тами моделирования) являются: силуэт, форма, пропорции, докрой, композиция, элементы формы, рисунки и цвет матери­ала, ритм и др.

Силуэт — плоскостное изображение, очертание предмета. Он характеризуется высотой и шириной плеч, степенью приле­гания изделия к фигуре человека по линии талии, бедер, дли­ной изделия и шириной снизу, длиной рукавов и др.

Каждому направлению моды присущ определенный модный силуэт. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.

Важнейшим признаком, определяющим силуэт, является линия талии. По степени прилегания изделия к фигуре по ли­нии талии различают прилегающий, пря­мой и свободный силуэты (рис., а—г).

Форта модели определяется конструкцией деталей, застеж­ки, отделками.

 

Выделяют изделия строгой, спортивной формы и фантази. Изделия строгой формы отличают однобортная застежка, прос­той крой основных деталей — полочки, спинки, рукава, нижне­го воротника. Для изделий спортивной формы характерны хлястики, пояса, накладные карманы, кокетки, шлицы, т.е. элементы, подчеркивающие стройность и спортивное сложение фигуры человека. Форма фантази отличается сложными конструктивными решениями деталей, разнообразными элемен­тами отделки и сложным покроем.

Силуэт и форма составляют основу модели. При их выборе должны быть обеспечены:

· четкость силуэта и его согласованность с материалом и фигурой человека;

· соответствие изделия узкому целевому назначению. Восприятие силуэта и формы изделия зависит от пропорций отдельных элементов.

Пропорцией называется определенное соотношение частей изделия между собой и с фигурой человека. Наиболее устойчи­выми являются силуэты, приближенные к геометрическим фигурам (прямоугольник, овальная восьмерка, трапеция).

При этом наилучшее их зрительное восприятие достигается на основе определенных пропорций: в прямом силуэте 1:3 по ширине и длине, в плотнооблегающем и полуоблегающем 2:3 по длине и 1:2 по ширине.

Покрой одежды определяется рядом конструктивных осо­бенностей (рис., а-в):

· типом рукавов (втачные, реглан, цельнокроеные, комби­нированные и др.);

· видом застежки (распашные, однобортные, двубортные и др.);

· конструкцией карманов (прорезные, накладные, располо­женные в шве изделия и т.д.);

· формой воротника (стойка, пальтовый, шалевый и др.);

· конструкцией полочки и спинки, которые могут быть цельнокроеными, отрезными по линии талии, с отрезной (от­летной) кокеткой, с отрезным бочком и т.д.).

Использование разных силуэтов и форм, видоизменение де­талей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия.

В одежде основным средством воздействия на эстетические чувства и восприятия человека является композиция. Компози­ция — это единство всех входящих в ту или иную модель элементов формы, их взаимное подчинение друг другу. Использо­вание этих элементов должно способствовать созданию одежды определенного назначения.

Основными элементами формы, входящими в компози­цию одежды, являются линии, пропорции, материал, масса, ритм и др.

Линии бывают силуэтные, конструктивные и декоративные.

Силуэтные — это линии плеча, талии, низа изделия. Они определяют характер силуэта, пропорции, придают ему выра­зительность.

Конструктивные — линии соединения основных деталей (ростка, горловины, проймы, боковых швов, раскепа и т.д.).

Декоративные линии образуются различными отделками (вышивкой, сборками, защипами и др.) и декоративными дета­лями (воротниками, клапанами карманов и т.д.).

Существенное влияние на композицию оказывает матери­ал. Выбор материала зависит от назначения изделия, сезона, задуманной формы, телосложения и возраста человека. Естест­венно, что при определении материала художник-модельер на­ряду с объективными свойствами (прочностью, растяжимостью, поверхностной плотностью, массой) большое внимание уделяет эстетическим характеристикам (цвету, рисунку, блеску, факту­ре поверхности и др.). Поэтому важнейшими характеристика­ми материалов, особо учитываемых при моделировании, явля­ются: волокнистый состав и структура материала, комплекс свойств (эстетических, гигиенических, физико-механических, технологических), рисунок поверхности, цвет и цветовая ком­позиция материалов. При этом цветовая композиция может быть однотонной, полярной и многоцветной.

Масса в одежде — это объемное восприятие, обусловленное разворотом плеч, полнотой в области груди, талии, бедер, ши­риной рукавов, брюк и т.д. Очевидно, что эти элементы массы также имеют значимость в композиции.

Ритм в одежде — это чередование элементов формы и ин­тервалов между ними. Простой вид ритма — это, например, одинаковые по форме и размеру накладные карманы, симмет­рично расположенные пуговицы, петли, складки, отделочные строчки.

Сложный ритм определяется пропорциональным изменени­ем одинаковых по форме карманов (нагрудных и боковых), от­делочных пуговиц по низу рукавов (обычно в женской одежде) и др.

Процесс моделирования швейного изделия можно разделить на этапы:

· работа художника-модельера по созданию композиции модели;

· выполнение композиции в материале.

Первый этап осуществляется с использованием одного из методов моделирования:

- эскизного;

- муляжного;

- варьирования (изменения) фасонных особенностей на еди­ной конструктивной основе.

Эскизный метод заключается в выполнении рисунка моде­ли-эскиза. Естественно, художник-модельер базируется при этом на тенденциях моды и развития ассортимента с учетом других аспектов разработки модели.

Муляжный метод заключается в том, что художник-мо­дельер набрасывает на манекенщика (манекен) материал (мар­лю, бумагу и др.) и получает макет, определяя на нем все эле­менты формы, т.е. создает композицию модели.

Метод варьирования заключается в том, что на единой кон­структивной основе изменением деталей, элементов покроя, от­делок создают семейство моделей. Этот метод снижает затраты на разработку единичной модели, в большей мере позволяет разнообразить модельный ассортимент, что вполне соответствует требованиям и производства, и рынка.

Созданные композиции моделей по рассмотренным методам обсуждаются Малым художественным советом (МХС) (специалистами моделирующей организации, т.е. художниками-модельерами, конструкторами, технологами).

После одобрения композиции с возможными изменениями, доработками наступает второй этап моделирования, т.е. вопло­щение композиции в материале. При этом производится кон­структорская разработка лекал, по которым осуществляется раскрой материалов. Раскрой позволяет художнику-модельеру определить экономичность модели. Перед пошивом произво­дятся примерки, обычно на фигуру манекенщика (манекенщи­цы), которые помогают оценить правильность замысла создате­ля модели, уточнить особенности технологической подготовки, проведения операций изготовления изделий по данной модели.

Выполненная в материале модель представляется Большо­му художественному совету (БХС). Он включает как специали­стов моделирующей организации, так и представителей про­мышленности, медицины, средств массовой информации, тор­говли. При этом последние обладают правом «вето». БХС мо­жет принимать различные решения: рекомендовать модель к производству или отклонить ее; включить в состав моделей пер­спективной моды; рекомендовать к доработке, в журналы мод, на международные выставки моделей одежды и др.