Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы

Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.

Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий,

Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы:

следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу сети или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это риелторская фирма, содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;

2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, акционерами, с владельцами бизнеса;

3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.

Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики:

1) корпоративный;

2) профессиональные (индивидуальные и/или институционные);

3)деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.

Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.

Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами. Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:

1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:

а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;

б) окружающей среде;

2) не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества,
не участвуй в монополистической практике;

3) соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).

Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают:

- преамбулу — вступительное слово директора фирмы;

- положения, регламентирующие отношения между фирмой и
работниками;

- общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;

- положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;

- положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;

- положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;

- положения, регламентирующие отношения с клиентами;

- положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;

- положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;

- обязательства перед акционерами и вкладчиками;

- положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.

В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы — это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:

- создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;

- социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;

- улучшение экологии, обеспечение жителей экологически чистой водой;

- благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;

- строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т.д.

Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ: формируется ее более привлекательный образ в обществе; возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта. В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям: в частности, для поддержания своих доходов организация 'нередко повышает цены с целью покрытия издержек — средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.

Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса. Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:

1) процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;

2) пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности могут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;

3) механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:

- наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;

- наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;

- отдел по вопросам этики.

Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.

Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:

а) связаны с ситуациями морального выбора;

б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими – которые иногда заявляют о себе одновременно;

в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют немедленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить;

г) имеют интернациональный характер.

К числу таких проблем относятся:

- противоречия между личными интересами и интересами организации;

- сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при проведении проверок;

- выпуск некачественной продукции;

- безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось;

- наличие «любимчиков» — фаворитов;

- эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;

- невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;

- воровство на рабочем месте и в коллективе;

- служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);

- несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;

- обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;

- проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.

Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:

- этично ли использовать ресурсы компании в личных целях;

- этично ли заниматься в рабочее время личными делами;

- этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?

Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.

Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возникают этические дилеммы, — это важная составная часть корпоративных тренингов. В настоящее время все большее число российских фирм организует у себя проведение подобных тренингов — мероприятий для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируются новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники развивают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, принимать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.).

Профессиональная этика юриста представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами. Это, разумеется, нисколько не принижает их социального значения. Более того, истории права известны случаи, когда нормы этических кодексов становились настолько актуальными, что заимствовались действующим законодательством. Таким образом, нравственный запрет становился правовым и подкреплялся суровой санкцией за его нарушение.

В заключение отметим, что этический кодекс является важнейшим нормативным актом, регламентирующим профессиональную деятельность наравне с действующим законодательством. Его знание и соблюдение - это не только условие профессионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого специалиста, но и настойчивое требование общества ко всем представителям социально-значимых профессий.