Постмодернизм в английской литературе

Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.). Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости.отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения отвергает, нередко в игровой форме, саму возможность поиска смысла, а его роман часто является пародией этого поиска.В построении персонажей авторы уходят от внешней реальности к исследованию внутренних состояний сознания, используя "поток сознания». Фрагментарность — в устройстве повествования и персонажей — ещё одна общая черта модернистской и постмодернистской литератур.Игровая форма присутствует во многих модернистских произведениях.

Постмодернизм — это реакция на модернизм (и результаты его эпохи), последовавшая после Второй мировой войны с её неуважением к правам человека.

В английской литературе постмодернизма обычной реальности, будь то место действия или историческое событие, нередко противопоставляется реальность фантастическая в духе магического реализма (С. Рушди, А Картер). Наряду с романом в форме фантастической истории распространение получил так называемый "историографический роман", в котором история разных временных пластов расследуется по детективной схеме (П. Акройд, Г. Свифт, А. Байет). Заметной особенностью постмодернистской литературы стало использование приемов популярных жанров, получивших развитие в английской литературе 20 в. Наибольшую роль сыграл детектив, отвечающий игровой установке постмодернизма.Не менее существенно пародирование клишированных ситуаций антиутопии, научной фантастики (А. Грей), готической прозы (М. Эмис), шпионского романа (И. Макъюен). При этом особое значение сохраняется за классическим английским романом, который не только служит предметом стилизации или пародии, но и придает сюжетную выстроенность игровым трюкам.

Появление романа Дж. Барнса "История мира в 10 1/2 главах" (1989), в котором идеи и эстетические установки постмодернизма реализованы наиболее последовательно, было высшей точкой в истории этого направления в Великобритании. Тем не менее и позднее продолжает появляться большое число произведений, близких постмодернизму, развивающих найденные им модели. Главная среди них - манипуляция с классическими текстами, всякого рода адаптации, переписки и продолжения. Всё это лишний раз подтверждает повышенный интерес английского постмодернизма к национальному материалу, будь то история или литература.

Джон Фаулз (1926 - 2005 ) — один из крупнейших современных английских романистов. Главная проблема его произведений - обретение самосознания как необходимого условия для достижения свободы. ("Коллекционер", "Волхв", "Женщина французского лейтенанта", "Червь"), автор единственного сборника рассказов — "Башня из черного дерева" (1974г.).

Сборник открывается одноименной повестью, которая является одним из ярких образцов литературы постмодернизма. Заглавие повести — аллюзия на флоберовскую метафору искусства как "башни из слоновой кости". "Башня из черного дерева" — так Фаулз определяет искусство ХХ века. Судьбы живописи ХХ столетия, основные эстетические проблемы искусства конца века воплощены в судьбах героев повести, профессиональных художников.

Молодой английский художник-абстракционист Дэвид Уильямс приезжает в сентябре 1973 года в Котминэ, поместье в Бретани, во Франции. Хозяин Котминэ — Генри Бресли, легендарный живописец старшего поколения, пользующийся мировой славой. Уильямсу заказано предисловие к альбому "Творчество Генри Бресли", и он приехал на два дня, чтобы лично познакомиться со стариком и собрать материал для вступительной статьи. Уильямс искренне восхищается творчеством Бресли, много слышал о нем как о человеке — это в основном скандальные истории enfant terrible английского искусства. Дэвиду предстоит лишь сверить свои наброски с реальностью, он относится к этому визиту как к сугубо деловой поездке.

Однако реальность такова, что полностью выбивает почву из-под ног уверенного в себе критика, мужа, отца трех детей. Дэвид не сразу осознает, что попадает в заколдованный, волшебный мир, который создал Бресли в сердце старинного Броселиандского леса. Котминэ находится в тех самых местах, где разворачивалось действие бретонских легенд о заколдованных принцессах, страшных драконах и странствующих рыцарях, и сам становится участником такой легенды, разыгрывающейся на современный лад. Дэвид не готов к тому, что встретит в Котминэ загадочную, сдержанную девушку — Мышь, далеко не сразу разглядит в ней не только любовницу старика, но талантливую художницу в состоянии поиска; он не готов к тому, что старик Бресли разобьет его устоявшиеся представления об искусстве; он не готов ответить на призыв Мыши освободить ее от чар Котминэ. Литературная традиция, с которой Фаулз охотней всего играет в повести, — средневековые легенды артуровского цикла, и образы Мыши, Дэвида, Бресли по мере чтения все больше воспринимаются как образы заколдованной принцессы, странствующего рыцаря и могущественного волшебника, держащего принцессу в заточении. Но доспехи странствующего рыцаря оказываются Дэвиду не по плечу — 1973 год далек от героических эпох, — и Дэвид не справляется с испытанием, с вызовом, который бросает ему Котминэ. Он не находит в себе смелости ответить на призыв Мыши, его сдерживают соображения супружеского долга и страх перед жизненной переменой; у него не хватает дерзости согрешить, а значит, не хватает любви. По дороге в Париж на встречу с женой уроки Котминэ доходят до героя с обжигающей ясностью, и горечь этого самопознания он постарается как можно скорее забыть. Автор дарует ему лишь краткий миг самопостижения:

...он знал, что отказался (даже если ему больше не суждено с ней повстречаться) от возможности изменить свою жизнь и что дальнейшая судьба его творчества — его качество и его способность выдержать испытание временем — зависит от признания этого факта... Котминэ беспощадно продемонстрировало: то, с чем он родился, при нем и останется. Он был, есть и будет порядочным человеком и вечной посредственностью...

Котминэ и его обитатели воплощают в повести творческую свободу, полноту жизни, а Дэвид возвращается к цивилизации, к своим абстрактным полотнам, к своей семье, и то, что для всех остальных выглядит как нормальная жизнь, для него отныне, когда он познал, чем мог бы стать, — абстракция, "башня из черного дерева". С виду такой благополучный, он обречен теперь жить с горечью утраты своего возможного, более непосредственного, более полного "я".

Повесть Фаулза допускает несколько уровней прочтения. Постмодернизм стирает грань между искусством элитарным и массовым, поэтому в постмодернистских литературных произведениях заложено несколько уровней прочтения: читатель может относиться к этим текстам наивно, читать их так же, как произведения традиционной литературы, задаваясь вопросом "что же будет дальше с героями?", и этот законный читательский интерес постмодернисты удовлетворяют, обращаясь к авантюрным или детективным сюжетам, пограничным ситуациям, всячески усиливая сюжетную напряженность. С другой стороны, под поверхностью традиционного повествования постмодернисты обязательно выстраивают еще несколько повествовательных уровней, дополнительных измерений художественного мира, которые открываются только читателю интеллектуальному, изощренному, готовому принять предлагаемые автором правила игры. Значит, задача читателя — постоянно работать над расширением своего читательского опыта из всех эпох истории литературы, потому что только при этом условии можно сполна насладиться литературой современной.

"Коллекционер» Молодой клерк Фредерик живет в небольшом городке со своей теткой и ее дочерью-калекой, не имеет друзей, ходит на скучную работу и коллекционирует бабочек. Он безнравственен и недалек, но не умышленно, так сложилось, что некому было обогатить внутренний мир Фредерика. Сослуживцы подшучивают над ним, женщины не обращают внимания, а жизнь так и идет изо дня в день, не имея никакого смысла. Единственная радость Фредерика в жизни – молодая девушка по имени Миранда. Он с ней не знаком и только наблюдает издалека, но в тоже время он по-настоящему одержим ею, ее волосами, походкой, речью, лицом.

И вот Фредерик не живет, а проживает свою жизнь, в которой есть только 2 радости, погоня за редкими бабочками и Миранда, пока он совершенно случайно не выигрывает большую сумму денег в лотерее. Деньги, как не странно, не меняют ровным счетом ничего, пока он не решает при помощи этих средств заполучить единственную радость его жизни – Миранду. Эта девушка выступает представителем Немногих, как она сама себя называет. Она хочет стать художником, уничтожить ядерное оружие и сделать мир красивым. Ей отвратительны такие люди как Фредерик, их некрасивые вещи, их скупая речь, их мелочность и глупость. Но при всем при этом, Миранда не намного далеко ушла от Калибана (так главная героиня называет Фредерика, отсылка к герою шекспировской трагикомедии «Буря»).

Роман состоит из двух частей, в первой повествование идет от лица Фредерика, вторая – дневник Миранды. Это дает читателю необыкновенную возможность посмотреть на каждый вопрос с точек зрения разных слоев общества. При чтении первой части, где историю рассказывает Фредерик, не всегда понятны мысли и отношение Миранды к той или иной ситуации. Но когда читатель начинает читать дневник девушки, открывается полная картина происходящего.