Финансовая отчетность предприятия, ее виды и характеристика. Расчетный баланс фирмы.
Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета в целях предоставления пользователям в удобной и понятной форме для принятия деловых решении своевременной, объективной и достоверной многоаспектной информации о финансовом положении предприятия.
Пользователи финансовой отчетности:
К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия.
Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании, и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
Пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании:
нынешние и потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;
нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.
Пользователи, опосредованно заинтересованные в ней(это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей):
аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;
консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;
биржи ценных бумаг;
регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний, и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.
Принципы подготовки и составления финансовой отчетности содержат следующие основополагающие допущения:
-учет по методу начисления, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены и выплачены). Применение этого метода означает, что на каждую отчетную дату производится начисление соответствующих доходов и расходов компании;
- непрерывность деятельности компании. В соответствии с этим принципом при составлении финансовой отчетности подразумевается, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. В случае ожидания прекращения деятельности компании, ее банкротства отчетность должна быть составлена исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.
- Допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций, действующее в российской практике, МСФО не предусмотрено.
- Понятность означает доступность информации для понимания пользователем
- Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть сопоставимой внутри компании по отчетным периодам, а во внешней среде с информацией других компаний.
- Надежность означает отсутствие в информации существенных ошибок. Залогом надежности информации служит соблюдение следующих условий при ее раскрытии:
Финансовая (бухгалтерская) отчетность включает в себя:
– бухгалтерский баланс; (форма № 1);
– отчет о прибылях и убытках; (форма № 2);
– приложения: (отчет об изменениях капитала (форма № 3);отчет о движениях денежных средств, (форма № 4);
– приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
– отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
– пояснительную записку;
– аудиторское заключение (в случае необходимости).
Бухгалтерский баланс – форма финансовой отчетности, раскрывающая характеристики актива и пассива компании в денежном выражении. Основной характеристикой такой формы финансовой отчетности, как бухгалтерский баланс, является стоимостная оценка, то есть все рассматриваемые показатели имеют денежное измерение.
Актив баланса содержит 2 раздела:
I. Внеоборотные активы;
II. Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из 3 разделов:
III. Капитал и резервы;
IV. Долгосрочные обязательства;
V. Краткосрочные обязательства.
Отчет о прибылях и убытках – вид финансовой отчетности, содержащий информацию о доходах и расходах, а также финансовых результатах, представленную в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Выручка
Себестоимость продаж
Валовая прибыль (убыток)
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прибыль (убыток) от продаж
Доходы от участия в других организациях
Проценты к получению
Проценты к уплате
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль (убыток) до налогообложения
Текущий налог на прибыль
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
Изменение отложенных налоговых обязательств
Изменение отложенных налоговых активов
Прочее
Чистая прибыль (убыток)
Отчет об изменениях капитала – форма бухгалтерской финансовой отчетности, показывающая движение уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также отражающая все изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предприятия. Данный вид финансовой отчетности предприятия состоит из двух частей, представленных последовательно друг за другом. В первой части раскрывается информация за предыдущий отчетный период, во второй – за рассматриваемый.
Отчёт об изменениях капитала состоит из 3 разделов:
• Раздел I «Движение капитала»;
• Раздел II «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок»;
• Раздел III «Чистые активы».
Раздел II «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» состоит из трёх частей:
• Капитал всего;
• В том числе нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
• В том числе другие статьи капитала, по которым осуществлены корректировки;
Раздел III «Чистые активы» представлен на три отчетные даты.
Отчет о движении денежных средств – форма финансовой отчетности, характеризующая разницу между притоком и оттоком денежных средств за отчетный и предшествующий отчетному период.
- Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.