Характеристика деловой этики

И российские, и зарубежные исследователи в основном сходятся во мнении о том, что современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных подсистем: социально-экономической, политической, социокультурной, и все они вместе образуют особую переходную модель. Соответственно этому те этические нормы, которые имеют место в современной российской
предпринимательской среде, также находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они пред­ставляет собой довольно пеструю смесь стереотипов поведения, перенесенных из эпохи командно-административной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающихся в процессе перехода к подлинно рыночной экономике.

В то же время правомерен вопрос: имеются ли в истории, традициях и культуре нашей страны предпосылки и основы формирования норм и правил цивилизованного предпринимательского поведения? Упомянутые выше стереотипы и нормы экономического поведения периода советской экономики за последние десять лет подверглись столь значительному разрушению, что было бы сложно надеяться на их реанимацию и продуктивное использование. Исследователи высказывают обоснованные сомнения и относительно возможности «строительств новой системы морально-этических норм на базе религиозных представлений, с помощью и при содействии церкви. При этом учитывается и значительная политическая ангажированость церкви и ее недостаточно высокий моральный авторитет. Kpoме того, сказывается и то обстоятельство, что постоянная борьба внутри политической элиты страны препятствует широкому общественному диалогу по вопросу формирования общероссийской национальной идеи, не способствует воспитанию уважительного отношения к власти со стороны граждан.

Многие зарубежные специалисты убеждены, что реформа морали, которая должна сопровождать или опережать реформы рынка, еще только намечается. Но это необходимый этап ста­новления нового российского общества. Если Россия поставила перед собой задачу реформировать общество, она должна осоз­нать, что экономическая реформа — это еще и реформа морали, гак полагают они. Низкое качество и несоблюдение договорен­ностей невыгодны, поскольку это разрушает репутацию бизнес­мена, что равносильно вытеснению его с рынка. По мнению за­падных ученых и практиков бизнеса, перед Россией стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, которое идет на сознательный риск, песет ответственность за принятие решения, а потом пользуется очагами своей деятельности вместе со всем цивилизованным миром.

Российские исследователи, анализируя современные тенден­ции становления отечественного бизнеса, указывают на проти­воречивый характер наблюдаемых процессов. Так, Б. Докторов убежден: «В процессе формирования этики бизнеса в России проявляются две тенденции. С одной стороны, в опоре на зако­нодательство, на отдельные проявления доброжелательности со стороны общественного мнения в среде предпринимателей развиваются формы контактов, принятые в современном деловом мире; ответственность, обязательность, обоснованный риск и т. д. С другой стороны, не имея гарантий стабильности законодателъства в сфере бизнеса, ощущая недоброжелательность со стороны различных властных структур и общественности, пред­приниматели вынуждены действовать по правилам, отличным, от правил цивилизованного бизнеса».

Интересна интерпретация возможных механизмов формирования наметившихся противоречивых тенденций М. Мацковского: «Основная масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими рамками, поскольку само государство по­ка еще не создает условия, делающие моральный бизнес боле выгодным, чем неморальный. Бизнес должен быть моральный не потому, что необходимо во всем следовать христианской эти­ке. Просто моральный бизнес приносит максимальную при­быль. Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том, чтобы и они сами, и их партнеры придерживались моральных норм. Моральных предпринимате­лей больше, чем неморальных и среди них наверняка найдутся бизнесмены, которые открыто заявят о том, что в своей деятельности они будут строго придерживаться моральных принципу и даже, если таких людей будет сначала немного, то и тог; объединившись, они смогут оказать заметное влияние на процесс продвижения к этическому бизнесу».

Таким образом, этика – это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повыше­ния этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некото­рые другие.


Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний

Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтикv и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отноше­ний между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями. Под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне присутствует моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми ха­рактеристиками, — между различными корпорациями. На вертикальном уровне — моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню относятся отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его локальной частью) и отношения между корпорациями и окру
жающей средой.

Большинство людей принимают этические решения на микроуровне. Например, когда человек отвечает за свое собственное поведение. Каждый человек также принимает решения, которые касаются других людей: например, в отношении благо­
состояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например непосредствен­
но участвовать в формировании государственной национальной политики.

Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макро­
уровня этики бизнеса трудно переоценить. И совершенно очевидна невозможность ограничения микроуровневым подходом нелепо убеждать члена Кабинета министров в необходимости быть честным и ответственным. |

Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен для экономики переходного периода. Например, в России происходит трансформация основных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным условиям жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведению на микроуровне. Однако, если эти институты ложно сформированы и не учитывают конкретные социальные условия, бесполезно тратить усилия на частные этические проблемы на уровне трудового коллектива, так как людям придется постоянно бороться с уродливыми экономическими институтами и ошибочным политическим курсом.

На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория. В конце концов раз этика бизнеса на макроуровне связана с применением этической теории к экономическим институтам и их политике, то нельзя рассуждать об этических проблемах бизнеса, забывая об экономике.

Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух линий, но не учитывать это взаимодействие нельзя. С одной стороны, этике бизнеса нужно знание экономической теории, если она хочет дать полезные реалистичные указания для тех, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а экономист – как этик, это и будет проявлением взаимодействия этих двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловыми людьми.