Характеристика деловой этики
И российские, и зарубежные исследователи в основном сходятся во мнении о том, что современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных подсистем: социально-экономической, политической, социокультурной, и все они вместе образуют особую переходную модель. Соответственно этому те этические нормы, которые имеют место в современной российской
предпринимательской среде, также находятся в процессе становления и могут рассматриваться как переходные. Они представляет собой довольно пеструю смесь стереотипов поведения, перенесенных из эпохи командно-административной экономики, заимствований из западной деловой культуры и не вполне оформившихся «правил игры», еще только складывающихся в процессе перехода к подлинно рыночной экономике.
В то же время правомерен вопрос: имеются ли в истории, традициях и культуре нашей страны предпосылки и основы формирования норм и правил цивилизованного предпринимательского поведения? Упомянутые выше стереотипы и нормы экономического поведения периода советской экономики за последние десять лет подверглись столь значительному разрушению, что было бы сложно надеяться на их реанимацию и продуктивное использование. Исследователи высказывают обоснованные сомнения и относительно возможности «строительств новой системы морально-этических норм на базе религиозных представлений, с помощью и при содействии церкви. При этом учитывается и значительная политическая ангажированость церкви и ее недостаточно высокий моральный авторитет. Kpoме того, сказывается и то обстоятельство, что постоянная борьба внутри политической элиты страны препятствует широкому общественному диалогу по вопросу формирования общероссийской национальной идеи, не способствует воспитанию уважительного отношения к власти со стороны граждан.
Многие зарубежные специалисты убеждены, что реформа морали, которая должна сопровождать или опережать реформы рынка, еще только намечается. Но это необходимый этап становления нового российского общества. Если Россия поставила перед собой задачу реформировать общество, она должна осознать, что экономическая реформа — это еще и реформа морали, гак полагают они. Низкое качество и несоблюдение договоренностей невыгодны, поскольку это разрушает репутацию бизнесмена, что равносильно вытеснению его с рынка. По мнению западных ученых и практиков бизнеса, перед Россией стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, которое идет на сознательный риск, песет ответственность за принятие решения, а потом пользуется очагами своей деятельности вместе со всем цивилизованным миром.
Российские исследователи, анализируя современные тенденции становления отечественного бизнеса, указывают на противоречивый характер наблюдаемых процессов. Так, Б. Докторов убежден: «В процессе формирования этики бизнеса в России проявляются две тенденции. С одной стороны, в опоре на законодательство, на отдельные проявления доброжелательности со стороны общественного мнения в среде предпринимателей развиваются формы контактов, принятые в современном деловом мире; ответственность, обязательность, обоснованный риск и т. д. С другой стороны, не имея гарантий стабильности законодателъства в сфере бизнеса, ощущая недоброжелательность со стороны различных властных структур и общественности, предприниматели вынуждены действовать по правилам, отличным, от правил цивилизованного бизнеса».
Интересна интерпретация возможных механизмов формирования наметившихся противоречивых тенденций М. Мацковского: «Основная масса предпринимателей не желает ограничивать себя этическими рамками, поскольку само государство пока еще не создает условия, делающие моральный бизнес боле выгодным, чем неморальный. Бизнес должен быть моральный не потому, что необходимо во всем следовать христианской этике. Просто моральный бизнес приносит максимальную прибыль. Предпринимателям, которые работают на перспективу, необходимо думать о том, чтобы и они сами, и их партнеры придерживались моральных норм. Моральных предпринимателей больше, чем неморальных и среди них наверняка найдутся бизнесмены, которые открыто заявят о том, что в своей деятельности они будут строго придерживаться моральных принципу и даже, если таких людей будет сначала немного, то и тог; объединившись, они смогут оказать заметное влияние на процесс продвижения к этическому бизнесу».
Таким образом, этика – это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний
Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтикv и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями. Под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.
В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне присутствует моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, — между различными корпорациями. На вертикальном уровне — моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню относятся отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его локальной частью) и отношения между корпорациями и окру
жающей средой.
Большинство людей принимают этические решения на микроуровне. Например, когда человек отвечает за свое собственное поведение. Каждый человек также принимает решения, которые касаются других людей: например, в отношении благо
состояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например непосредствен
но участвовать в формировании государственной национальной политики.
Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макро
уровня этики бизнеса трудно переоценить. И совершенно очевидна невозможность ограничения микроуровневым подходом нелепо убеждать члена Кабинета министров в необходимости быть честным и ответственным. |
Макроуровневый подход в бизнесе особенно важен для экономики переходного периода. Например, в России происходит трансформация основных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным условиям жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведению на микроуровне. Однако, если эти институты ложно сформированы и не учитывают конкретные социальные условия, бесполезно тратить усилия на частные этические проблемы на уровне трудового коллектива, так как людям придется постоянно бороться с уродливыми экономическими институтами и ошибочным политическим курсом.
На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория. В конце концов раз этика бизнеса на макроуровне связана с применением этической теории к экономическим институтам и их политике, то нельзя рассуждать об этических проблемах бизнеса, забывая об экономике.
Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух линий, но не учитывать это взаимодействие нельзя. С одной стороны, этике бизнеса нужно знание экономической теории, если она хочет дать полезные реалистичные указания для тех, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а экономист – как этик, это и будет проявлением взаимодействия этих двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловыми людьми.