Права природы

Поэт Велимир Хлебников писал в начале ХХ века:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров.

И был во многом прав. Все живые существа, также как и люди, обладая равной внутренней ценностью (полезностью для себя), имеют моральный статус и поэтому имеют равные моральные (естественные) права. Другими словами, равная внутренняя ценность всех живых существ является обоснованием наличия у всех их равных моральных прав*. Это же справедливо для экосистем, участков неживой природы и даже космоса

Другое распространенное философское доказательство наличия прав природы заключается в том, что все живые организмы, экосистемы, как и человек, имеют жизнь. Именно жизнь, как уникальный дар природы, заставляет человека относится ко всем ним как к морально значимым партнерам (субъектам), что, в свою очередь, подразумевает у всего живого наличие моральных прав.

Следующее доказательство — теологическое. Оно сводится к тому, что Бог создал все живые существа и дикую природу. Поэтому они являются носителями неотъемлемой врожденной божественной ценности и божественных прав, данных им от Бога.

Права природы являются отражением величия и славы Бога. Живые существа, экосистемы, даже участки неживой природы не могут ущемляться в правах, так как в этом случае будут ущемляться права их Создателя. Вот почему все творенья божьи созданы живыми, свободными и имеют право на жизнь и собственный образ жизни.

Сразу оговорюсь, что здесь мы говорим о моральных (естественных) правах, не писанных, имеющих этическую основу, в отличие от юридических (позитивных), опирающихся на закон. Считается, что вначале возникают связанные с моралью естественные права, которые затем получают силу закона. Так, вначале о моральных правах человека стали говорить философы (Локк, Джефферсон и др.), а затем, когда эта идея овладела массами, чернокожие, индейцы, женщины юридически были приравнены к правам белых мужчин. Теперь пришел черед уровнять в правах с человеком и других живых существ, а также экосистемы (рис. 2).

Права природы — это этическая конструкция, идея, а не факт, не вещь. Их нельзя потрогать руками. Они не существуют сами по себе, а являются отражением морали определенного человеческого общества. Так, этика, культура и религия американских индейцев и многих азиатских буддистов предполагали наличие прав у животных, и поэтому эти права защищались людьми. Права животных признавались в Древнем Египте, о них писали юристы Древнего Рима и арабский мыслитель Изз-Дин ибн Абд-Салам. К. Маркс ввел моральное понятие прав деревьев. Далай-лама создал специальную «Молитву за живых существ» с упоминанием прав живых организмов:

Бесчувственная и безжалостная игра

Жизнями других существ,

Например, спортивная охота и рыбная ловля,

Является неоправданной жестокостью,

Нарушением естественного права на жизнь,

Которым наделены все живые существа.

В Советском Союзе, наоборот, ни этика, ни культура не предполагали наличия прав не только у природы, но и у людей, отсюда бесправными являлись как животные, так и люди.

Следует отметить, что в самой природе понятия прав не существует. Лиса, поедая зайца, не нарушает его права, так как права природы — это понятие экологической этики, рассматривающей моральное отношение людей к природе, а не между частями дикой природы: зайцами и лисами.

Некоторые критики идеи прав природы ставят под сомнение наличие прав природы под тем предлогом, что волки и зайцы не осознают свои права, а человек осознает. Однако, для того, чтобы обладать правами, не обязательно их осознавать. Умственно отсталые люди и человеческие младенцы (также как волки и зайцы) не осознают свои права, однако обладают ними.

Итак, права природы — это вызванные необходимостью нормы защиты потребностей природы, рассматриваемой как моральный партнер (субъект).

Право — это то, что гарантирует жизненные интересы, помогает удовлетворению потребностей, достижению целей. Право принадлежит тому, кто им пользуется, а не тому, кто изъявляет волю. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом, задача права — гарантировать ему это право. Так писал еще в 1903 г. в своей книге «О правах животных» Павел Владимирович Безобразов, историк, общественный деятель, приват-доцент Московского университета.

Права умственно неполноценных людей и человеческих младенцев в случае нарушения отстаивают их попечители — моральные агенты — родители, опекуны. Аналогично права волков и зайцев должны отстаивать их попечители — моральные агенты — люди, защитники природы.

Уважать, защищать права природы означает способствовать ее интересам вне зависимости от наших чувств или корысти, а просто потому, что так поступать справедливо. Человек, признавая права природы, одновременно обязуется защищать эти права, ибо права немыслимы без обязанностей.

Следует подчеркнуть, что права природы, так же как и права человека, не являются абсолютными. Их в исключительных случаях иногда приходится нарушать, однако тогда для этого требуется серьезная моральная аргументация. Так, пропитание человека является значимым моральным аргументом, ради которого будет правильным нарушить право на жизнь свиньи. Исходя из этого, экологическая этика не призывает всех стать вегетарианцами. Однако любительская охота как забава не является серьезным моральным аргументом для того, чтобы нарушать право на жизнь кабана. Похожие примеры мы находим и в человеческом обществе. Право на жизнь священно, и никто не получит разрешения ради забавы убить другого человека. Однако, если один человек нападет на другого, то тот, защищая свою жизнь и жизнь своих близких, имеет моральное обоснование, в качестве самообороны, лишить жизни нападающего.

Идея прав природы имеет не только теоретический интерес. Ее вклад в практику природоохраны трудно переоценить. Во-первых, признание прав природы позволяет сформулировать новый, весомый этический аргумент в защиту создания заповедников, обосновывая это тем, что поскольку природа имеет право на существование, то человек обязан обеспечить ей это право заповеданием территории. Во-вторых, признание прав природы (вначале моральных, а затем юридических), позволит применять эффективную практику подачи исков в суд от лица дикой природы (через опекунов) за нанесение ей ущерба. В-третьих, признание прав природы будет способствовать повышению эффективности экологического воспитания и образования. И, в-четвертых, самое главное — признание прав любого живого существа создает особый моральный, а затем и правовой уровень его охраны. Если раньше, когда живые организмы были бесправными, лишить их жизни или свободы человеку ничего не стоило, то при наличие прав природы, это так просто сделать нельзя. Теперь, чтобы нарушить право природы, необходимо веское моральное обоснование.

Признание прав природы одновременно означает некоторое ограничение прав и нежизненноважных, пустых потребностей и интересов человека. Так, например, ради защиты права на жизнь и свободу диких животных придется ограничить права, защищающие интересы охотников-любителей получать удовольствие от убийства зайцев и косуль, или почитателей корриды, имеющих интерес поглазеть на истязание и убийство быка.

КОМУ КАКИЕ ПРАВА

Человек и природа обладают равными правами с точки зрения их моральной значимости, но разными по их классификации. Человек и журавль имеют равные права на жизнь, но, в отличие от человека, права на свободу совести у журавля нет. Ибо он не нуждается в этом праве.

Различные экофилософы предлагают различные права, которые могут быть признаны за живыми существами, сообществами живых существ и за экосистемами. Ниже мы приведем наиболее общепризнанные. За живыми существами как индивидами, а также их сообществами (популяции, подвиды, виды) признаются следующие основные права:

1. Право на жизнь;

2. Право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость);

3. Право на необходимую для жизни долю земных благ;

4. Право на защиту от страданий по вине человека;

5. Право на защиту законом.

Живые существа, не имеющие нервной системы (вирусы, бактерии и т.п.), не являются индивидами и поэтому обладают правами только на уровне вида.

За экосистемами, ландшафтами, участками неживой природы и космосом признаются следующие основные права:

1. Право на существование;

2. Право на свободу от человеческого контроля и управления;

3. Право на защиту законом.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВ ПРИРОДЫ

Народ той или иной страны, признающий экосистемы и живые существа как моральных партнеров (субъектов), принимает законы, необходимые для защиты прав природы. То есть моральные (естественные) права, являющиеся частью этики, культуры или религии, превращаются в права юридические. Тогда на вопрос: «Имеют ли живые существа и дикая природа юридические права?» — будет вполне простой ответ: «Да, имеют в тех обществах, законодательные системы которых содержат законы, защищающие их благо тем или иным способом».

Например, в Новой Зеландии — в первой в мире стране, человекообразные обезьяны имеют свои юридические права, так как там в 1999 г. был принят соответствующий закон. В 2002 г. в Германии была принята поправка к Конституции страны (ст. 20), обязывающая государство уважать наряду с достоинством людей достоинство животных (то есть впервые в Европе животные признаны в качестве моральных партнеров и субъектов права).

В Японии и США уже сейчас имеется практика, когда природоохранные организации от имени диких животных и даже экоартнеров и субъектов права).

В Японии и США уже сейчас имеется практика, когда природоохранные организации от имени диких животных и даже экосистем подают иски в суд за нарушение прав природы и выигрывают дела.

Так, пернатый обитатель Гавай палила могла исчезнуть, так как на склонах вулкана Килауэа, где она обитала, должны были бурить скважины. В 1978 г. Сьерра-клуб и Одюбоновское общество подали иск в суд в защиту птички от ее имени. Впервые в американской судебной практике истцом стало животное. И птица выиграла. Федеральный суд заставил местные власти отвести для палилы специальные охраняемые территории.

Таким образом, моральные права природы становятся основой для законов, которые будут приниматься в защиту природы в будущем. Они готовят людей к жизни в новой сфере ответственности.

Вместе с тем, права природы не претендуют на всеобъемлющую полноту. Не менее важными в природоохране остаются великодушие, уважение, благородство, щедрость, долг, любовь, жертва и милость по отношению к природе.

От имени Природы говоря...

От имени Природы и во славу

Природе возвратим ее права,

Пока Земля на Солнце не упала.

А. Осмолов