Стратегия нравственного воспитания

 

Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики, литературоведения и др. Но именно этика (нравственная философия), раскрывающая природу, сущность морали, обязана сформулировать основные задачи воспитания, его стратегию, раскрыть его роль в жизни общества. А это очень важно для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых происходит с большим трудом. Вновь остро встают вопросы: «С кого же делать жизнь?», «Какую личность воспитывать?», «Какие акценты расставлять в процессе воспитания?» и др. В средствах массовой информации постоянно звучат заявления — во многом обоснованные — о кризисе общественной нравственности, о небывалом росте преступности, о продажности многих политиков и т.п.

В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что мораль выражает интересы не какой-то социальной группы, а человека как такового (и, следовательно, общества в целом), его вечные попытки определить смысл своего существования, базовые ценности его бытия. Во все времена моралисты своей точкой отсчета считали живого, конкретного человека, его полноценную жизнь, его счастье, свободу и достоинство. Выдающиеся мыслители понимали, что человек со сломленной волей, уничижающий самого себя ущербен в нравственном отношении. Понимали и то, что такой человек не может творить полноценную общественную жизнь. Исторический опыт свидетельствует, что при подавлении свободы и достоинства личности (рабство, крепостничество, современные формы тоталитаризма) в ней возникает едва ли не инстинктивный протест, ибо стремление к самости, самостоятельности имеет глубокие корни в психической структуре человека.

В морали выражается действительно общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры, в ней зафиксированы ценности, жизненно важные для всех людей — богатых и бедных, молодых и пожилых, верующих в Бога и неверующих, те ценности, без которых невозможна организация никакого вида деятельности — политической, хозяйственной, религиозной и т.д. Приобщение к этим ценностям и является главной задачей нравственного воспитания.

Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения релятивистские настроения: мол, в жизни нет ничего постоянного, устойчивого, а все определяется эгоистическими интересами. Однако... разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: «не убий», «возлюби ближнего», «не обижай сирых», «не желай ближнему того, чего себе не желаешь », не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку... человеческое лицо.

Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества. Как писал Вл. Соловьев, «нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это есть тот минимум рассудительности и нравственности, благодаря которому люди могут жить по-человечески».